Теоретическая модель становления профессионального сообщества специалистов системы сопровождения
Возрождение системы сопровождения развития ребенка обостряет необходимость решения проблемы развития профессионального сообщества специалистов системы сопровождения. Попробуем в этой статье обозначить ключевые компоненты модели становления такого профессионального сообщества.
Известно, что профессионалы организуют сообщества (союзы, ассоциации, объединения), действующие как общественные организации и служащие главным образом целям профессионального общения, обмена опытом, выработки стратегий и тактик профессионального развития, выявлению резервов и перспектив. Эти сообщества различны по масштабам, объединяя как всех профессионалов, так и профессионалов определенного региона либо определенного направления.
Под профессиональным сообществом специалистов системы сопровождения мы понимаем объединение специалистов системы сопровождения, имеющих общий предмет деятельности - психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение, общие методы работы, этику, субъект-субъектное общение в ходе совместной деятельности по сопровождению проблем развития ребенка.
Участниками широкого профессионального сообщества системы сопровождения Ленинградской области являются как специалисты системы психолого-педагогического-медико-социального сопровождения (педагоги-психологи, социальные педагоги, учителя-логопеды, педагоги здоровьесбережения, педагоги КРО, медицинские работники образовательных учреждений и др.); исследователи (ученые ВУЗов, практики – специалисты системы сопровождения); производители средств и услуг для системы; и управляющие (лица, ответственные за принятие решения).
Становление профессионального сообщества специалистов системы сопровождения осуществляется с целью координации профессиональной деятельности специалистов, распространения передового опыта в области ППМС-сопровождения, разработки и совершенствования этических норм, регламентирующих профессиональную деятельность специалистов, а также их социальной поддержки и защиты.
В настоящее время в системе образования явно прослеживается наличие противоречия между острой востребованностью детей в помощи при решении проблем и недостатком эффективного комплексного сопровождения развития ребенка, рассматриваемое нами как одна из движущих сил становления профессионального сообщества.
Сфера профессиональной деятельности специалистов системы сопровождения достаточно широка и разнообразна, об этом свидетельствует как многообразие ее направлений, так и уровень профессиональной компетентности специалистов, однако, зачастую отсутствие среды их профессионального общения, поддержки, социальной защиты, роста педагогического мастерства вызывает необходимость в профессиональном объединении. Данное обстоятельство мы рассматриваем как следующую движущую силу становления профессионального сообщества.
Третьей движущей силой мы считаем наличие противоречия между потребностью системы в качественном образовании и существованием проблем функционирования системы, вызывающих у детей затруднения, являющееся наиболее актуальным в свете модернизации образования.
В целом, реализация совместной деятельности специалистов системы сопровождения базируется на принципах гуманизации профессионального общения через создание условий для:
раскрытия потенциальных возможностей работников образования; демократизации профессионального общения в ходе участия работников образования в принятии решений в социальной, образовательной и управленческой сферах деятельности;
научно-целевой направленности, предполагающей создание условий для оказания помощи в научно-исследовательской деятельности;
стратегической направленности - формирование единого пространства профессионального общения и общения по интересам работников образования, ориентированного на их личностно-ценностное творческое саморазвитие и развитие.
Основными условиями становления профессионального сообщества специалистов системы сопровождения на наш взгляд, являются:
наличие системы совместной деятельности специалистов по разработке и реализации индивидуально- и системно-ориентированных программ сопровождения;
создание системы повышения профессионального мастерства специалистов;
создание среды профессионального общения специалистов (социальная защита, поддержка, досуг);
создание системы управления, в основе которого демократический стиль руководства, делегирование полномочий в работе команды специалистов;
создание системы сопровождения сопровождающих, как фактора повышения профессиональной компетентности специалистов.
Становление профессионального сообщества специалистов системы сопровождения как подсистемы педагогического сообщества, позволит, по нашему мнению, решать следующие задачи:
обеспечение сплоченности, интеграции специалистов;
развитие творческой индивидуальности, научно-исследовательской, инновационной и управленческой деятельности;
развитие профессиональной компетентности, их знаний и мастерства;
рост общей культуры;
повышение эффективности функционирования образовательных учреждений;
повышение качества предоставляемых услуг;
установление высокого стандарта профессии и этических принципов;
прохождение супервизии, как в процессе обучения, так и в процессе работы для обеспечения эффективности воздействия, профилактики синдрома сгорания;
введение механизма профессионального контроля в ходе экспертизы результатов профессиональной деятельности, аттестации специалистов и оказания профессиональной помощи специалистам в ходе реализации системы сопровождения сопровождающих;
простраивание единых стандартов профессионального обучения и повышения квалификации.
Профессиональные объединения специалистов системы сопровождения создают условия для активного воздействия на образовательный процесс в регионе, учитывая потребности общества при сложившейся социально-экономической ситуации. Выполняя роль консультантов, разработчиков, экспертов, специалисты системы сопровождения участвуют в научно-практических конференциях, совещаниях, семинарах, а также общественных мероприятиях, направленных на решение проблем профессионального общения в образовании.
Обобщая вышеизложенное, мы выделяем следующие критерии становления профессионального сообщества специалистов системы сопровождения:
единая корпоративная культура (единая система взглядов, ценностей) специалистов системы сопровождения;
общность технологического и информационного обеспечения;
стремление специалистов к совместной деятельности в ходе решения профессиональных проблем;
наличие системы повышения уровня профессионального мастерства специалистов;
единая среда профессионального общения специалистов системы
сопровождения (социальная защита, поддержка, досуг).
Опираясь на теоретический анализ и результаты практической деятельности, мы можем говорить о следующих критериях результативности деятельности профессионального сообщества:
повышение востребованности и признанности услуг специалистов системы сопровождения (рост числа служб сопровождения в образовательных учреждениях);
повышение профессионального мастерства специалистов, обеспечивающего стабильность и результативность ППМС-сопровождения детей;
рост влияния системы сопровождения на проектирование и реализацию программы развития образовательных учреждений, образовательной системы города в целом.
В целом, теоретическую модель становления профессионального сообщества специалистов системы сопровождения мы представляем следующим образом.
Таблица 1.
Теоретическая модель становления профессионального сообщества специалистов системы сопровождения
Профессиональное сообщество | объединение специалистов системы сопровождения, имеющих общий предмет деятельности - психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение, общие методы работы, этику, субъект-субъектное общение в ходе совместной деятельности по сопровождению проблем развития ребенка. |
Участники профессионального сообщества |
|
Движущие силы процесса становления профессионального сообщества | Наличие базовых противоречий между:
|
Условия становления профессионального сообщества |
|
Критерии становления профессионального сообщества |
|
Этапы становления профессионального сообщества |
|
Критерии результативности деятельности профессионального сообщества |
|
Основные формы совместной деятельности |
|
.Б. Спасская
- Оглавление.
- Психолого-педагогическое сопровождение процессов развития ребенка в образовательной среде
- Теоретическая модель становления профессионального сообщества специалистов системы сопровождения
- Психологический компонент методологической культуры современного учителя
- Психолого-педагогическое сопровождение развития личности в современных социокультурных условиях.
- Психологические аспекты развития и оценки универсальных учебных действий в процессе внедрения фгос.
- Организация психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения, как первичного звена психолого-медико-педагогического сопровождения
- Заседания пмПк образовательного учреждения.
- Индивидуальное обследование ребенка специалистами консилиума.
- 2. Коллегиальное обсуждение: определение образовательного маршрута и коррекционной помощи.
- 4. Согласование деятельности специалистов по коррекционно-развивающей работе.
- Реализация рекомендаций консилиума.
- 6. Оценка эффективности коррекционно-развивающей работы.
- Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение в дошкольном отделении гимназии
- Технология работа с портфолио дошкольника
- Создание условий для обеспечения успешной адаптации детей при переходе из доу в начальную школу
- Портрет современного выпускника школы и программы психолого-педагогического сопровождения старшеклассников как способ реализации фгос нового поколения
- Какой он - современный выпускник? Какими качествами должен обладать?
- Игра как способ достижения образовательных результатов в условиях введения фгос нового поколения: опыт реализации программ комплексного сопровождения учащихся гимназии
- Педагогическое сопровождение процессов становления и развития социокультурной идентичности субъектов оу.
- Концепция развивающей работы школьного психолога – помощь школьникам с проблемами в обучении
- Взаимодействие специалистов ппмс-сопровождения и родителей учащихся в образовательном процессе
- Сигнал о проблеме
- Поддержка и оказание обучающей помощи родителям детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (из опыта работы Родительского Клуба)
- Комплексное сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
- Проблемы педагогического сопровождения ребёнка в вопросах полового воспитания
- Диагностика включенности и эмоционального благополучия учащихся в образовательном процессе
- Взаимодействие сотрудников ппмс-центра с классными руководителями по результатам диагностики
- О роли просвещения родителей в вопросах сопровождения подростков в выборе образовательной стратегии и профессиональной карьеры
- Педагогическое сопровождение в вопросах профориентации подростков-спортсменов
- Активные формы работы с родителями
- Социальная и педагогическая интеграция. Проблемы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Проблемы образовательной интеграции
- Механизм реализации программы коррекционной работы с учащимися с ограниченными возможностями развития, обучающимися в условиях интегрированного/инклюзивного образования
- Организация работы Центральной психолого-медико-педагогической комиссии
- I Первичный уровень
- III Областной уровень
- Обращение на цпмпк.
- Запись ребенка на цпмпк.
- Задержка психического развития: Этиология. Клиника. Диагностика
- Биологические:
- Социально-психологические:
- Внимание.
- Восприятие.
- Память.
- Мышление.
- Мотивация.
- Психокоррекция в условиях сенсорной комнаты как элемент системы психологического сопровождения образовательного процесса в специальном (коррекционном) детском доме
- Методические рекомендации по логопедической диагностике
- 1. Системное недоразвитие речи тяжелой степени при умственной отсталости.
- 2. Системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости.
- 3. Системное недоразвитие речи легкой степени при умственной отсталости
- Логопедическое заключение при обследовании школьников.
- 1 Системное недоразвитие речи тяжелой степени при умственной отсталости.
- 2. Системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости.
- 3. Системное недоразвитие речи легкой степени при умственной отсталости.
- Школа равных возможностей: ппмс-сопровождение инклюзивного образования
- Опыт взаимодействия логопеда и учителя в рамках комплексного сопровождения учащихся с речевыми проблемами в условиях гимназии
- Профессиональное самоопределение обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья на основе трудового обучения и социально – трудового воспитания
- Особенности мотивационного компонента школьной зрелости детей с задержкой психического развития 6 -7 лет
- Список авторов.