37. Общая психологическая характеристика развития подростка. Задачи воспитания.
Общая характеристика подросткового возраста
Подростковый возраст охватывает период от 10-11 лет до 13-14 лет и является одним из самых сложных и ответственных в жизни ребенка и его родителей. Этот возраст считается кризисным, поскольку происходят резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны развития и жизни. Кризис подросткового возраста связан с изменением социальной ситуации развития и ведущей деятельности.
Социальная ситуация развития - это особое положение ребенка в системе принятых в данном обществе отношений. В подростковом возрасте она представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости.
Ведущая деятельность - эта та деятельность, которая определяет возникновение основных изменений в психическом развитии ребенка на каждом отдельном этапе. В подростковом возрасте - интимно-личностное общение. Именно в процессе общения со сверстниками происходит становление нового уровня самосознания ребенка, формируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права. Кроме того, общение является для подростков очень важным информационным каналом.
В результате такой резкой смены интересов в подростковом возрасте часто страдает учебная деятельность, снижается школьная мотивация.
Многие особенности поведения подростка связаны не только с психологическими изменениями, но и с изменениями, происходящими в организме ребенка. Половое созревание и неравномерное физиологическое развитие подростка обуславливают многие его поведенческие реакции в этот период. Подростковый возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Поведение подростков зачастую бывает непредсказуемым, за короткий период они могут продемонстрировать абсолютно противоположные реакции:
· целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью;
· неуемная жажда деятельности может смениться апатией, отсутствием стремлений и желаний что-либо делать;
· повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяются ранимостью и неуверенностью в себе;
· развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;
· романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;
· нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости;
· потребность в общении сменяется желанием уединиться.
Наиболее бурные аффективные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек - на 13-15 лет.
В подростковый период возникает ряд важнейших личностных задач. Основные линии развития подростков связаны с прохождением личностных кризисов: кризиса идентичности и кризиса, связанного с отделением от семьи и приобретением самостоятельности.
Кризис идентичности.
В это время происходит поиск и выбор новой взрослой идентичности, новой целостности, нового отношения к себе и к миру. Внешне это проявляется в активном интересе к себе: подростки постоянно что-то доказывают друг другу и самому себе; они общаются на темы, затрагивающие моральные и нравственные вопросы, межличностные отношения; появляется интерес к исследованию себя, уровня развития своих способностей через прохождение тестов, участие в олимпиадах.
Бурное развитие сознания и самосознания обуславливает интерес к себе, поэтому ребенок в подростковом возрасте склонен к уходу в себя, чрезмерно самокритичен и чувствителен к посторонней критики.
Становление нового уровня самосознания, Я-концепции выражается также в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие - уникальность и неповторимость. Познание себя через отличие зачастую происходит через противопоставление себя миру взрослых. Отсюда может идти негативизм в отношении норм и ценностей взрослых, их обесценивание. «Я не такой как вы! Я никогда не стану таким!», - вот достаточно характерные для подросткового возраста фразы.
Как следствие, в этом возрасте наблюдается резкое понижение ценности общения в семейном кругу: самыми большими авторитетами становятся друзья, а не родители.
Познание себя через сходство с другими происходит у подростков при общении со сверстниками. Подростки имеют свои собственные нормы, установки, специфические формы поведения, которые образуют особую подростковую субкультуру. Для них очень важно чувство принадлежности, возможность занять свое место в референтной группе.
Кризис, связанный с отделением от семьи и приобретением самостоятельности.
Чувство взрослости. Внешне это выглядит как стремление к самостоятельности и независимости. Он стремиться расширить свои права, делать так, как он сам хочет, знает, умеет. Такое поведение часто провоцирует запреты. Для подростка важна не столько сама возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности. Кроме того, еще одной характерной чертой подросткового возраста является несоответствие представлений о своих желаемых и реальных возможностях.
Итак, для подросткового возраста характерны следующие особенности:
· половое созревание и неравномерное физиологическое развитие, обуславливающие эмоциональную неустойчивость и резкие колебания настроения;
· изменение социальной ситуации развития: переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости;
· смена ведущей деятельности: учебную деятельность вытесняет интимно-личностное общение со сверстниками;
· открытие и утверждение своего «Я», поиск собственного места в системе человеческих взаимоотношений;
· познание себя через противопоставление миру взрослых и через чувство принадлежности к миру сверстников. Это помогает подростку найти собственные ценности и нормы, сформировать свое представление об окружающем его мире;
· появление «чувства взрослости», желание подростка признания своей «взрослости». В этом возрасте подростки стремятся освободиться от эмоциональной зависимости от родителей.
Задачи воспитания по ФГОС:
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы»):
· любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
· осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества;
· креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;
· владеющий основами научных методов познания окружающего мира;
· мотивированный на творчество и инновационную деятельность;
· готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;
· осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьёй, обществом, государством, человечеством;
· уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
· осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни;
· подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества;
· мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.
Вопрос № 38 Психосоциальные аспекты профессионального самоопределения личности.
Проблема профессионального самоопределения молодого человека занимает важное место в педагогической и возрастной психологии, поскольку касается решения главного вопроса профессионального становления личности. В связи с этим, центральным и достаточно сложной задачей современной школы является формирование у подрастающей личности способности к сознательному и самостоятельного выбора профессии и дальнейшего овладения ею.
Профессиональное самоопределение - сложный, перманентный процесс профессионального выбора - это процесс самопознания и объективной оценки подрастающим поколением собственных индивидуальных особенностей, сопоставления своих профессионально важных качеств и возможностей требованиям, необходимыми для овладения конкретной профессией.
В психологическом плане выбор профессии представляет собой единство двух аспектных явлений: субъекта выбора, то есть тот, кто выбирает и объекта выбора - то, что выбирают.
Субъект и объект определяют неоднозначность совершенного выбора. Это объясняется богатством характеристик, которыми они обладают.
Вместе с тем деятельность, как форма взаимосвязи объекта с субъектами, образует условия психологического отражения и выступает как механизм детерминирующего влияния на личность.
Процесс профессионального самоопределения обусловлен возникновением, расширением деятельности субъекта, реализующей его связь с фактором профориентации.
Выбор профессии состоит из ряда последовательных этапов, сливающихся в один процесс, который охватывает весь период профессиональной деятельности личности - от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности, и во временном аспекте реализуется тремя стадиями: спонтанно, профильно, конкретно профессионально. Эти стадии различаются по глубине и содержанием субъективного самопознания:
1) на стадии профессионального самоопределения осуществляется первичная ориентация в разных видах деятельности,
2) в профильном самоопределении молодым человеком на основе рефлексии собственных интересов, способностей осуществляется первичный выбор профессиональной сферы, что ей соответствует,
3) на стадии конкретно профессионального самоопределения молодой человек рефлексирует максимально широкий круг внутренних и внешних социальных факторов.
Среди психологических теорий профессионального самоопределения личности можно отметить два основных направления: 1) профессиональное самоопределение характеризуется как личностное новообразование, возникающее в старшем школьном возрасте (М.Ю. Варбан, А. Маслоу, М. Муканов и др..)
2) профессиональное самоопределение рассматривается как искусственно организованный процесс.
Ряд психологов (М.Р. Гинзбург, И.В. Дубровина, И.С. Кон, Б.С. Круглов, П. Ников и др.)., которые изучали вопрос формирования особистости в юношеском возрасте, связывают переход от подросткового к юношескому возрасту с резкой сменой внутренней позиции, когда устремленность в будущее становится основной направленностью личности и проблема выбора дальнейшего жизненного пути находится в центре интересов и планов старшеклассников. Перед ними встают фундаментальные задачи социального и личностного самоопределения: как найти свое место в жизни, выбрать дело в соответствии со своими возможностями и способностями, как стать настоящими людьми, в чем смысл жизни и многие другие. Юноши и девушки стремятся занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя членами общества, определить себя в мире, т.е. понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни.
Большинство специалистов по профориентации (Н.Н. Захаров Е.Н. Павлютенков, В.Ф. Сазонов и др..) до наиболее важных субъективных условий выбора профессии относят мотивы, интересы, склонности, способности индивида к трудовой деятельности , которую он выбирает. Именно эти образования определяют программу жизненного развития личности, в свою очередь, обусловливает готовность личности к профессиональному самоопределению. К объективным факторам относят наличие вакантных мест в различных отраслях народного хозяйства, условия труда и т.д.. Кроме того, профессиональное самоопределение старшеклассников связано с выбором ими социальной среды, "присоединение" к профессии как к определенной сфере социальной активности. Российский ученый Е.А. Климов предлагает учитывать следующие факторы профессионального самоопределения личности:
1. Позицию родителей, старших членов семьи. Очень часто родители предоставляют ребенку полную свободу выбора, требуя тем самым от нее самостоятельности, ответственности, инициативы. Случается, что родители не согласны с выбором ребенка, и предлагают пересмотреть свои планы и сделать другой выбор. Правильному выбору профессии часто мешают установки родителей, которые стремятся, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем, в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить в свое время.
2. Позицию друзей. Дружеские отношения старшеклассников являются достаточно прочными и не исключено влияние их на выбор профессии. Позиция микрогруппы может даже стать решающим в профессиональном самоопределении. Особенно это актуально для людей со стандартизированным мышлением, склонных к подражанию и стереотипов, не имеющих возможности четко сформулировать собственную жизненную позицию, потребителей, а не творцов.
3. Позицию школьных педагогов. Каждый учитель, наблюдая за поведением ученика в учебном процессе, анализирует его интересы, склонности, направления мышления и конечно может дать очень ценный совет, к тому же, опытный педагог способен предотвратить такой распространенной ошибке при выборе профессии, как отождествление школьного предмета и определенной, родственного им профессии. Он поможет четко различать эти понятия. Учитель способствует формированию у учащихся ценностных ориентаций, направленных на удовлетворение потребностей самосовершенствования, самоутверждения, профессионального роста, воспитанию у учащихся любви к труду, положительного отношения ко всем видам технической деятельности, пониманию необходимости технического труда как для общества, так и для жизни самого человека.
4. Личные профессиональные планы, которые формируются в зависимости от склада ума и характера человека.
5. Способности, которые представляют собой индивидуальные психологические особенности человека и проявляющиеся в трудовой или иной деятельности и являющиеся условием успешности ее осуществления. От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, приобретение умений и навыков.
6. Уровень притязаний на общественное признание. Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний. Несоответствие внутренних образов человека жизненным реалиям неизбежно приведет к разочарованию.
7. Осведомленность о профессии. Важно позаботиться о том, чтобы сведения, приобретаемые человеком о той или иной профессии, не проявились искаженными, неполными, односторонними. Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии может привести к серьезным ошибкам и разочарований.
8. Склонности - проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это - интересы, подкрепленные определенными способностями.
Такая совокупность средств профессиональной ориентации предопределяет успех решения задач обучения и консультирования учащихся, формирования профессиональных интересов и склонностей, непосредственной помощи в трудоустройстве и преодоления трудностей на различных этапах профессионального самоопределения. Система средств профориентации несет в себе широкий спектр возможностей профессионального развития личности, с которой личность черпает мотивы и цели своей деятельности.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1 Вопрос. Сущность государственной политики социальной защиты детства в Российской Федерации
- 3. Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
- 4. Основные направления международной деятельности по социальной защите детства
- 5. Система социальной защиты детства за рубежом (на примере одной из европейских стран) Швеция – модель социальной защиты детства
- 6 Вопрос Международные основы социальной защиты прав и интересов несовершеннолетних.
- 7. Нормативно-правовые основы социальной защиты семейных прав граждан рф
- Вопрос 8. Нормативно-правовые основы защиты прав и интересов детей в рф
- 10. Нормативно-правовые основы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
- 11. Нормативно правовые основы уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних
- 12 Вопрос Правовые основы социального обслуживания семьи и детей в рф.
- 13. Защита прав ребенка в социально-педагогической деятельности в учреждениях образования.
- 14. Государственная система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
- 16.Государственный подход к организации социальной помощи и социального воспитания в России. Практика призрения на этапе Просвещения.
- 17.Государственное и общественное призрение в России в 19 веке.
- 20 Вопрос. Социально-педагогическое консультирование как направление деятельности соц. Педагога.
- 21. Характеристика моделей социально-педагогического консультирования.
- 22. Консультирование в системе сопровождения ребенка с социальными проблемами.
- 23 Вопрос. Социально-педагогическое консультирование семьи
- 24. Социально-педагогическая профилактика правонарушений среди несовершеннолетних.
- 25. Технология социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов и их семей.
- 26. Технология социально-педагогической реабилитации девиантного поведения
- 27. Социально-педагогическая поддержка семей группы риска
- 28. Социально-педагогическая поддержка и сопровождение многодетных семей
- 29. Социально-педагогическая поддержка и сопровождение детей мигрантов в оу
- 30. Социально-педагогическая деятельность по профилактике конфликтов в образовательных учреждениях.
- 31. Профессионально-этические нормы деятельности социального педагога
- 32. Социализация ребенка как многофакторный процесс
- 33. Особенности социализации ребенка в условиях современного российского общества
- 35. Психологические особенности детей дошкольного возраста 3-6 лет
- 36. Общая психологическая характеристика развития младшего школьника. Задачи воспитания.
- 1. Восприятие:
- 37. Общая психологическая характеристика развития подростка. Задачи воспитания.
- 39. Психологические основы методов и форм воспитательной работы.
- 40. Половое воспитание школьников и формирование культуры межполовых отношений