logo
Материалы конференций по ППС РП НШ

Опыт взаимодействия логопеда и учителя в рамках комплексного сопровождения учащихся с речевыми проблемами в условиях гимназии

Подход к работе по устранению речевых нарушений учащихся является комплексным. Взаимодействие всех специалистов: логопеда, психолога, учителя, работающего с ребёнком, является значимым условием для дальнейшего успешного обучения.

Для того чтобы оказание логопедической помощи давало наилучший результат, необходимо обеспечить эффективное сотрудничество логопеда с учителем (классным руководителем). Оно выражается в следующем:

Взаимодействие логопеда с учителем осуществляется в следующих формах:

Логопед знакомится с учебной программой, по которой осуществляется работа в каждом классе, с методами и приемами, применяемыми учителем, что позволяет предъявить единые требования к ученикам и построить совместную (учитель-логопед) работу с классом. Затем логопед составляет план коррекционной работы с учетом программных требований по предметам, чтобы его работа имела преемственные связи с программой класса. Кроме того, логопед принимает участие в проведении родительских собраний, знакомит родителей с принципами своей работы, раздает информационные буклеты.

Сотрудничество логопедов с учителями в Гимназии №56 показало, что эффективна следующая система взаимодействия:

1. Совместная диагностика учебного затруднения конкретного ученика. Важно:

Диагностика может проводиться, например, по такой схеме

Ученик

Учитель

Что не получается? (проблема со стороны ребёнка).

Чему не получается научить ребёнка? (проблема со стороны учителя)

Результаты логопедического обследования (в необходимом объёме).

Что должен знать и уметь ученик на данный момент по программе? (в вопросах, где есть проблема)

Анализ стратегий выполнения заданий ребёнком.

Как ребёнка обучают данному виду работы, т.е. каков алгоритм выполнения заданий.

Ситуация дома: условия для домашней отработки учебных навыков (где занимается, когда, кто из членов семьи оказывает помощь).

Учебное взаимодействие учителя с данным учеником: отношение учителя к ученику, ожидания и перспективы, планы учителя относительно обучения данного ребёнка.

Ситуация в классе: самочувствие, влияние режимных моментов на уроке, соседи по парте, условия рабочего места и т.д.

При таком подходе, учитель занимает активную позицию, может рассмотреть учебную проблему в различных аспектах. Проблема выглядит решаемой, а работа с учеником - не безнадёжной. Учитель сразу же получает моральную поддержку логопеда, так как рассматриваются близкие именно ему вопросы.

Логопед получает более полную информацию о проблемном ученике, о том, как конкретно речевое нарушение мешает ребёнку успешно учиться.

  1. Совместное формирование списочного состава групп для оказания логопедической помощи. Происходит на основе проведённой диагностики учебных затруднений. Важно опираться, прежде всего, на мнение учителя, даже если логопед с ним в чем-то не согласен.

Учитель видит, насколько его мнение важно для логопеда, и охотно берёт на себя ответственность за организацию помощи своим ученикам.

Логопед при поддержке учителя имеет возможность выстроить систему оказания помощи каждому нуждающемуся ученику.

Логопед информирует учителя о содержании и особенностях коррекционной работы, проводимой с детьми, посещающими логопедические занятия. Также логопед периодически получает информацию об успеваемости учеников, о результатах контрольных и самостоятельных работ.

  1. Регулярное информирование учителя о посещаемости логопедических занятий и консультаций. Решение организационных вопросов по посещаемости, зачислению в состав логопедической группы при участии классного руководителя, с его одобрения и согласия.

В этом случае учитель активно работает с семьёй ребёнка, поддерживая позицию логопеда. Для родителей (особенно в начальных классах) именно учитель – самая авторитетная фигура в школе. Соответственно, в семье ученика формируется серьёзное и уважительное отношение к логопедической помощи.

  1. Совместный анализ результатов логопедической работы индивидуально по каждому ученику и группе в целом. Желательно вернуться к схеме диагностики учебных затруднений и оценить результаты и со стороны достижений ученика, и с позиции работы учителя.

Эффективность взаимодействия учителя и логопеда определяется положительной динамикой успеваемости и наличием учебных достижений у учеников по сравнению с результатами на начало учебного года.

Учитель убеждается в эффективности логопедической работы, видит и может оценить реальные успехи ученика и собственные достижения во взаимодействии с ним.

Логопед получает благодарную положительную оценку своей работы. Появляется возможность сделать сотрудничество с учителем ещё более плодотворным.

  1. На круглых столах и учебных семинарах логопед и учителя обсуждают возможность использования некоторых специальных подходов, приёмов и техник на уроках, чтобы улучшить и облегчить учебное взаимодействие учителя с проблемным учеником. Логопед регулярно предлагает учителям информационные материалы об особенностях работы с детьми с речевыми проблемами.

У учителя и логопеда есть возможность взаимно обогатить свой педагогический опыт.

У ребёнка появляется возможность получать некоторую логопедическую помощь, облегчающую изучение учебного материала, непосредственно на уроке от учителя.

Л.И. Сергеева, Е.В. Рыбакина

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4