Опыт взаимодействия логопеда и учителя в рамках комплексного сопровождения учащихся с речевыми проблемами в условиях гимназии
Подход к работе по устранению речевых нарушений учащихся является комплексным. Взаимодействие всех специалистов: логопеда, психолога, учителя, работающего с ребёнком, является значимым условием для дальнейшего успешного обучения.
Для того чтобы оказание логопедической помощи давало наилучший результат, необходимо обеспечить эффективное сотрудничество логопеда с учителем (классным руководителем). Оно выражается в следующем:
Важно помочь учителю отказаться от позиции: «Я не могу учить этого ребёнка. Сделайте что-нибудь, чтобы он стал хорошо учиться».
Позиция логопеда не над учителем, а рядом с ним. Цель сотрудничества – вместе выработать такую стратегию взаимодействия с учеником на уроке, которая бы позволила ребёнку с речевыми проблемами успешно обучаться в школе.
Учитель принимает помощь и поддержку логопеда, доверяет ему.
В процессе совместной работы происходит взаимное обогащение педагогического опыта.
Взаимодействие логопеда с учителем осуществляется в следующих формах:
консультации, которые посвящаются анализу учебных проблем и выбору средств для разработки и реализации программ комплексного индивидуального сопровождения каждого ученика, имеющего речевые нарушения;
индивидуальные беседы и консультации, проводимые в рабочем порядке;
тематические консультации;
круглые столы и семинары для педагогов и родителей;
взаимное посещение занятий и уроков.
Логопед знакомится с учебной программой, по которой осуществляется работа в каждом классе, с методами и приемами, применяемыми учителем, что позволяет предъявить единые требования к ученикам и построить совместную (учитель-логопед) работу с классом. Затем логопед составляет план коррекционной работы с учетом программных требований по предметам, чтобы его работа имела преемственные связи с программой класса. Кроме того, логопед принимает участие в проведении родительских собраний, знакомит родителей с принципами своей работы, раздает информационные буклеты.
Сотрудничество логопедов с учителями в Гимназии №56 показало, что эффективна следующая система взаимодействия:
1. Совместная диагностика учебного затруднения конкретного ученика. Важно:
не употреблять сложных специфических терминов, малопонятных учителю;
обсуждать не причины проблемы (нарушение, речевое недоразвитие у ребенка), а сами учебные проблемы и способы их преодоления;
максимально конкретизировать учебные проблемы на уроке;
Диагностика может проводиться, например, по такой схеме
-
Ученик
Учитель
Что не получается? (проблема со стороны ребёнка).
Чему не получается научить ребёнка? (проблема со стороны учителя)
Результаты логопедического обследования (в необходимом объёме).
Что должен знать и уметь ученик на данный момент по программе? (в вопросах, где есть проблема)
Анализ стратегий выполнения заданий ребёнком.
Как ребёнка обучают данному виду работы, т.е. каков алгоритм выполнения заданий.
Ситуация дома: условия для домашней отработки учебных навыков (где занимается, когда, кто из членов семьи оказывает помощь).
Учебное взаимодействие учителя с данным учеником: отношение учителя к ученику, ожидания и перспективы, планы учителя относительно обучения данного ребёнка.
Ситуация в классе: самочувствие, влияние режимных моментов на уроке, соседи по парте, условия рабочего места и т.д.
При таком подходе, учитель занимает активную позицию, может рассмотреть учебную проблему в различных аспектах. Проблема выглядит решаемой, а работа с учеником - не безнадёжной. Учитель сразу же получает моральную поддержку логопеда, так как рассматриваются близкие именно ему вопросы.
Логопед получает более полную информацию о проблемном ученике, о том, как конкретно речевое нарушение мешает ребёнку успешно учиться.
Совместное формирование списочного состава групп для оказания логопедической помощи. Происходит на основе проведённой диагностики учебных затруднений. Важно опираться, прежде всего, на мнение учителя, даже если логопед с ним в чем-то не согласен.
Учитель видит, насколько его мнение важно для логопеда, и охотно берёт на себя ответственность за организацию помощи своим ученикам.
Логопед при поддержке учителя имеет возможность выстроить систему оказания помощи каждому нуждающемуся ученику.
Логопед информирует учителя о содержании и особенностях коррекционной работы, проводимой с детьми, посещающими логопедические занятия. Также логопед периодически получает информацию об успеваемости учеников, о результатах контрольных и самостоятельных работ.
Регулярное информирование учителя о посещаемости логопедических занятий и консультаций. Решение организационных вопросов по посещаемости, зачислению в состав логопедической группы при участии классного руководителя, с его одобрения и согласия.
В этом случае учитель активно работает с семьёй ребёнка, поддерживая позицию логопеда. Для родителей (особенно в начальных классах) именно учитель – самая авторитетная фигура в школе. Соответственно, в семье ученика формируется серьёзное и уважительное отношение к логопедической помощи.
Совместный анализ результатов логопедической работы индивидуально по каждому ученику и группе в целом. Желательно вернуться к схеме диагностики учебных затруднений и оценить результаты и со стороны достижений ученика, и с позиции работы учителя.
Эффективность взаимодействия учителя и логопеда определяется положительной динамикой успеваемости и наличием учебных достижений у учеников по сравнению с результатами на начало учебного года.
Учитель убеждается в эффективности логопедической работы, видит и может оценить реальные успехи ученика и собственные достижения во взаимодействии с ним.
Логопед получает благодарную положительную оценку своей работы. Появляется возможность сделать сотрудничество с учителем ещё более плодотворным.
На круглых столах и учебных семинарах логопед и учителя обсуждают возможность использования некоторых специальных подходов, приёмов и техник на уроках, чтобы улучшить и облегчить учебное взаимодействие учителя с проблемным учеником. Логопед регулярно предлагает учителям информационные материалы об особенностях работы с детьми с речевыми проблемами.
У учителя и логопеда есть возможность взаимно обогатить свой педагогический опыт.
У ребёнка появляется возможность получать некоторую логопедическую помощь, облегчающую изучение учебного материала, непосредственно на уроке от учителя.
Л.И. Сергеева, Е.В. Рыбакина
Yandex.RTB R-A-252273-3- Оглавление.
- Психолого-педагогическое сопровождение процессов развития ребенка в образовательной среде
- Теоретическая модель становления профессионального сообщества специалистов системы сопровождения
- Психологический компонент методологической культуры современного учителя
- Психолого-педагогическое сопровождение развития личности в современных социокультурных условиях.
- Психологические аспекты развития и оценки универсальных учебных действий в процессе внедрения фгос.
- Организация психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения, как первичного звена психолого-медико-педагогического сопровождения
- Заседания пмПк образовательного учреждения.
- Индивидуальное обследование ребенка специалистами консилиума.
- 2. Коллегиальное обсуждение: определение образовательного маршрута и коррекционной помощи.
- 4. Согласование деятельности специалистов по коррекционно-развивающей работе.
- Реализация рекомендаций консилиума.
- 6. Оценка эффективности коррекционно-развивающей работы.
- Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение в дошкольном отделении гимназии
- Технология работа с портфолио дошкольника
- Создание условий для обеспечения успешной адаптации детей при переходе из доу в начальную школу
- Портрет современного выпускника школы и программы психолого-педагогического сопровождения старшеклассников как способ реализации фгос нового поколения
- Какой он - современный выпускник? Какими качествами должен обладать?
- Игра как способ достижения образовательных результатов в условиях введения фгос нового поколения: опыт реализации программ комплексного сопровождения учащихся гимназии
- Педагогическое сопровождение процессов становления и развития социокультурной идентичности субъектов оу.
- Концепция развивающей работы школьного психолога – помощь школьникам с проблемами в обучении
- Взаимодействие специалистов ппмс-сопровождения и родителей учащихся в образовательном процессе
- Сигнал о проблеме
- Поддержка и оказание обучающей помощи родителям детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (из опыта работы Родительского Клуба)
- Комплексное сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
- Проблемы педагогического сопровождения ребёнка в вопросах полового воспитания
- Диагностика включенности и эмоционального благополучия учащихся в образовательном процессе
- Взаимодействие сотрудников ппмс-центра с классными руководителями по результатам диагностики
- О роли просвещения родителей в вопросах сопровождения подростков в выборе образовательной стратегии и профессиональной карьеры
- Педагогическое сопровождение в вопросах профориентации подростков-спортсменов
- Активные формы работы с родителями
- Социальная и педагогическая интеграция. Проблемы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Проблемы образовательной интеграции
- Механизм реализации программы коррекционной работы с учащимися с ограниченными возможностями развития, обучающимися в условиях интегрированного/инклюзивного образования
- Организация работы Центральной психолого-медико-педагогической комиссии
- I Первичный уровень
- III Областной уровень
- Обращение на цпмпк.
- Запись ребенка на цпмпк.
- Задержка психического развития: Этиология. Клиника. Диагностика
- Биологические:
- Социально-психологические:
- Внимание.
- Восприятие.
- Память.
- Мышление.
- Мотивация.
- Психокоррекция в условиях сенсорной комнаты как элемент системы психологического сопровождения образовательного процесса в специальном (коррекционном) детском доме
- Методические рекомендации по логопедической диагностике
- 1. Системное недоразвитие речи тяжелой степени при умственной отсталости.
- 2. Системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости.
- 3. Системное недоразвитие речи легкой степени при умственной отсталости
- Логопедическое заключение при обследовании школьников.
- 1 Системное недоразвитие речи тяжелой степени при умственной отсталости.
- 2. Системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости.
- 3. Системное недоразвитие речи легкой степени при умственной отсталости.
- Школа равных возможностей: ппмс-сопровождение инклюзивного образования
- Опыт взаимодействия логопеда и учителя в рамках комплексного сопровождения учащихся с речевыми проблемами в условиях гимназии
- Профессиональное самоопределение обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья на основе трудового обучения и социально – трудового воспитания
- Особенности мотивационного компонента школьной зрелости детей с задержкой психического развития 6 -7 лет
- Список авторов.