Педагогическое сопровождение в вопросах профориентации подростков-спортсменов
Проблема дифференцированного подхода в вопросах профориентации старшеклассников является актуальной на протяжении последних двадцати лет. После распада СССР поменялась общественно – экономическая система России, страна обрела новые цели, задачи и необходимость в формировании нового поколения специалистов разных сфер. Сегодня будущим абитуриентам предлагается широкий выбор высших учебных заведений с многочисленными направлениями в области экономики, юриспруденции, менеджмента, филологии, искусства, культуры и др. Перед подростками стоит сложная задача выбора, куда пойти учиться и какую профессию выбрать. Задумываться о дальнейшем жизненном пути после школы ребята начинают уже в возрасте 13-15 лет, в 7– 9 классе (подробнее в исследованиях Л.И Божович, Д. И. Фельдштейна, И.А. Зимней) и именно педагоги являются ведущими координаторами в процессе определения подростками их жизненных ценностей и планов на будущее. Образовательная среда школы, профессиональная помощь учителя, как её составляющая, играют принципиально важную роль в формировании личностных ориентиров школьников, в определении карьеры. Не имея своего опыта трудовой деятельности, подростки, чаще всего, опираются на опыт родителей, родственников и знакомых, а также на советы и рекомендации своих учителей. В этой многозначной системе внешнего влияния на выбор подростка, целесообразно исследовать вопрос о проблеме профориентации подростков-спортсменов. Под внешним влиянием, в данном случае, понимаются все сферы взаимодействия с ребенком, кроме института семьи. Так, с какими же трудностями сталкиваются подростки-спортсмены при выборе будущего пути после окончания школы? Имеет ли дальнейшее образование для них значение? Какие альтернативы спорту они видят? И каким образом учителя могут организовать качественное педагогическое сопровождение в вопросах профориентации? Именно этим вопросам посвящена статья. Подросткам, ориентированным на профессиональный спорт труднее обозначить свою позицию в отношении будущей карьеры, чем обычному школьнику. Здесь стоит уточнить, что говоря о подростках, ориентированных на профессиональный спорт, мы говорим о тех детях, которые посвящают все свободное от школы время спорту, имеют профессиональных тренеров и определенные условия тренировочного процесса, а именно строгую спортивную дисциплину, регулярный режим тренировок, нацеленность на достижение конкретного результата (выступать на международных соревнованиях, попасть в состав профессионального спортивного клуба, завоевать высокие награды и другое). В публикациях Ю.Г. Травина, В.К. Бальсевича и других авторов, особое внимание уделяется большой роли спорта не только в физическом воспитании школьников, но и психологическом влиянии на личностное развитие учащихся. Не стоит забывать, что мотивация любого тренера заключается в направленности на высокую результативность своих подопечных, которой можно добиться лишь с помощью длительной специальной подготовки. Преследуя свои цели тренеры, зачастую, проводят однонаправленную педагогическую и воспитательную работу. Согласно исследованиям практики работы педагогов-тренеров некоторых детско-юношеских спортивных школ в России (П.Л. Пономарев), личностные качества учащегося и пути их воспитания направляются исключительно на спортивные достижения. Мало внимания уделяется гуманизации взаимоотношений, всестороннему развитию жизненных ценностей подростка, что ограничивает эффективность целостного воспитательного процесса. Основной акцент делается на развитие волевых, лидерских качеств, формирование жесткого спортивного характера, что не может не отразиться на поведении подростка за рамками спортивного зала. Особенно актуальной эта проблема выглядит в рассмотрении процесса воспитания девочек - спортсменок. Так, учителя общеобразовательных школ отмечают проявление агрессии и негативной активности у подростков-спортсменов, в том числе, и у девочек. В этой связи участие школы, профессиональное сопровождение школьной психологической службы в воспитании и формировании их жизненных ориентиров становится особенно важным. По результатам опроса петербургских подростков (13-15 лет), ориентированных на профессиональный спорт, предварительным выводом стало одностороннее видение подростками – спортсменами себя в будущем. В подавляющем большинстве случаев ребята отметили для себя возможную карьеру тренера и профессионального спортсмена. Дальнейшее обучение после школы, по мнению большинства, могло бы пригодиться. И здесь интересно отметить, что образование, как процесс «научения» какой-либо профессии, мало интересен этим ребятам, более значимым оказывается диплом-документ о высшем или среднем специальном образовании. Целью такого послешкольного образования становится получение корочки как средства необходимого для построения карьеры, но совсем не обучение конкретной специальности. Такая тенденция в России наблюдается давно, и уже сегодня мы легко можем встретить тренера с дипломом экономиста или экономиста с дипломом физической культуры и спорта. Данная проблема существует и требует более глубокого изучения за рамками нашего исследования и настоящей статьи. Не менее интересным оказались результаты ответов подростков – спортсменов на вопрос «что для вас спорт», где, в большинстве случаев прозвучало: «спорт – это жизнь». Следовательно, среда спортивного образования оказывает на подростков-спортсменов гораздо большее влияние, чем любая другая. Возникает сложность в определении своей будущей профессии вне большого спорта и «спортиндустрии». В этом случае существует риск заблуждения подростков о реальности карьеры спортсмена. Иные жизненные ситуации не всегда могут позволить ребенку претендовать на успешную карьеру спортсмена в силу перемен его личных физических способностей, возможных травм, не позволяющих продолжить спортивный образ жизни, отсутствия спортивной конкурентноспособности и возможные другие причины. В таком случае ребенок должен иметь такую образовательную базу и такой личностный уровень развития, который позволит ему позитивно перенаправить свои жизненные ориентиры и найти адекватный выход из сложившейся ситуации. Подросток должен получить всестороннее развитие, не зависящее от того, продолжит он спортивную карьеру после окончания школы или нет. Таким образом, качественное психолого - педагогическое сопровождение подростков-спортсменов может поспособствовать при определении жизненных целей. Под психолого - педагогическим сопровождением, в данном случае, мы будем понимать организацию деятельности и взаимодействие между учеником и учителем, направленные на формирование у ребенка способностей объективно оценивать, предупреждать и решать возникшие ситуации и проблемы (в том числе проблемы выбора) позитивным и наиболее рациональным методом; организованную в школьном обучении систему помощи психолога (или психологической службы) нуждающимся в этом подросткам. Задачами педагогов и психологов в процессе сопровождения в данном случае могут быть: создание среды взаимопонимания, доброжелательных взаимоотношений и доверия между учеником и учителем; проведение коллективных тренингов по вопросам профориентации; знакомство учеников с успешными представителями различных профессий, где ученикам представится возможность больше узнать о той или иной профессии, а также узнать секреты построения успешной карьеры; реализация специальной программы обучения, которая будет помогать молодым людям подготовиться к преодолению проблем, с которыми им придется столкнуться в будущем. Педагогическая деятельность, направленная на обоюдное сотрудничество учитель-подросток-спортсмен может позволить в более позднем юношеском возрасте самостоятельно определить жизненный путь и быть ответственными за свой выбор профессиональной спортивной карьеры или любой другой.
О.А. Ефремова
- Оглавление.
- Психолого-педагогическое сопровождение процессов развития ребенка в образовательной среде
- Теоретическая модель становления профессионального сообщества специалистов системы сопровождения
- Психологический компонент методологической культуры современного учителя
- Психолого-педагогическое сопровождение развития личности в современных социокультурных условиях.
- Психологические аспекты развития и оценки универсальных учебных действий в процессе внедрения фгос.
- Организация психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения, как первичного звена психолого-медико-педагогического сопровождения
- Заседания пмПк образовательного учреждения.
- Индивидуальное обследование ребенка специалистами консилиума.
- 2. Коллегиальное обсуждение: определение образовательного маршрута и коррекционной помощи.
- 4. Согласование деятельности специалистов по коррекционно-развивающей работе.
- Реализация рекомендаций консилиума.
- 6. Оценка эффективности коррекционно-развивающей работы.
- Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение в дошкольном отделении гимназии
- Технология работа с портфолио дошкольника
- Создание условий для обеспечения успешной адаптации детей при переходе из доу в начальную школу
- Портрет современного выпускника школы и программы психолого-педагогического сопровождения старшеклассников как способ реализации фгос нового поколения
- Какой он - современный выпускник? Какими качествами должен обладать?
- Игра как способ достижения образовательных результатов в условиях введения фгос нового поколения: опыт реализации программ комплексного сопровождения учащихся гимназии
- Педагогическое сопровождение процессов становления и развития социокультурной идентичности субъектов оу.
- Концепция развивающей работы школьного психолога – помощь школьникам с проблемами в обучении
- Взаимодействие специалистов ппмс-сопровождения и родителей учащихся в образовательном процессе
- Сигнал о проблеме
- Поддержка и оказание обучающей помощи родителям детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (из опыта работы Родительского Клуба)
- Комплексное сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
- Проблемы педагогического сопровождения ребёнка в вопросах полового воспитания
- Диагностика включенности и эмоционального благополучия учащихся в образовательном процессе
- Взаимодействие сотрудников ппмс-центра с классными руководителями по результатам диагностики
- О роли просвещения родителей в вопросах сопровождения подростков в выборе образовательной стратегии и профессиональной карьеры
- Педагогическое сопровождение в вопросах профориентации подростков-спортсменов
- Активные формы работы с родителями
- Социальная и педагогическая интеграция. Проблемы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Проблемы образовательной интеграции
- Механизм реализации программы коррекционной работы с учащимися с ограниченными возможностями развития, обучающимися в условиях интегрированного/инклюзивного образования
- Организация работы Центральной психолого-медико-педагогической комиссии
- I Первичный уровень
- III Областной уровень
- Обращение на цпмпк.
- Запись ребенка на цпмпк.
- Задержка психического развития: Этиология. Клиника. Диагностика
- Биологические:
- Социально-психологические:
- Внимание.
- Восприятие.
- Память.
- Мышление.
- Мотивация.
- Психокоррекция в условиях сенсорной комнаты как элемент системы психологического сопровождения образовательного процесса в специальном (коррекционном) детском доме
- Методические рекомендации по логопедической диагностике
- 1. Системное недоразвитие речи тяжелой степени при умственной отсталости.
- 2. Системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости.
- 3. Системное недоразвитие речи легкой степени при умственной отсталости
- Логопедическое заключение при обследовании школьников.
- 1 Системное недоразвитие речи тяжелой степени при умственной отсталости.
- 2. Системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости.
- 3. Системное недоразвитие речи легкой степени при умственной отсталости.
- Школа равных возможностей: ппмс-сопровождение инклюзивного образования
- Опыт взаимодействия логопеда и учителя в рамках комплексного сопровождения учащихся с речевыми проблемами в условиях гимназии
- Профессиональное самоопределение обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья на основе трудового обучения и социально – трудового воспитания
- Особенности мотивационного компонента школьной зрелости детей с задержкой психического развития 6 -7 лет
- Список авторов.