Активные формы работы с родителями
Как известно, всем, кто работает с детьми, наиболее трудным моментом является именно вовлечение родителей в совместное решение проблем ребенка.
Как дать информацию родителям? Можно прочитать лекцию, дать рекомендации, провести семинар. Выбор формы работы зависит, прежде всего, от индивидуальных предпочтений педагога, его профессиональной позиции, а также от мотивационного и организационного ресурса аудитории родителей. Ведь не секрет, что часто интересные и полезные мероприятия, задуманные педагогом, остаются только на бумаге, поскольку приглашенные на них взрослые просто не приходят, найдя для себя более важные дела.
Просветительская работа, проводимая с родителями, позволяет сделать два неоднозначных вывода:
Родители владеют большим количеством психологических и педагогических знаний, и поэтому они могут не воспринимать вашей информации, потому что им "все известно и так", "ничего нового не скажут", "легко вам говорить, а вот попробуйте сами…"
Знание не облегчает проблемы, а иногда даже их создает. Порой так и говорят: "Прочитала много книг и совсем запуталась", "Мне кажется. Я неправильно воспитываю ребенка, вроде все делаю так, как в книгах написано..."
Следовательно, работу нужно организовывать таким образом, чтобы родители получали информацию не от вас, а друг от друга, имели возможность поговорить, высказать свое мнение, услышать мнение других родителей. Это, с одной стороны, позволит им разобраться в собственных взглядах на воспитание, а с другой стороны – чужой родительский опыт воспринимается легче, чем беседы даже с опытным педагогом или психологом.
Использование активных форм работы с родителями повышает интерес к мероприятиям в школе, улучшает отношение к учреждению в целом и к педагогу, в частности.
Проговаривая свои проблемы по определенной теме, родители выделяют наиболее злободневные и сами же их решают, разрабатывая свод рекомендаций или шуточных советов. В результате они не только обмениваются опытом, но и начинают больше доверять себе, своей компетентности, уходят с новыми идеями и повысившейся самооценкой.
Безусловно, все проблемные вопросы можно обсудить и в режиме дискуссии. Но, как известно, простое обсуждение всегда менее эффективно, чем включение прорабатываемого материала в деятельность. В этом смысле незаменимой формой работы является деловая игра.
Ее суть заключается в том, что активизируется мышление участников, повышаются их самостоятельность и креативность – те качества, которые обеспечивают необходимую ответственную позицию по отношению к ребенку.
Деловая игра – это контролируемая система, так как процедура игры готовится и корректируется педагогом. Удобство ее процедуры заключается в том, что в эту форму можно облечь любую педагогическую ситуацию.
В наиболее общем виде алгоритм этой работы с родителями включает в себя следующие этапы:
Приветствие
Вступительное слово на тему встречи. В нем кратко раскрываются основные проявления, причины и последствия тех феноменов, о работе с которыми речь пойдет ниже.
Упражнение, способствующее формированию навыка экспресс-диагностики того или иного явления
Проигрывание психолого-педагогических ситуаций
Краткое сообщение о путях психолого-педагогической коррекции данных проявлений, о важности психологической поддержки ребенка, создания ситуаций успеха, стимулирования раскрытия личностного потенциала ребят, предъявления к ним адекватных требований
Апробация конкретных методических приемов и рекомендаций на себе
Обратная связь.
В данной работе я хочу привести примеры методических приемов и упражнений, которые педагоги могут использовать в групповой активной работе с родителями.
1. Упражнение "Давайте познакомимся" (участник называет свое имя и что бы он мог сказать о себе, исходя из первой буквы своего имени)
2. Упражнение "Ладошки" (на нарисованных на бумаге ладошках написать свое имя и пять важных качеств, характеризующих человека, а также имя своего ребенка и его важные качества. В процессе обсуждения можно сравнить, похожа ли ладошка моего ребенка на мою ладонь, нравятся или не нравятся указанные качества, положительные они или отрицательные)
3. Упражнение "Инструкции" (необходимо пройти сквозь шеренгу участников и выполнить все даваемые инструкции. По окончании упражнения обсудить, что чувствовал человек, проходя через шеренгу, отметить сходство с жизнью ребенка)
4. Упражнение "Все равно ты молодец" (задача ответить ребенку, пришедшему к вам со своей неудачей. Отвечая, вы можете и пожурить ребенка, и выразить свое одобрение или неодобрение его действиям, но в вашей речи должна прозвучать фраза "Все равно ты молодец", то есть вам нужно найти то за что ребенка в данной ситуации можно и похвалить.)
5. Мини - лекция. Дети идут к родителям как к защитникам, к друзьям, к опоре, надеясь, что папа и мама в любом случае их поймут, поддержат и помогут (если не делом, то хотя бы словом). И поэтому, даже если хвалить ребенка (казалось бы) не за что, все равно необходимо найти что-то заслуживающее поощрения. Лучше не ругать за то, что не получилось, а похвалить за мизерный успех.
Несмотря на все прилагаемые родителями и ребенком усилия, у него может и не быть особых успехов в учебе, из-за этого может возникнуть чувство неуверенности в своих силах, чувство неполноценности, а это, в свою очередь, подчас приводит к отгороженности от других людей, к одиночеству. Поэтому необходимо помочь ребенку раскрыть свои способности, склонности, пусть даже не касающиеся учебы. Это поможет ему самоутвердиться, повысить свою самооценку, а в дальнейшем – найти свое место в жизни. Ребенок должен осознавать черты своей неповторимости (можно предложить упражнение "Маяк" – релаксация с визуализацией. Представьте маленький скалистый остров…вдали от континента…на вершине острова высокий, прочно поставленный маяк… Вообразите себя этим маяком… Ваши стены толстые и прочные…, что даже сильные ветры не могут покачнуть вас… Из окон вашего верхнего этажа и днем и ночью, и в хорошую погоду, и в плохую, вы посылаете мощный луч света, служащий ориентиром для судов… Помните об этой энергетической системе, которая поддерживает постоянство вашего светового луча, скользящего по океану… Теперь постарайтесь ощутить внутренний источник свет в себе… Света, который никогда не гаснет.)
6. Упражнение "О ком я забочусь" (необходимо составить список людей, о которых на данном этапе своей жизни заботится участник. Как правило, люди забывают внести в этот список себя, на что и призвано обратить внимание данное упражнение)
7. Упражнение "Охапка обязанностей" (Одному из участников, желающих пройти по линии, начерченной на полу, даются в руки коробки , символизирующие разного рода обязанности, которые должен выполнить родитель. С охапкой этих обязанностей пройти по линии очень сложно.)
Интерпретируя эту аллегорию, можно прийти к выводу, что чрезмерная загруженность обязанностями по отношению к ребенку не позволяет видеть перспектив, "зашумляет" воспитательную стратегию, лишая ее цельности и гармоничности. (Можно предложить упражнение "Мои ценности" Представьте, что вы находитесь в сокровищнице. Но здесь в сундуках хранятся не золото и не драгоценные камни. Сюда каждый может положить то, что ему особенно дорого в жизни. Дорогим может быть, например новый автомобиль, дружба с кем-либо, любовь ребенка, и все что угодно. Запишите на карточках все, что вам дорого, и распределите их по сундукам своей сокровищницы. Самый большой сундук – для самого дорогого. Сундуки поменьше – для вещей менее дорогих")
8. Упражнение "Лавина" Ф.Зимбардо ("Представьте, что ваш дом занесло снегом во время выходных, вы не можете ни выбраться, ни связаться с кем-нибудь, ни получит помощь раньше понедельника. Вы совсем одни, у вас нет никаких обязанностей, никакой домашней работы. Придумайте, как вы используете эту критическую ситуацию, чтобы создать себе веселое времяпрепровождение. У вас есть хорошая еда, вино, музыка, книги, игры, горячая вода, ручка и бумага, но нет телевизора и радио". После того, как работа завершена, задается вопрос – "Стоит ли ждать, когда ваш дом занесет снегом?)
9. Обсуждение, обратная связь. Использование притч, коротких афоризмов. (можно для заключения разговора предложить притчу "Все в твоих руках" - Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:— Всё в твоих руках.)
Таким образом, используя в работе с родителями предложенные и другие разнообразные упражнения, педагог-психолог создает доверительную атмосферу в группе, способствует повышению психолого-педагогической компетенции родителей, активизирует группу на продолжение совместной работы, что в дальнейшем положительно отражается на детско-взрослых взаимоотношениях.
- Оглавление.
- Психолого-педагогическое сопровождение процессов развития ребенка в образовательной среде
- Теоретическая модель становления профессионального сообщества специалистов системы сопровождения
- Психологический компонент методологической культуры современного учителя
- Психолого-педагогическое сопровождение развития личности в современных социокультурных условиях.
- Психологические аспекты развития и оценки универсальных учебных действий в процессе внедрения фгос.
- Организация психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения, как первичного звена психолого-медико-педагогического сопровождения
- Заседания пмПк образовательного учреждения.
- Индивидуальное обследование ребенка специалистами консилиума.
- 2. Коллегиальное обсуждение: определение образовательного маршрута и коррекционной помощи.
- 4. Согласование деятельности специалистов по коррекционно-развивающей работе.
- Реализация рекомендаций консилиума.
- 6. Оценка эффективности коррекционно-развивающей работы.
- Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение в дошкольном отделении гимназии
- Технология работа с портфолио дошкольника
- Создание условий для обеспечения успешной адаптации детей при переходе из доу в начальную школу
- Портрет современного выпускника школы и программы психолого-педагогического сопровождения старшеклассников как способ реализации фгос нового поколения
- Какой он - современный выпускник? Какими качествами должен обладать?
- Игра как способ достижения образовательных результатов в условиях введения фгос нового поколения: опыт реализации программ комплексного сопровождения учащихся гимназии
- Педагогическое сопровождение процессов становления и развития социокультурной идентичности субъектов оу.
- Концепция развивающей работы школьного психолога – помощь школьникам с проблемами в обучении
- Взаимодействие специалистов ппмс-сопровождения и родителей учащихся в образовательном процессе
- Сигнал о проблеме
- Поддержка и оказание обучающей помощи родителям детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (из опыта работы Родительского Клуба)
- Комплексное сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
- Проблемы педагогического сопровождения ребёнка в вопросах полового воспитания
- Диагностика включенности и эмоционального благополучия учащихся в образовательном процессе
- Взаимодействие сотрудников ппмс-центра с классными руководителями по результатам диагностики
- О роли просвещения родителей в вопросах сопровождения подростков в выборе образовательной стратегии и профессиональной карьеры
- Педагогическое сопровождение в вопросах профориентации подростков-спортсменов
- Активные формы работы с родителями
- Социальная и педагогическая интеграция. Проблемы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Проблемы образовательной интеграции
- Механизм реализации программы коррекционной работы с учащимися с ограниченными возможностями развития, обучающимися в условиях интегрированного/инклюзивного образования
- Организация работы Центральной психолого-медико-педагогической комиссии
- I Первичный уровень
- III Областной уровень
- Обращение на цпмпк.
- Запись ребенка на цпмпк.
- Задержка психического развития: Этиология. Клиника. Диагностика
- Биологические:
- Социально-психологические:
- Внимание.
- Восприятие.
- Память.
- Мышление.
- Мотивация.
- Психокоррекция в условиях сенсорной комнаты как элемент системы психологического сопровождения образовательного процесса в специальном (коррекционном) детском доме
- Методические рекомендации по логопедической диагностике
- 1. Системное недоразвитие речи тяжелой степени при умственной отсталости.
- 2. Системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости.
- 3. Системное недоразвитие речи легкой степени при умственной отсталости
- Логопедическое заключение при обследовании школьников.
- 1 Системное недоразвитие речи тяжелой степени при умственной отсталости.
- 2. Системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости.
- 3. Системное недоразвитие речи легкой степени при умственной отсталости.
- Школа равных возможностей: ппмс-сопровождение инклюзивного образования
- Опыт взаимодействия логопеда и учителя в рамках комплексного сопровождения учащихся с речевыми проблемами в условиях гимназии
- Профессиональное самоопределение обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья на основе трудового обучения и социально – трудового воспитания
- Особенности мотивационного компонента школьной зрелости детей с задержкой психического развития 6 -7 лет
- Список авторов.