logo
Материалы конференций по ППС РП НШ

Взаимодействие специалистов ппмс-сопровождения и родителей учащихся в образовательном процессе

На формирование личности прежде всего оказывает влияние семья, поэтому комплексное сопровождение учащихся в образовательном учреждении осуществляется с учетом данного фактора. От совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса: родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения с ними. Педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства обучения и воспитания. Дети, чувствуя помощь и поддержку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее; они лучше учатся, имеют гораздо меньше конфликтов со сверстниками и взрослыми.

Взаимодействие родителей и сотрудников психолого-педагогического медико-социального центра особенно актуально в настоящее время, которое характеризуется такими опасными для здоровья подрастающего поколения явлениями, как различного рода зависимости, детская безнадзорность и беспризорность, растущая волна детской преступности и суицидов.

Родители часто не различают собственные проблемы и проблемы, возникающие у детей. Они, как правило, в обоих случаях либо пытаются самостоятельно их решать, либо оставляют эти проблемы без внимания. Таким образом ребенок не научается принятию решений, а занимает пассивную позицию, ожидая, что за него все трудности преодолеют взрослые. Если в проблемной ситуации ребенок действует самостоятельно, а родители являются его наставниками, он приобретает опыт, который способствует его развитию. Родители, выступая в роли координаторов, направляют это развитие, создают условия для поиска ребенком альтернативных решений проблемы, а также организовывают ему психологическую поддержку в семье.

Взаимодействие с родителями ориентировано на оказание помощи ребенку и его семье в решении различного рода проблем: взаимоотношения в семье, учебные затруднения, общение, выбор образовательного маршрута при поступлении ребенка в первый класс и переходе в среднюю школу, выбор профильного образования и т.д. (Приложение 1).

Цель взаимодействия с родителями - профилактика возникновения (или эффективное решение) различного рода проблем у учащихся. Координатором сотрудничества с семьей во многих образовательных учреждениях является социальный педагог.

Взаимодействие социального педагога и родителей предполагает: консультирование по проблемам воспитания, обучения и развития ребенка, информационную поддержку и сотрудничество в рамках реализации индивидуально и системно-ориентированных программ сопровождения. Системно ориентированные программы сопровождения направлены на предупреждение возникающих у учащихся социально-эмоциональных проблем и трудностей в обучении; проблем, связанных с выбором образовательного маршрута. Программы индивидуального сопровождения направлены на оказание помощи ребенку в решении проблем различного характера.

Направления работы социального педагога с родителями:

Чем проблема серьезнее, тем специализированнее оказываемая ребенку и его семье помощь. Оказать такую помощь может районная или городская кризисная служба, районная комиссия по делам несовершеннолетних, районный отдел по делам несовершеннолетних, различные общественные организации. Важным фактом является взаимодействие социального педагога, психолога, логопеда с внешними организациями. (Приложение 2)

Проблемы, часто возникающие в семье: проблемы в системе взаимоотношения «ребенок-родитель», связанные с процессом обучения, расстройством поведения у ребенка/подростка, рискованным поведением, зависимостями, делинквентным поведением; проблемы в системах взаимоотношений: «родитель-родитель», «семья-школа», «семья-социум»; комплексные проблемы.

Очевидно, что необходим комплексный мультидисциплинарный подход и к анализу, и к решению перечисленных проблем. Выявить и изучить проблемы (а их, как правило, всегда несколько) позволяет технология индивидуального сопровождения «9 шагов».

Технология индивидуального сопровождения семьи «9 шагов»

  1. Анализ заявки/сигнала о проблеме: у кого проблема, кто просит о помощи?

  2. Инвентаризация проблем: составление списка всех выявленных проблем.

  3. Иерархия проблем: выстраивание проблем в порядке значимости.

  4. Локализация проблем: определение мест, где проблемы проявляются.

  5. Настройка на нужную волну помощи: выбор подхода, соответствующего особенностям семьи.

  6. Разведка ситуации в семье: сбор дополнительной информации о семье.

  7. Разработка плана действий.

  8. Мониторинг, оценка результативности.

  9. Выводы, рекомендации.

Данная технология позволяет разработать программу (конкретный план действий), направленную на решение проблемной ситуации с опорой на найденные в семье и ее окружении ресурсы.

Особое место в работе социального педагога занимает сопровождение социально-уязвимых семей. Социально-уязвимой является та часть населения, которая меньше защищена в обществе, у которой накапливается негативный социальный опыт. Между социально-уязвимыми семьями и школой может возникнуть дистанция: родители не ходят на собрания, не приходят на индивидуальные собеседования с сотрудниками школы. Такие родители, как правило, сами имели плохой контакт с учителями, у них закрепился «страх учителя» и школы в целом. Родители часто не понимают терминов, которые употребляет учитель, не понимают, что проблемы ребенка - это зачастую проблемы семьи. Они, как все родители, хотят, чтобы их ребенок добился успеха в жизни, но не верят, что это возможно из-за несостоятельности семьи. Следовательно, очень важно оказать психологическую поддержку таким семьям, повысить уверенность в собственных возможностях. Дети из социально- уязвимых семей очень часто не получают необходимой информации от родителей о возможностях выбора (например, маршрута обучения). Иногда родители пытаются выбрать для ребенка уровень образования, не соответствующий его возможностям, желая, чтобы он добился большего в жизни, чем они сами, или наоборот, «занижают ему планку». Ученик в условиях, не соответствующих его возможностям и склонностям, может стать агрессивным, совершать асоциальные поступки или полностью перестать учиться. Специалисты службы сопровождения помогают ребенку/подростку и его семье сделать правильный и осознанный выбор в отношении школьной карьеры и профессионального самоопределения. Более полную картину о социально-уязвимых семьях дает «Карта обследования семей, имеющих несовершеннолетних детей» (Приложение 3). Социально-уязвимые семьи могут получить помощь и со стороны внешних служб (районных и городских), но очень часто они просто не знают об этой возможности. Важно, чтобы сотрудники ППМС-центра оказали своевременную и качественную информационную поддержку таким семьям.

Важно отметить, социальный педагог, являясь сотрудником ППМС-центра, в своей работе по сопровождению семьи руководствуется основным принципом работы службы сопровождения «всегда на стороне ребенка», а также базовыми положениями Конвенции ООН о правах ребенка:

Очень важно изучение нормативно-правовых актов, касающихся защиты прав ребенка и его родителей и информационная поддержка всех участников образовательного процесса в данной области.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Схема сопровождения семьи в проблемной ситуации.