Проблемы педагогического сопровождения ребёнка в вопросах полового воспитания
Сегодня настолько доступна практически любая информация о сексуальных отношениях в мире взрослых, что в мире детей узнают об этих отношениях уже в младшем школьном возрасте. Однако правомерен вопрос: насколько правильна та информация, которую дети получают из окружающих источников. Объективна ли она? В большинстве случаев источником знаний для ребёнка становятся телевидение, интернет и друзья – то есть не самые надёжные ресурсы. Давно назрела необходимость определиться: а кто должен давать правильное объяснение тем или иным явлениям данной сферы, чтобы избежать формирования у подрастающего поколения искаженного восприятия сексуальных отношений между мужчиной и женщиной? Школа не хочет брать на себя такую ответственность – она перекладывает её на семью, а семья в свою очередь откладывает подобные «большие разговоры» как можно дальше в надежде на то, что их вообще можно будет избежать, или то, что школа возьмёт на себя эти функции. Ситуация в обществе сегодня такова, что ребёнку требуется сопровождение в вопросах сексуального воспитания, чтобы сформировать неискаженное, «моральное» отношение и выдержать гнёт информации. Решение осуществлять педагогическое сопровождение встречает целый ряд проблем. На предложение провести в школе несколько уроков сексуального воспитания, зачастую получаешь один ответ: «У нас всё прекрасно, дети развиваются гармонично, основные ценности они черпают из художественной литературы – читая классические произведения».Как раз то, что дети сегодня не читают литературу, уже стало общим понятием, которое не требует доказательств. Массовый отказ учителей от программы сексуального воспитания можно объяснить нежеланием поднимать такой сложный пласт, нести на себе груз ответственности, дополнительной работы, дополнительного стресса и напряжения, которые, несомненно, ожидают тех, кто согласится на этот путь. Сопровождение ребёнка в столь деликатной сфере потребует от «куратора» сил, времени, большого внимания, специфических знаний, а так же способности быстро реагировать в складывающейся ситуации и прорабатывать её в нужном для себя ключе. Но самым главным и самым сложным в данном «проекте» является принятие существующей реальности как факта. Если продолжать закрывать глаза на то, что секс перестал быть тайной и что люди в той или иной степени им «инфицированы», то всё останется по-прежнему. Принцип «не навреди», которым руководствуются учителя, безнадежно устарел. Его используют для того, чтобы максимально отдалить от себя все возможные попытки какого-либо соприкосновения с «запретной темой». Говорят о том, что необходим системный подход, в котором сопровождение ребёнка будет встроено в весь процесс обучения. Вероятно, в перспективе нужно именно к этому стремиться, но поскольку сама программа воспитания сейчас не имеет выхода в аудитории, то говорить о системности пока нет смысла. Более того, «системность» в России подразумевает набор общих одинаковых лекций, которые не производят никакого положительного эффекта. Для того, чтобы был эффект, в первую очередь, необходимо создать доверительные отношения с детьми, которые требуют помощи. Разговор, продиктованный только необходимостью проводить «просветительские беседы», обречен на провал. Если и говорить о системном подходе, то применительно к налаживанию именно таких связей. Большая проблема заключается в том, что сегодня большинство учителей не проявляют интереса к жизни своих учеников. Принцип межкультурного образования в данном разрезе практически не работает: учителя не пытаются познакомиться с культурой каждого нового поколения, что порождает разрыв между ними. Непонимание новых проявлений жизни учеников подсознательно рождает отторжение новой культуры и формирует отношение к ней как к деградирующей. Такое пренебрежительное отношение неминуемо ведёт к систематическим конфликтам, и как следствие, к тому, что учителя не могут найти общий язык со своими учениками. Важное значение в процессе налаживания связей с детьми могут играть социальные сети. Несмотря на то, что в обществе упрочилось негативное отношение в виртуальной среде, зачастую именно через неё удаётся снизить степень недоверия. Современный ученик представляет учителя исключительно в рамках школьного пространства. Контакт в сети открывает ему путь к личности преподавателя – позволяет узнать его как человека со своими индивидуальными предпочтениями, интересами и особенностями. На личном опыте было проверено, что дети, которые идут на разговор вне школьных стен, значительно больше открываются учителю. Необходимо только помнить одно правило: сказанное в виртуальном пространстве слово, не должно распространяться за пределы этого пространства. Четкое следование данном закону является первой ступенькой в налаживании дружеских отношений с ребёнком. Социальные сети хорошие ещё и тем, что они позволяют осуществлять сопровождение опосредованно – при помощи специальным образом организованной страницы, в которой будут подобраны аудио, видео и фотоматериалы, отражающие личную «позитивную» позицию учителя в сфере отношений. Также они упрощают процедуру присмотра за ребёнком – чаще всего стена отражает настроение её владельца, поэтому периодическое просматривание новостей позволяют держать руку на пульсе и не упустить момент, когда ребёнку действительно понадобится помощь. Более того, пространство интернета в отличие от реальной жизни даёт сопровождающему значительное преимущество – время на обдумывание своего ответа. Сопровождение в лучшем виде должно походить на ситуацию, когда мать идёт рядом с ребёнком, позволяя ему самостоятельно идти и показывая ему эту самостоятельность, и при этом держит за его спиной руку для подстраховки. Никакие морализаторские беседы, организованные для всего класса, не смогут правильно направить каждого ребёнка. Результат может обеспечить только индивидуальный подход. Таким образом, нужны свободно мыслящие учителя, которые будут исходить из нужд и потребностей ученика, пытаться понять его, а не доказывать свою позицию, основанную на консервативных представлениях прошлого. Речь, конечно, не идёт о том, что учителя должны пропагандировать свободу сексуальных отношений. Нужно воспитывать здоровое отношение к этой сфере жизни человека, поскольку сложно отговоритьподростка, ссылаясь на традиционные ценности, от того, чтобы он отсрочил начало своей сексуальной жизни, но можно найти рациональные доводы или аллегории (в зависимости от характера ученика) для приучения к здоровому отношению в этом вопросе. Само сопровождение должно осуществляться на двух уровнях (работа с классом и индивидуально) и подразумевает следующие направления:
создание благожелательной атмосферы, в которой каждый ребёнок будет чувствовать себя ценным;
создание возможностей для неформального общения с учителем, в котором можно свободно переходить на различные темы, волнующие ребёнка и учителя. Процесс обязательно должен быть двусторонним, поскольку обмен мнениями в значительной мере раскрывает идейную базу ребёнка;- организация мероприятий, походов и встреч с людьми, которые могут поделиться опытом в интересующей нас сфере (от врачей-гинекологов и психологов до людей нетрадиционной ориентации);
организация вечеров совместного комментированного чтения произведений художественной литературы, совместный просмотр фильмов с последующим их обсуждением. Таким образом, на сегодняшний день идея сопровождения ребёнка в вопросах полового воспитания встречает проблему нежелания учителей работать в этой области, неспособность «услышать» ребёнка и разделить его переживания и трудности и отсутствие доверительных отношений для разговора на деликатную тему. Конечно, часть этих задач решают школьные психологи и другие специалисты служб сопровождения. Но без поддержки учителя полноценное решение данного вопроса невозможно.
Г.Б. Загулова
- Оглавление.
- Психолого-педагогическое сопровождение процессов развития ребенка в образовательной среде
- Теоретическая модель становления профессионального сообщества специалистов системы сопровождения
- Психологический компонент методологической культуры современного учителя
- Психолого-педагогическое сопровождение развития личности в современных социокультурных условиях.
- Психологические аспекты развития и оценки универсальных учебных действий в процессе внедрения фгос.
- Организация психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения, как первичного звена психолого-медико-педагогического сопровождения
- Заседания пмПк образовательного учреждения.
- Индивидуальное обследование ребенка специалистами консилиума.
- 2. Коллегиальное обсуждение: определение образовательного маршрута и коррекционной помощи.
- 4. Согласование деятельности специалистов по коррекционно-развивающей работе.
- Реализация рекомендаций консилиума.
- 6. Оценка эффективности коррекционно-развивающей работы.
- Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение в дошкольном отделении гимназии
- Технология работа с портфолио дошкольника
- Создание условий для обеспечения успешной адаптации детей при переходе из доу в начальную школу
- Портрет современного выпускника школы и программы психолого-педагогического сопровождения старшеклассников как способ реализации фгос нового поколения
- Какой он - современный выпускник? Какими качествами должен обладать?
- Игра как способ достижения образовательных результатов в условиях введения фгос нового поколения: опыт реализации программ комплексного сопровождения учащихся гимназии
- Педагогическое сопровождение процессов становления и развития социокультурной идентичности субъектов оу.
- Концепция развивающей работы школьного психолога – помощь школьникам с проблемами в обучении
- Взаимодействие специалистов ппмс-сопровождения и родителей учащихся в образовательном процессе
- Сигнал о проблеме
- Поддержка и оказание обучающей помощи родителям детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (из опыта работы Родительского Клуба)
- Комплексное сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
- Проблемы педагогического сопровождения ребёнка в вопросах полового воспитания
- Диагностика включенности и эмоционального благополучия учащихся в образовательном процессе
- Взаимодействие сотрудников ппмс-центра с классными руководителями по результатам диагностики
- О роли просвещения родителей в вопросах сопровождения подростков в выборе образовательной стратегии и профессиональной карьеры
- Педагогическое сопровождение в вопросах профориентации подростков-спортсменов
- Активные формы работы с родителями
- Социальная и педагогическая интеграция. Проблемы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Проблемы образовательной интеграции
- Механизм реализации программы коррекционной работы с учащимися с ограниченными возможностями развития, обучающимися в условиях интегрированного/инклюзивного образования
- Организация работы Центральной психолого-медико-педагогической комиссии
- I Первичный уровень
- III Областной уровень
- Обращение на цпмпк.
- Запись ребенка на цпмпк.
- Задержка психического развития: Этиология. Клиника. Диагностика
- Биологические:
- Социально-психологические:
- Внимание.
- Восприятие.
- Память.
- Мышление.
- Мотивация.
- Психокоррекция в условиях сенсорной комнаты как элемент системы психологического сопровождения образовательного процесса в специальном (коррекционном) детском доме
- Методические рекомендации по логопедической диагностике
- 1. Системное недоразвитие речи тяжелой степени при умственной отсталости.
- 2. Системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости.
- 3. Системное недоразвитие речи легкой степени при умственной отсталости
- Логопедическое заключение при обследовании школьников.
- 1 Системное недоразвитие речи тяжелой степени при умственной отсталости.
- 2. Системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости.
- 3. Системное недоразвитие речи легкой степени при умственной отсталости.
- Школа равных возможностей: ппмс-сопровождение инклюзивного образования
- Опыт взаимодействия логопеда и учителя в рамках комплексного сопровождения учащихся с речевыми проблемами в условиях гимназии
- Профессиональное самоопределение обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья на основе трудового обучения и социально – трудового воспитания
- Особенности мотивационного компонента школьной зрелости детей с задержкой психического развития 6 -7 лет
- Список авторов.