Педагогическое сопровождение процессов становления и развития социокультурной идентичности субъектов оу.
Помимо решения чисто образовательных и воспитательных задач, современная система образования призвана способствовать решению широкого спектра проблем, выходящих за границы традиционно понимаемого образовательного пространства.
В современных условиях особую остроту приобретает проблема глобального кризиса идентичности, которая характерна для современного общества. Кризис идентичности рождает весьма болезненные для подрастающего поколения проблемы личностного самоопределения.
Идентичность личности определяет способность человека постоянно усваивать, обобщать и интегрировать свой личностный и социальный опыт, что позволяет ему сохранять ощущение собственной непрерывности и целостности в постоянно меняющемся внешнем мире: это искусство быть собой, самореализовываться и осознавать самого себя в меняющихся условиях.
Таким образом, идентичность предстает, как свойство личности оставаться собой в трансформирующемся мире, в результате осознания своей индивидуальности, отличности от других, как результат отождествления индивида с группой на основе восприятия ее ценностей, социальных установок и ролей.
Социокультурная детерминированность идентичности обуславливает рассмотрение процесса идентификации личности как интериоризации социокультурных воздействий в ходе многообразных коммуникативных отношений, следовательно, как взаимодействие индивидуально-личностного и социокультурного начал.
Педагогическое сопровождение процесса становления и развития социокультурной идентичности школьников заключается в обеспечении условий для полноценного осуществления данного процесса. В зависимости от этапа и особенностей становления и развития социокультурной идентичности школьников акцентируются и в различной мере привлекаются возможности образовательной среды и ее компонентов.
Эффективность педагогического сопровождения становления и развития социокультурной идентичности школьников достигается при условии консолидации субъектов образовательной среды, поддержания ее социокультурного равновесия, учета особенностей выбора школьниками значимых «Других» и референтных групп, освоения педагогами технологией педагогического сопровождения становления и развития социокультурной идентичности школьников.
Данная технология является личностно-ориентированной и предполагает реализацию комплекса следующих методов: рефлексии, системного анализа, проблемного обучения (эвристического, исследовательского, проектного), осуществляемых, как на уроке, так и во внеурочной деятельности.
Технологические основы педагогического сопровождения становления и развития социокультурной идентичности школьников определяются:
моделированием взаимодействия субъектов педагогического сопровождения в соответствии с их возможностями;
выявлением и моделированием субъектной деятельности педагога/ специалиста как организатора (лидера) взаимодействия;
разработкой адаптивных комплексов педагогического сопровождения, интегрирующих функции субъектов сопровождения личностного развития ребенка через специфические психолого-педагогические и социальные подходы.
Специфическими характеристиками педагогического сопровождения являются:
полисубъектность;
субъектная позиция всех участников взаимодействия;
принимаемая и поддерживаемая субъектами совместность и взаимореферентность;
многопроектность;
схожесть интерпретаций;
адаптивность;
предоставление сопровождаемому той степени свободы, за которую он может нести ответственность в силу возрастных и индивидуальных особенностей;
преимущественное использование гуманистических методов педагогического взаимодействия.
В соответствии с пониманием сущности педагогического сопровождения становления и развития социокультурной идентичности школьников представляется возможным выделить принципы, обеспечивающие данный процесс:
принцип адресности как требование соответствия используемых стратегий и тактик педагогического сопровождения индивидуальным и групповым особенностям становления и развития социокультурной идентичности;
принцип адаптивности как требование развертывания данной сущностной характеристики педагогического сопровождения, придания ей статуса организационного подхода;
принцип выбора личностных и базовых наборов идентичности в качестве образца, примера как требование предоставления права всем субъектам педагогического взаимодействия выбирать цели, ценности, убеждения, образцы для выстраивания собственной социокультурной идентичности;
принцип сочетания прямых и косвенных механизмов педагогического сопровождения как требование адекватного реагирования на изменение характера позиции школьника во взаимодействии, изменения особенностей его жизнеосуществления и учета этапа становления развития социокультурной идентичности;
принцип референтности как требование поддержания значимости как отдельных индивидуальных и групповых субъектов педагогического сопровождения, так и воспитательной системы и социального института образования в целом.
Деятельность педагога, осуществляющего такое сопровождение, направлена на работу с субъектным опытом ученика; анализ его познавательных и профессиональных интересов, намерений, потребностей, личных устремлений; раскрытие способов мышления, сложившихся в процессе познания каждого ученика. В соответствии с возрастными особенностями школьников основными задачами являются:
выработка совместно с учащимся и его родителями оптимального режима занятий, их сложности, скорости усвоения учебных предметов на основе сложившейся учебно-познавательной мотивации, постоянная стимуляция жизненной и познавательной активности ребенка;
поиск (совместно с учащимся и его родителями) видов и типов деятельности, наиболее успешно получающихся у школьника, постоянное поощрение к ее совершенствованию, основывающееся на формирование у ребенка «Образа-Я»; помощь в познании и развитии не только своих сильных, но и слабых сторон;
развитие целеустремленности, способности к самопознанию и самосовершенствованию, творческой активности в любых видах деятельности школьника;
помощь учащимся и их родителям в стрессовых ситуациях (при необходимости и в силу компетенции);
воспитание у школьника критического отношения к своему здоровью, нравственного отношения к себе и окружающим людям.
Сопровождение предполагает реализацию следующих направлений:
развитие образовательной среды, обогащенной многообразием видов деятельности и воспитательного пространства;
обеспечение сопровождения самореализации школьников, включающего в себя квалифицированное консультирование специалистами;
создание условий для стимулирования активности учащихся на самоидентификацию;
расширение субъектов взаимодействия в социально-педагогическом сопровождении, привлечение психологов, родителей в том числе на основе социального партнерства;
организация практико-ориентированного образовательного процесса, позволяющего преодолеть разрыв теории и практики и способствующего становлению субъектной позиции в образовательной деятельности как условия развития идентификационных процессов личности.
Формы и методы работы могут быть следующими:
индивидуальные и групповые беседы, опросы (анкетирования, интервьюирования, графологический анализ рисунков, как выявление типологии характера, и т.д.);
социально-психологический тренинг межличностного общения, имитационные, профориентационные и деловые игры, учебные дискуссии, осуществляемые в диалоговом режиме, профессиональные консультации и другие виды деятельности, направленные на создание у школьника состояния психологического комфорта и чувства защищенности в условиях окружающего его мира;
поисково-творческая деятельность, реализуемая учащимися, как в учебной, так и во внеурочной деятельности с последующей обязательной фиксацией.
При проектировании педагогического сопровождения становления и развития социокультурной идентичности следует учитывать, что системное сопровождение строится поэтапно, по определенному алгоритму и включает в себя диагностический, поисковый, консультативно-проективный, деятельностный и рефлексивный этапы.
Е.Н. Никитина
Yandex.RTB R-A-252273-3- Оглавление.
- Психолого-педагогическое сопровождение процессов развития ребенка в образовательной среде
- Теоретическая модель становления профессионального сообщества специалистов системы сопровождения
- Психологический компонент методологической культуры современного учителя
- Психолого-педагогическое сопровождение развития личности в современных социокультурных условиях.
- Психологические аспекты развития и оценки универсальных учебных действий в процессе внедрения фгос.
- Организация психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения, как первичного звена психолого-медико-педагогического сопровождения
- Заседания пмПк образовательного учреждения.
- Индивидуальное обследование ребенка специалистами консилиума.
- 2. Коллегиальное обсуждение: определение образовательного маршрута и коррекционной помощи.
- 4. Согласование деятельности специалистов по коррекционно-развивающей работе.
- Реализация рекомендаций консилиума.
- 6. Оценка эффективности коррекционно-развивающей работы.
- Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение в дошкольном отделении гимназии
- Технология работа с портфолио дошкольника
- Создание условий для обеспечения успешной адаптации детей при переходе из доу в начальную школу
- Портрет современного выпускника школы и программы психолого-педагогического сопровождения старшеклассников как способ реализации фгос нового поколения
- Какой он - современный выпускник? Какими качествами должен обладать?
- Игра как способ достижения образовательных результатов в условиях введения фгос нового поколения: опыт реализации программ комплексного сопровождения учащихся гимназии
- Педагогическое сопровождение процессов становления и развития социокультурной идентичности субъектов оу.
- Концепция развивающей работы школьного психолога – помощь школьникам с проблемами в обучении
- Взаимодействие специалистов ппмс-сопровождения и родителей учащихся в образовательном процессе
- Сигнал о проблеме
- Поддержка и оказание обучающей помощи родителям детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (из опыта работы Родительского Клуба)
- Комплексное сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
- Проблемы педагогического сопровождения ребёнка в вопросах полового воспитания
- Диагностика включенности и эмоционального благополучия учащихся в образовательном процессе
- Взаимодействие сотрудников ппмс-центра с классными руководителями по результатам диагностики
- О роли просвещения родителей в вопросах сопровождения подростков в выборе образовательной стратегии и профессиональной карьеры
- Педагогическое сопровождение в вопросах профориентации подростков-спортсменов
- Активные формы работы с родителями
- Социальная и педагогическая интеграция. Проблемы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Проблемы образовательной интеграции
- Механизм реализации программы коррекционной работы с учащимися с ограниченными возможностями развития, обучающимися в условиях интегрированного/инклюзивного образования
- Организация работы Центральной психолого-медико-педагогической комиссии
- I Первичный уровень
- III Областной уровень
- Обращение на цпмпк.
- Запись ребенка на цпмпк.
- Задержка психического развития: Этиология. Клиника. Диагностика
- Биологические:
- Социально-психологические:
- Внимание.
- Восприятие.
- Память.
- Мышление.
- Мотивация.
- Психокоррекция в условиях сенсорной комнаты как элемент системы психологического сопровождения образовательного процесса в специальном (коррекционном) детском доме
- Методические рекомендации по логопедической диагностике
- 1. Системное недоразвитие речи тяжелой степени при умственной отсталости.
- 2. Системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости.
- 3. Системное недоразвитие речи легкой степени при умственной отсталости
- Логопедическое заключение при обследовании школьников.
- 1 Системное недоразвитие речи тяжелой степени при умственной отсталости.
- 2. Системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости.
- 3. Системное недоразвитие речи легкой степени при умственной отсталости.
- Школа равных возможностей: ппмс-сопровождение инклюзивного образования
- Опыт взаимодействия логопеда и учителя в рамках комплексного сопровождения учащихся с речевыми проблемами в условиях гимназии
- Профессиональное самоопределение обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья на основе трудового обучения и социально – трудового воспитания
- Особенности мотивационного компонента школьной зрелости детей с задержкой психического развития 6 -7 лет
- Список авторов.