16.Государственный подход к организации социальной помощи и социального воспитания в России. Практика призрения на этапе Просвещения.
Общая характеристика. Просвещение – завершающий этап средневековья, ушедший в прошлое в связи с революционными событиями во Франции (1789 год), после которых практически все страны Европы стали развиваться по капиталистическому пути. Просветители
– разработали новую концепцию ЧЕЛОВЕКА как части природы, как совершенного существа, главной характеристикой которого стал рассматриваться ум человека.
- отвергли греховность РЕБЕНКА, сказали, что он - «чистая лоска» (Д.Локк), прекрасное существо от рождении (Руссо);
- заклеймили феодальное общество и феодальную семью, которые портят прекрасную природу ребенка;
- предложили новую концепцию естественного воспитания вдали от порочной семьи, на лоне природы, без наказаний.
Начиная с этого времени, многие педагоги (в том числе – И.И. Бецкой) разделяли идею воспитания в закрытых учреждениях, которое изолирует ребенка от порочной среды. Это Воспитательные дома, институт благородных девиц.
Эпоха Просвещения – время построения нового государства – империи. Начало положено Петром, продолжила строить империю Екатерина. Для строительства нового государства нужны люди – государственники, сплотившиеся вокруг государя, разделяющие его идеи. Государственный человек должен трудиться (строить империю) учится новым видам деятельности (строительство кораблей, городов, заводов и др.). Воплощением государственного человека стал сам Петр (царь – плотник).
Государственный подход к призрению. Российские монархи строили новое государство и стремились организовывать жизнь нуждающихся людей как РАЗУМНО организованную, то есть – через написание разумных законов, запрещающих милостыню, и организацию учреждений призрения. Петр положил начало этому подходу. При нем впервые практика помощи разделилась на детскую и взрослую ветви. Появились первые государственные богадельни госпитали для взрослых и и особые «домы» для подкидышей. Екатерина продолжила эту деятельность. Она организовала сеть учреждений, возглавляемых в каждом крупном городе особой структурой – Приказом общественного призрения. Согласно ее замыслу, Приказ руководил организацией богаделен для одиноких, больниц для больных, сиротских домов для детей умерших родителей, работных домов (тюрем) – для преступников. Такой поход называется государственным. Кроме того, были организованы учреждения, управляемые на особых основаниях: Московский воспитательный дом (1863) и СПб Воспитательный дом (1870) – для детей-подкидышей, Институт благородных девиц и др.
Государственный подход к социальному воспитанию. (Здесь сначала надо сказать, что такое социальное воспитание). На этапе петровских реформ социальное воспитание – воспитание государственно мыслящих людей, их профессиональная подготовка9Школа математических и навигационных наук для дворянских детей) . Особенности воспитания этого времени отражены в книге «Юности честное зерцало». На этапе екатерининских реформ смысл социального воспитания состоял в формировании новой породы жен и матерей (Институт благородных девиц, воспитанники которого не видели своих родственников на протяжении всей жизни в институте), в формировании «нового чина людей» из подкидышей Воспитательных домов Особенности воспитания этого времени отражены в работах И.И. Бецкого о Воспитательных домах.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1 Вопрос. Сущность государственной политики социальной защиты детства в Российской Федерации
- 3. Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
- 4. Основные направления международной деятельности по социальной защите детства
- 5. Система социальной защиты детства за рубежом (на примере одной из европейских стран) Швеция – модель социальной защиты детства
- 6 Вопрос Международные основы социальной защиты прав и интересов несовершеннолетних.
- 7. Нормативно-правовые основы социальной защиты семейных прав граждан рф
- Вопрос 8. Нормативно-правовые основы защиты прав и интересов детей в рф
- 10. Нормативно-правовые основы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
- 11. Нормативно правовые основы уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних
- 12 Вопрос Правовые основы социального обслуживания семьи и детей в рф.
- 13. Защита прав ребенка в социально-педагогической деятельности в учреждениях образования.
- 14. Государственная система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
- 16.Государственный подход к организации социальной помощи и социального воспитания в России. Практика призрения на этапе Просвещения.
- 17.Государственное и общественное призрение в России в 19 веке.
- 20 Вопрос. Социально-педагогическое консультирование как направление деятельности соц. Педагога.
- 21. Характеристика моделей социально-педагогического консультирования.
- 22. Консультирование в системе сопровождения ребенка с социальными проблемами.
- 23 Вопрос. Социально-педагогическое консультирование семьи
- 24. Социально-педагогическая профилактика правонарушений среди несовершеннолетних.
- 25. Технология социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов и их семей.
- 26. Технология социально-педагогической реабилитации девиантного поведения
- 27. Социально-педагогическая поддержка семей группы риска
- 28. Социально-педагогическая поддержка и сопровождение многодетных семей
- 29. Социально-педагогическая поддержка и сопровождение детей мигрантов в оу
- 30. Социально-педагогическая деятельность по профилактике конфликтов в образовательных учреждениях.
- 31. Профессионально-этические нормы деятельности социального педагога
- 32. Социализация ребенка как многофакторный процесс
- 33. Особенности социализации ребенка в условиях современного российского общества
- 35. Психологические особенности детей дошкольного возраста 3-6 лет
- 36. Общая психологическая характеристика развития младшего школьника. Задачи воспитания.
- 1. Восприятие:
- 37. Общая психологическая характеристика развития подростка. Задачи воспитания.
- 39. Психологические основы методов и форм воспитательной работы.
- 40. Половое воспитание школьников и формирование культуры межполовых отношений