logo
Материалы конференций по ППС РП НШ

Педагогическое сопровождение процессов становления и развития социокультурной идентичности субъектов оу.

Помимо решения чисто образовательных и воспитательных задач, современная система образования призвана способствовать решению широкого спектра проблем, выходящих за границы традиционно понимаемого образовательного пространства.

В современных условиях особую остроту приобретает проблема глобального кризиса идентичности, которая характерна для современного общества. Кризис идентичности рождает весьма болезненные для подрастающего поколения проблемы личностного самоопределения.

Идентичность личности определяет способность человека постоянно усваивать, обобщать и интегрировать свой личностный и социальный опыт, что позволяет ему сохранять ощущение собственной непрерывности и целостности в постоянно меняющемся внешнем мире: это искусство быть собой, самореализовываться и осознавать самого себя в меняющихся условиях.

Таким образом, идентичность предстает, как свойство личности оставаться собой в трансформирующемся мире, в результате осознания своей индивидуальности, отличности от других, как результат отождествления индивида с группой на основе восприятия ее ценностей, социальных установок и ролей.

Социокультурная детерминированность идентичности обуславливает рассмотрение процесса идентификации личности как интериоризации социокультурных воздействий в ходе многообразных коммуникативных отношений, следовательно, как взаимодействие индивидуально-личностного и социокультурного начал.

Педагогическое сопровождение процесса становления и развития социокультурной идентичности школьников заключается в обеспечении условий для полноценного осуществления данного процесса. В зависимости от этапа и особенностей становления и развития социокультурной идентичности школьников акцентируются и в различной мере привлекаются возможности образовательной среды и ее компонентов.

Эффективность педагогического сопровождения становления и развития социокультурной идентичности школьников достигается при условии консолидации субъектов образовательной среды, поддержания ее социокультурного равновесия, учета особенностей выбора школьниками значимых «Других» и референтных групп, освоения педагогами технологией педагогического сопровождения становления и развития социокультурной идентичности школьников.

Данная технология является личностно-ориентированной и предполагает реализацию комплекса следующих методов: рефлексии, системного анализа, проблемного обучения (эвристического, исследовательского, проектного), осуществляемых, как на уроке, так и во внеурочной деятельности.

Технологические основы педагогического сопровождения становления и развития социокультурной идентичности школьников определяются:

Специфическими характеристиками педагогического сопровождения являются:

В соответствии с пониманием сущности педагогического сопровождения становления и развития социокультурной идентичности школьников представляется возможным выделить принципы, обеспечивающие данный процесс:

Деятельность педагога, осуществляющего такое сопровождение, направлена на работу с субъектным опытом ученика; анализ его познавательных и профессиональных интересов, намерений, потребностей, личных устремлений; раскрытие способов мышления, сложившихся в процессе познания каждого ученика. В соответствии с возрастными особенностями школьников основными задачами являются:

Сопровождение предполагает реализацию следующих направлений:

  1. развитие образовательной среды, обогащенной многообразием видов деятельности и воспитательного пространства;

  2. обеспечение сопровождения самореализации школьников, включающего в себя квалифицированное консультирование специалистами;

  3. создание условий для стимулирования активности учащихся на самоидентификацию;

  4. расширение субъектов взаимодействия в социально-педагогическом сопровождении, привлечение психологов, родителей в том числе на основе социального партнерства;

  5. организация практико-ориентированного образовательного процесса, позволяющего преодолеть разрыв теории и практики и способствующего становлению субъектной позиции в образовательной деятельности как условия развития идентификационных процессов личности.

Формы и методы работы могут быть следующими:

При проектировании педагогического сопровождения становления и развития социокультурной идентичности следует учитывать, что системное сопровождение строится поэтапно, по определенному алгоритму и включает в себя диагностический, поисковый, консультативно-проективный, деятельностный и рефлексивный этапы.

Е.Н. Никитина

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4