Комплексное сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Сиротство является одной из самых тяжелых педагогических и социальных проблем нашего времени.
Утратившие родительскую опеку дети и подростки существенно отличаются от своих сверстников, живущих с родителями. Это проявляется в эмоциональных и поведенческих проблемах, трудностях адаптации, как социальной, так и школьной, в слабом уровне компетенции, большей склонности к преступным действиям, объединению в асоциальные группы.
Под адаптацией мы понимаем приспособление личности к социальной среде и к изменяющимся условиям жизни. Одним из факторов, обусловливающих качество адаптации, является уровень социального развития, подразумевающий владение психологическими способностями и знаниями в сфере личностных отношений, усвоение социальных норм и ценностей, а также владение социально приемлемыми нормами поведения.
В последнее время все чаще наблюдается нежелательное явление – дезадаптация, когда ребенок усваивает нормы неправильного поведения, начинает удовлетворять свои потребности социально неприемлемыми способами, игнорируя ожидание своей среды.
Знания факторов, определяющих особенности психосоциального развития детей, оставшихся без попечения родителей, необходимы для создания соответствующих профилактических программ, а также для оптимизации данного процесса у детей в детских домах.
Жизнь ребенка без родителей делится на две половины: жизнь в сиротском учреждении и жизнь после его окончания. Вместо постоянного контроля и заботы со стороны воспитателей, учителей, психолога, социального педагога выпускник внезапно для себя остается один на один со своими проблемами в самостоятельной жизни. Мотивы и установки большинства детей-сирот харектеризуются низким уровнем подготовленности к этому. Замедленное развитие интеллектуальных процессов, их дисгармоничность, психологическая надломленность, бедность и однообразие сенсорного опыта, недостаточная сформированность чувства долга, отсутствие ощущения причастности к семье существенно ухудшают жизненное самочувствие этой категории детей.
Основная часть воспитанников детских домов (более 90%) - это социальные сироты. Причинами распространения социального сиротства являются рост числа детей, рождающихся вне брака, социальная дезорганизация семей, материальные и жилищные трудности родителей, нездоровые отношения между ними, слабость нравственных устоев и негативные явления, связанные с деградацией личности взрослого человека (алкоголизм, наркомания, злостное уклонение от обязанностей по воспитанию ребенка). До того, как данная категория детей оказалась под опекой государства, они постоянно находились в ситуации отсутствия заботы, нередко подвергались наказаниям и злоупотреблениям, в том числе, сексуальному насилию. Как известно, это вызывает у ребенка посттравматические стрессовые реакции, расстройства адаптации, а также оказывает негативное влияние на социализацию (недостаточность чувства доверия к миру, отсутствие активной позиции в отношении к окружающим людям).
Выпускники-сироты испытывают большие трудности, оказавшись один на один с самостоятельной жизнью. Им свойственны инфантилизм, замедленное самоопределение, незнание и неприятие самого себя как личности, неспособность к сознательному выбору своей судьбы и, как следствие, иждивенчество. Такие молодые люди плохо ориентируются в вопросах собственности, экономики даже в сугубо личных масштабах, испытывают трудности в общении там, где это общение произвольно, где требуется умение целенаправленно строить отношения. Они перегружены отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения.
Современное сиротство как социальная проблема рассматривается комплексно на медико-психолого-педагогическом уровне с учетом специфики и особых образовательных потребностей данного контингента, то есть решаются задачи коррекции, компенсации отклонений в развитии, ослабление негативных последствий депривации и задачи социальной адаптации детей для успешной интеграции их в общество.
Решению этих задач в детском доме может способствовать:
оказание научно-методической помощи и проявление особого внимания к содержанию и качеству образования в учреждениях для детей-сирот;
создание условий для воспитания и проживания, приближенных к домашним;
профориентация, обеспечение гарантий трудоустройства или дальнейшего обучение;
психологическая подготовка к ведению домашнего хозяйства и обеспечение жильем.
Если понимать образование в широком смысле как процесс формирования личности, то особые образовательные потребности детей-сирот, прежде всего, будут состоять в коррекции и компенсации искажений личностного становления, возникших вследствие влияния на развитие условий депривации.
Конечным результатом образования воспитанника детского дома должна стать его готовность к самостоятельной жизни. Важнейшими показателями готовности к взрослой самостоятельной жизни для детей-сирот являются готовность и умение устанавливать социальные контакты, принятие моральных норм и требований общества, наличие реальных жизненных планов, способность адаптироваться к изменяющимся условиям, адекватное профессиональное самоопределение.
Именно общеобразовательные учреждения при определенных условиях могут обеспечить подготовку своих выпускников к самостоятельной трудовой деятельности. Достижение такого результата возможно лишь совместными усилиями всего коллектива учреждения, что предполагает междисциплинарное взаимодействие, обязательным условием которого является общее понимание разными специалистами (педагогами, психологом, дефектологом, социальным педагогом) психологических особенностей ребенка-сироты. Такое сотрудничество является основой сопровождения — метода, обеспечивающего создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора (Е.И. Казакова, 2001).
Эффективное осуществление сопровождения возможно при соблюдении следующих требований:
наличие комплексного мультидисциплинарного подхода, предполагающего взаимодействие всех специалистов учреждения: психологов, педагогов, врачей и социальных работников;
признание приоритета интересов ребенка с учетом роли других участников той или иной проблемной ситуации;
непрерывности оказания помощи, которая может завершиться лишь в момент разрешения проблемы или в том случае, когда наблюдается способность сопровождаемого к ее разрешению;
педагогичности, что предполагает формирование у ребенка способности к самостоятельному решению аналогичных проблем.
Несмотря на то, что решение проблем за ребенка противоречит идеологии сопровождения, важно помнить, что существует ряд ситуаций, когда оказание прямой помощи ребенку взрослым является единственно возможным решением. Это ситуации, когда возникает непосредственная угроза жизни, физическому и психическому здоровью воспитанника.
Значительное место в сопровождении детей, оставшихся без попечения родителей, принадлежит коррекции недостатков и проблем развития. Известно, что подавляющее большинство воспитанников имеет нарушения психического развития той или иной степени выраженности, многие из детей до поступления в учреждение вообще не обучались. Без специальной помощи дефектолога преодолеть такие нарушения и педагогическую запущенность невозможно.
Поэтому учреждением должна быть разработана единая программа сопровождения. В основу такой единой программы деятельности могут быть положены следующие принципы:
Целостность, реализующаяся в охвате всех компонентов образовательного и воспитательного процесса в учреждении единой целью;
Многоаспектность, предполагающая использование разнообразных форм и методов работы;
Достаточность, состоящая в выделении из всего объема образовательного материала такого, который необходим и достаточен для осуществления самостоятельной жизнедеятельности воспитанника и выпускника учреждения;
Единство требований, означающее вовлечение в программу всего педколлектива с обязательной его предварительной подготовкой;
Создание условий, соответствующих задачам подготовки к самостоятельной жизни.
Условиями, обеспечивающими эффективность реализации программы сопровождения, могут быть следующие:
внутренняя готовность педагогического коллектива к решению новых для себя задач;
обеспечение безопасности и защищенности пребывания ребенка-сироты в учреждении;
организация правильного режима;
психологическое сопровождение развития воспитанника;
учет возрастного фактора;
обеспечение соответствующей материальной базы.
Как известно, для детей и подростков, воспитывающихся в условиях детского дома характерны нарушения социализации. Ограничения социальной активности ребенка, недостаточное включение его в различные виды практической деятельности не способствуют усвоению им социальных норм и социального опыта.
Поэтому важным направлением в социально-педагогической деятельности детского дома является создание условий для социализации детей-сирот. Социальная адаптация способствует сглаживанию детской агрессивности, уменьшению конфликтности.
Одной из сфер, обеспечивающей социализацию ребенка, является общение. У воспитанника детского дома опыт общения носит специфический характер и направлен на решение типичных проблем детского дома. Задачей педагогов и воспитателей должно быть расширение зон общения, а также повышение его качества. С этой целью необходимо формировать у ребенка-сироты позитивное отношение к миру, коммуникативные навыки межличностного общения, способность строить отношения с окружающими в зависимости от различных условий, умение сознательно подчиняться общественным нормам.
Вторая сфера социализации – самопознание личности, становление в человеке «образа его Я». Отсутствие семьи приводит к искаженному представлению детей о себе, следствием чего является завышение или занижение своих возможностей в решении социальных проблем. Для предотвращения этого необходимо проводить индивидуальную и групповую психологическую и психотерапевтическую работу с детьми-сиротами.
В основе социализации лежит взаимодействие ребенка с другими людьми, как со взрослыми, так и со сверстниками. Это позволяет детям накопить и расширить собственный индивидуальный опыт. Источником социального опыта детей может явиться результат их активного взаимодействия с окружающим миром в ходе организации коллективных творческих дел, подготовки и проведения праздников, спортивных мероприятий, концертов, фестивалей, на которые могут быть приглашены для участия дети и подростки из других образовательных учреждений.
Одним из самых критических моментов в жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является их переход к самостоятельной жизни. Уровень их социальной адаптации является главным критерием в оценке труда педагогов и воспитателей интернатных учреждений.
Чтобы помочь подростку преодолеть сложности взросления, в воспитательной работе с ним необходимо опираться на лучшие тенденции развития этого возраста. К ним относится стремление к утверждению собственных возможностей в общении с окружающими, новые социальные ожидания, готовность к освоению новых видов деятельности, желание быть нужным и полезным другим людям, потребность занять достойное место в обществе.
В самостоятельной жизни выпускникам придется вступать в общественные отношения. Это требует развития социальных умений и навыков личности, таких как ответственность, умение делать выбор и работать в сотрудничестве. Поскольку чаще всего дети-сироты воспитываются в школах-интернатах, то именно здесь должна быть создана развивающая среда, максимально содействующая расширению и углублению их социализации в трех основных сферах: деятельности, общении, самопознании.
Таким образом, для социализации детей-сирот, формирования социальной компетенции выпускника, адекватной оценки себя и других в социуме педагогам и специалистам детского дома (интернатного учреждения) следует обратить внимание на развитие таких качеств личности, которые обеспечивают успешность именно в современной жизни:
коммуникативную культуру, умение вести себя адекватно ситуации;
умение сделать осознанный и ответственный выбор;
умение работать в группе, коллективе;
универсальные навыки деятельности, мотивированной на достижение успеха (умение оценить свои способности, объективную трудность задачи, умение ставить адекватные своим возможностям цели, объективно оценить причину своих неудач).
Психолого-педагогическая поддержка старшеклассников, вступающих в самостоятельную жизнь после окончания школы-интерната, облегчит им социальную адаптацию, поможет быть принятыми в социуме.
Можно выделить основные направления психолого-педагогического и социального сопровождения выпускников:
подготовка к итоговой аттестации, включающая коррекцию эмоционального состояния, совершенствование навыков самопрезентации, уверенного поведения;
индивидуальное консультирование, направленное на оказание помощи в решении личностных проблем, проблем взаимоотношений, коррекцию выбора профессионального самоопределения;
коммуникативные тренинги обучения методам саморегуляции в стрессовых ситуациях, техникам общения, релаксации, повышения самооценки;
профилактика асоциального поведения;
профориентация подростков с проблемами здоровья;
Реализация этого в детском доме, школе-интернате возможна только при соблюдении важного педагогического принципа воспитания: разумного отношения к человеку и как можно большего уважения к нему.
Итак, задача развития воспитанника детского дома, как человека социального, то есть способного занять свое место в обществе, может решаться посредством формирования социального опыта ребенка. Приобретенный в период проживания в детском доме социальный опыт позволит воспитанникам, не рассчитывая на поддержку родных, научиться строить собственную жизнь самостоятельно и, используя свои внутренние резервы, реализовать жизненные планы.
А.Б. Панова
Yandex.RTB R-A-252273-3- Оглавление.
- Психолого-педагогическое сопровождение процессов развития ребенка в образовательной среде
- Теоретическая модель становления профессионального сообщества специалистов системы сопровождения
- Психологический компонент методологической культуры современного учителя
- Психолого-педагогическое сопровождение развития личности в современных социокультурных условиях.
- Психологические аспекты развития и оценки универсальных учебных действий в процессе внедрения фгос.
- Организация психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения, как первичного звена психолого-медико-педагогического сопровождения
- Заседания пмПк образовательного учреждения.
- Индивидуальное обследование ребенка специалистами консилиума.
- 2. Коллегиальное обсуждение: определение образовательного маршрута и коррекционной помощи.
- 4. Согласование деятельности специалистов по коррекционно-развивающей работе.
- Реализация рекомендаций консилиума.
- 6. Оценка эффективности коррекционно-развивающей работы.
- Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение в дошкольном отделении гимназии
- Технология работа с портфолио дошкольника
- Создание условий для обеспечения успешной адаптации детей при переходе из доу в начальную школу
- Портрет современного выпускника школы и программы психолого-педагогического сопровождения старшеклассников как способ реализации фгос нового поколения
- Какой он - современный выпускник? Какими качествами должен обладать?
- Игра как способ достижения образовательных результатов в условиях введения фгос нового поколения: опыт реализации программ комплексного сопровождения учащихся гимназии
- Педагогическое сопровождение процессов становления и развития социокультурной идентичности субъектов оу.
- Концепция развивающей работы школьного психолога – помощь школьникам с проблемами в обучении
- Взаимодействие специалистов ппмс-сопровождения и родителей учащихся в образовательном процессе
- Сигнал о проблеме
- Поддержка и оказание обучающей помощи родителям детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (из опыта работы Родительского Клуба)
- Комплексное сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
- Проблемы педагогического сопровождения ребёнка в вопросах полового воспитания
- Диагностика включенности и эмоционального благополучия учащихся в образовательном процессе
- Взаимодействие сотрудников ппмс-центра с классными руководителями по результатам диагностики
- О роли просвещения родителей в вопросах сопровождения подростков в выборе образовательной стратегии и профессиональной карьеры
- Педагогическое сопровождение в вопросах профориентации подростков-спортсменов
- Активные формы работы с родителями
- Социальная и педагогическая интеграция. Проблемы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Проблемы образовательной интеграции
- Механизм реализации программы коррекционной работы с учащимися с ограниченными возможностями развития, обучающимися в условиях интегрированного/инклюзивного образования
- Организация работы Центральной психолого-медико-педагогической комиссии
- I Первичный уровень
- III Областной уровень
- Обращение на цпмпк.
- Запись ребенка на цпмпк.
- Задержка психического развития: Этиология. Клиника. Диагностика
- Биологические:
- Социально-психологические:
- Внимание.
- Восприятие.
- Память.
- Мышление.
- Мотивация.
- Психокоррекция в условиях сенсорной комнаты как элемент системы психологического сопровождения образовательного процесса в специальном (коррекционном) детском доме
- Методические рекомендации по логопедической диагностике
- 1. Системное недоразвитие речи тяжелой степени при умственной отсталости.
- 2. Системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости.
- 3. Системное недоразвитие речи легкой степени при умственной отсталости
- Логопедическое заключение при обследовании школьников.
- 1 Системное недоразвитие речи тяжелой степени при умственной отсталости.
- 2. Системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости.
- 3. Системное недоразвитие речи легкой степени при умственной отсталости.
- Школа равных возможностей: ппмс-сопровождение инклюзивного образования
- Опыт взаимодействия логопеда и учителя в рамках комплексного сопровождения учащихся с речевыми проблемами в условиях гимназии
- Профессиональное самоопределение обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья на основе трудового обучения и социально – трудового воспитания
- Особенности мотивационного компонента школьной зрелости детей с задержкой психического развития 6 -7 лет
- Список авторов.