Концепция развивающей работы школьного психолога – помощь школьникам с проблемами в обучении
Проблема помощи школьникам, имеющим трудности в школе, всегда была актуальной для педагогов и родителей. Эти трудности традиционно разделяются на затруднения с усвоением школьной программы и на явления школьной дезадаптации. Известно также, что эти два вида проблем нередко сосуществуют одновременно в одном школьнике. С момента появления в школах психологов работа с «трудными» детьми стала одной из основных задач, с большей или меньшей успешностью разрешаемых этими специалистами. Стремление оказать максимально возможную помощь таким детям и их семьям и явилось целью создания данной концепции.
В содержании новых стандартов образования особо подчеркивается задача формирования у обучающихся универсальных учебных действий, в частности, коммуникативных компетенций. Особое внимание уделяется организации мониторинга с целью оценки успешности личностного и познавательного развития детей. Таким образом, внедрение образовательных стандартов второго поколения, помимо реформирования основного, предметного ядра школьного образования, создает благоприятные условия для разрешения именно этих острых вопросов – помощи детям с проблемами – как в обучении, так и в поведении.
Анализ многочисленных исследований на тему школьной неуспеваемости позволяет выявить основные причины обозначенной проблемы. В первую очередь педагоги и исследователи обращают внимание на различные формы нарушения внимания у детей. Это и повышенная истощаемость внимания, и неустойчивость его, и слабая концентрация, и т.д. Ослаблены у таких детей бывают и характеристики работоспособности – врабатываемость, темп деятельности; быстро наступает утомление. По мере взросления ребенка и переходе его в следующие классы всё явственнее дают о себе знать недостаточная осведомленность, слабый понятийный аппарат, слабые способности к формулированию собственных мыслей, а иногда и связных предложений. При переходе в среднее звено обучения весьма негативно сказывается на успешности обучения недостаточно развитый навык осмысленного чтения. По мнению нейропсихологов А.Е. Соболевой и Е.Н. Емельяновой1, школьник не может обучаться в среднем звене успешно, не читая со скоростью хотя бы 100-120 слов в минуту. Не менее значимым в списке этих проблем становится недостаточное развитие воображения у детей.
Помимо особенностей познавательной сферы учащихся, необходимо подвергнуть серьезному анализу и причины школьной дезадаптации. К этому списку необходимо также присовокупить характерные нарушения поведения так называемых «трудных» детей, которые могут одновременно являться неуспевающими по той или иной причине (педагогическая запущенность, задержки психического развития, девиантное поведение), но могут быть и достаточно успешными в учебе. Среди этих особенностей выделяется сниженная (или, напротив, неадекватно завышенная) самооценка, недостаточное усвоение норм и правил поведения в обществе, слабое овладение коммуникативными навыками, высокую импульсивность, двигательную расторможенность, общую напряженность, сниженный эмоциональный фон. Особое значение в работе с такими детьми придается всевозможным формам взаимодействия с их родителями, без подключения семьи на успех рассчитывать вряд ли придется.
Перечислив, таким образом, наиболее распространенные (хотя и не все возможные) причины неуспеваемости и дезадаптации детей, можно установить перечень основных задач, стоящих перед этой программой:
формирование личностных (коммуникативных) компетенций;
регулятивных навыков;
познавательных УУД, в том числе –
различных характеристик внимания;
мыслительных операций;
памяти;
воображения;
осмысленного чтения.
В результате, в соответствии с поставленными задачами, были составлены две программы развивающих занятий для обучающихся начальной школы. «Я хочу! Я могу!» - программа для учащихся 1-4-х классов, отстающих в учебе. «Выйти из сумрака» - программа социализации, развития регулятивных и коммуникативных навыков. Каждая программа рассчитана на занятия раз в неделю в течение одного полугодия, с первого по четвертый класс. Большинство педагогов и родителей, с которыми я сотрудничаю, считают, что полгода – недостаточно. Это так. Но при нагрузке полставки одновременно более двух параллелей вести невозможно.
Формирование групп осуществляется в первые две недели по спискам классных руководителей. Эти списки с указанием проблем обучающихся – учебных или поведенческих – традиционно подают педагоги в сентябре, учителя первых классов – в октябре. При необходимости списки корректируются в течение учебного года. Одновременно создается расписание работы групп на полугодие. Состав участников групп определяется сходными проблемами, уровнем их развития, зависит от основного расписания. Количество участников одной группы, в зависимости от цели сопровождения – от двух до семи (ограничивается размерами кабинета). За эти две недели также осуществляется предварительная диагностика обучающихся. Наиболее удобными для этого я нахожу следующие методики:
Таблица 1.
Направление диагностики | Название методики |
Личностные характеристики, уровень рисунка | Рисунок человека (по Венгеру) |
Личностные характеристики, тревожность, эмоциональный фон | Тест Люшера (Иматон) |
Распределение внимания | Таблицы Шульте |
Объем слуховой кратковременной памяти | Повторение цифр/фраз (Лаврентьева-Титаренко) |
В качестве пробы в этом учебном году я использовала методику совмещения признаков В.М. Когана – очень удобную и надёжную. Однако пришлось от неё отказаться, т.к. время обследования по ней одного ребенка – в зависимости от его возраста, уровня владения русским языком (у двуязычных детей), и, разумеется, внимания – доходит до 25 минут, поэтому эта методика более подходит для углубленной диагностики.
Занятия, в основном, проводятся после уроков. Однако необходимо учитывать, что первоклассникам со слабым вниманием нецелесообразно увеличение дневной учебной нагрузки – после уроков и обеда истощение достигает максимума. Поэтому, по согласованию с родителями, классным руководителем и администрацией школы, для них составляется специальное расписание, где один школьный урок в неделю (рисование, технология и др.) заменяется развивающим занятием. Для того чтобы дети не «выпадали» из школьной программы, расписание чередуется по четным и нечетным неделям в разные дни.
Максимально близко к началу занятий я стараюсь вступить в контакт с родителями своих подопечных. Эффективность занятий напрямую связана со степенью включения в работу родителей. Это касается формирования как познавательных, так и личностных компетенций. Час занятий в неделю становится не более чем приятным развлечением, если ребенок после этого возвращается в свой дом с привычным укладом, где обычно не придается значение знаниям, тёплым взаимоотношениям. По моему стойкому убеждению, ребенок не имеет собственных проблем, все его трудности (за исключением болезней, поврежденного развития) происходят из уклада жизни семьи, системы воспитания в ней. Самые сложные случаи нельзя признать безнадежными, если родители ребенка стучат во все двери и используют любую возможность помощи своему ребенку, попавшему в трудную ситуацию. Иначе говоря, нет плохих детей – есть несчастные дети.
К сожалению, родителей моих воспитанников не так просто вывести даже на однократный контакт. Нередко это семьи асоциальные. Из всех родителей участников групп развития я знакома только с половиной. И все же эту работу я признаю основной в программе помощи ребенку. Если родители откликаются и включаются в работу, я приглашаю их на занятия с целью ознакомления с работой. Её можно осуществлять дома регулярно – это интересный совместный досуг, который, если не переусердствовать, сплотит семью, изменит её ценности. Проводится регулярная консультативная работа, предоставляется литература. В этом случае положительный результат гарантирован почти наверняка. Иначе – приходится рассчитывать только на себя и воспитанника, на его собственную мотивацию и волю.
Что касается методического наполнения программ, то современная психолого-педагогическая литература предлагает в настоящее время множество вариантов. Программа адаптируется под особенности конкретных детей. Например, для второклашки приходится использовать методички для дошкольников. Потому что моя цель – поставить перед ребенком выполнимые задачи, на верхней грани его настоящего уровня и в зоне ближайшего развития; чтобы создать для него ситуацию успешного труда, чтобы он поверил, что может добиться чего-то, измениться, чтобы не опускал рук от непосильных и поэтому бесполезных заданий.
Обязательными в этих занятиях считаю мотивационные моменты – мы проговариваем вместе, зачем мы собираемся, чего хотим добиться, чему научились, даем обещания самим себе. Использую также в начале занятий несложный комплекс упражнений для работы мышц шеи и плечевого пояса – они улучшают кровоснабжение головного мозга – у отстающих детишек довольно часто отмечается его нарушение. В программу занятий «Я хочу, я могу!» включаются мероприятия по развитию личностных компетенций – так как у неуспешных в учебе детей почти неизбежно падает самооценка и учебная мотивация.
Для детей, отличающихся вызывающим поведением, использую психогимнастику2, элементы релаксации. Собираю для них коллекцию игр и видеороликов «Интересные хобби», с которой мы знакомимся прямо на занятиях. Очень надеюсь, что какое-нибудь хобби «выстрелит», заразит интересом хоть одного из мальчиков (их в этих группах подавляющее большинство), займет его бестолковый (в лучшем случае) досуг. Обязательной частью занятий по программе «Выйти из сумрака» являются беседы нравственного содержания с целью усвоения социальных норм обучающимися. Также очень дозировано (из-за высокой импульсивности детей), но необходимо вводятся эпизоды совместной продуктивной деятельности – настольная игра, постановка несложного эксперимента (по книгам типа «занимательная физика»). Отдельно отрабатывались приемы рефлексирования и контроля поведения. Пока использую начисление призовых и штрафных баллов – довольно эффективно, по крайней мере, на занятии. Чтобы вынести этот крайне важный аспект за пределы группы развития, необходимо регулярное и систематическое взаимодействие с классным руководителем и родителями (использование «дневничков поведения»).
Занятия проходят интересно, иногда даже шумновато – я использую большей частью игровые упражнения. Использую элементы арттерапии, сказкотерапии3, прослушивание классической музыки. Детям занятия нравятся, четвероклассники очень сожалеют о расставании, в полугодовых перерывах, когда я работаю с другой параллелью, сокрушаются и возмущаются, почему я за ними не прихожу. Вместе со «списочным составом» порываются приходить ко мне и более успешные одноклассники моих подопечных и, если это не помешает работе, я не возражаю. Нахожу эту работу очень интересной для себя, в ней нет приедающегося однообразия, как не бывает совершенно одинаковых детей.
Эффективность работы групп развития представлена в виде анализа результатов экспресс-диагностики учащихся 1-2-х классов в начале и в конце полугодового курса занятий. Для этого использовались методики, указанные в таблице 1.
Признаки тревоги, заниженной самооценки, страха, агрессии в рисунке человека.
Таблица 2. Первоклассники
№ | Фамилия, имя | класс | начало занятий | итог занятий |
|
| 1Б | - | - |
|
| 1Б | + | + |
|
| 1А | - | - |
|
| 1Г | - | - |
|
| 1А | + | - |
|
| 1Б | - | - |
|
| 1Г | + | - |
Таблица 3. Второклассники
№ | Фамилия, имя | класс | начало занятий | итог занятий |
|
| 2В | + | - |
|
| 2Б | - | - |
|
| 2В | - | - |
|
| 2В | + | + |
|
| 2А | - | - |
|
| 2А | - | - |
|
| 2А | + | - |
|
| 2А | - | - |
Таблица 4.
Количественный анализ результатов теста Люшера в группах развития коммуникативных навыков
№ | Фамилия, имя | класс | СО | КТ | ||
начало занятий | итог занятий | начало занятий | итог занятий | |||
|
| 1Б | 6 | 14 | 0 | 0 |
|
| 1Б | 28 | 14 | 9 | 3 |
|
| 1А | 28 | 30 | 6 | 11 |
|
| 1Г | 16 | 18 | 5 | 0 |
|
| 1А |
| 17 |
| 3 |
|
| 1Б |
| 18 |
| 5 |
|
| 1Г | 28 |
| 5 |
|
|
| 2В |
| 16 |
| 1 |
|
| 2В | 16 | 12 | 3 | 2 |
|
| 2В | 10 | 22 | 0 | 7 |
|
| 2А | 22 | 14 | 8 | 1 |
|
| 2А |
| 24 |
| 8 |
|
| 2А |
| 32 |
| 9 |
| среднее |
| 19,2 | 17,8 | 4,5 | 4,2 |
Анализируя таблицы, можно сделать вывод о незначительной положительной динамике в состоянии детей. В некоторых случаях показатели дезадаптации (СО) и тревожности (КТ) даже увеличиваются к концу года. Очевидно, это указывает на низкую эффективность коррекционной работы психолога при отсутствии участия родителей. К сожалению, известно, что, как правило, родители детей с проблемами в поведении неохотно выходят на контакт с педагогами. Также возможным вариантом решения проблемы может стать сокращение количества обучающихся в группе за счет увеличения количества групп.
Таблица 5.
Количественный анализ рисунка человека, объем внимания в группах развития познавательных УУД.
№ | Фамилия, имя | класс | рисунок | внимание | ||
начало занятий | итог занятий | начало занятий | итог занятий | |||
|
| 1Б | 17 | 19 | 5 | 5 |
|
| 1Б | 17 | 19 | 3 | 3 |
|
| 1А | 8 | 16 | 4 | 4 |
|
| 1Б | 16 | 17 | 3 | 5 |
|
| 1Г | 15 | 15 | 3 | 4 |
|
| 1Б | 24 | 19 | 4 | 4 |
|
| 1Б | 18 | 21 | 2 | 5 |
|
| 2В | 19 | 22 | 5 | 5 |
|
| 2В | 22 | 17 | 6 | 6 |
|
| 2В | 20 | 22 | 3 | 7 |
|
| 2Г | 23 | 20 | 5 | 6 |
|
| 2Г | 22 | 22 | 4 | 5 |
| среднее |
| 18,6 | 20,8 | 4,0 | 5,1 |
Очевидно, в рассматриваемых параметрах заметна некоторая положительная динамика, но в действительности для того, чтобы дети этих групп учились наравне со сверстниками, работа должна быть более интенсивной и индивидуализированной.
Помимо рассмотренных показателей эффективность работы групп развития может исчисляться в количестве детей, выбывших из них, по совместному решению классного руководителя и психолога, как не нуждающихся более в расширенном сопровождении. Таких детей за прошлый и текущий учебный год 5 человек. Как подтверждение вышесказанного, родители трех из этих детей находились в тесном взаимодействии с психологом и классным руководителем.
Предлагаемая система развивающей работы школьного психолога создана для оказания помощи учащимся начальной школы, имеющим трудности в поведении и обучении. Предлагаемая программа занятий является только частью работы. Развивающую работу с детьми необходимо дополнять консультативной работой с родителями. Также обязательным является сотрудничество с классным руководителем, иногда, при необходимости – с другими специалистами (социальный педагог, логопед, дефектолог, психиатр). Главное в этой работе – создание развивающей среды для ребенка, нуждающегося в помощи. И от эффективности взаимодействия с семьёй, как правило, напрямую зависит результативность и успешность развивающей работы психолога.
Рекомендуемая литература для работы с родителями:
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 2009
Гиппенрейтер Ю.Б. Родителям: Как быть ребенком. М., 2009
Еремеева В.Д. Хризман Т.П. Мальчики и девочки. Два разных мира. М., 2006
Досани С. 52 способа помочь ребенку выжить в школе. М., Центрполиграф, 2009
Кон И. Мальчик – отец мужчины. М., 2010
Славина Л.С. Трудные дети. М., 2006
Герасимова А. Тесты для подготовки к школе. М., Айрис-пресс, 2005.
Соболева А.Е., Емельянова Е.Н. Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом. С.-Пб., изд. ПИТЕР, 2009
Языканова Е.В. (сост.) УМК. Развивающие задания 1класс. М., 2010
Языканова Е.В. (сост.) УМК. Развивающие задания 2 класс. М., 2010
Языканова Е.В. (сост.) УМК. Развивающие задания 3 класс. М., 2010
Языканова Е.В. (сост.) УМК. Развивающие задания 4 класс. М., 2010
Н.В. Снегирева
- Оглавление.
- Психолого-педагогическое сопровождение процессов развития ребенка в образовательной среде
- Теоретическая модель становления профессионального сообщества специалистов системы сопровождения
- Психологический компонент методологической культуры современного учителя
- Психолого-педагогическое сопровождение развития личности в современных социокультурных условиях.
- Психологические аспекты развития и оценки универсальных учебных действий в процессе внедрения фгос.
- Организация психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения, как первичного звена психолого-медико-педагогического сопровождения
- Заседания пмПк образовательного учреждения.
- Индивидуальное обследование ребенка специалистами консилиума.
- 2. Коллегиальное обсуждение: определение образовательного маршрута и коррекционной помощи.
- 4. Согласование деятельности специалистов по коррекционно-развивающей работе.
- Реализация рекомендаций консилиума.
- 6. Оценка эффективности коррекционно-развивающей работы.
- Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение в дошкольном отделении гимназии
- Технология работа с портфолио дошкольника
- Создание условий для обеспечения успешной адаптации детей при переходе из доу в начальную школу
- Портрет современного выпускника школы и программы психолого-педагогического сопровождения старшеклассников как способ реализации фгос нового поколения
- Какой он - современный выпускник? Какими качествами должен обладать?
- Игра как способ достижения образовательных результатов в условиях введения фгос нового поколения: опыт реализации программ комплексного сопровождения учащихся гимназии
- Педагогическое сопровождение процессов становления и развития социокультурной идентичности субъектов оу.
- Концепция развивающей работы школьного психолога – помощь школьникам с проблемами в обучении
- Взаимодействие специалистов ппмс-сопровождения и родителей учащихся в образовательном процессе
- Сигнал о проблеме
- Поддержка и оказание обучающей помощи родителям детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (из опыта работы Родительского Клуба)
- Комплексное сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
- Проблемы педагогического сопровождения ребёнка в вопросах полового воспитания
- Диагностика включенности и эмоционального благополучия учащихся в образовательном процессе
- Взаимодействие сотрудников ппмс-центра с классными руководителями по результатам диагностики
- О роли просвещения родителей в вопросах сопровождения подростков в выборе образовательной стратегии и профессиональной карьеры
- Педагогическое сопровождение в вопросах профориентации подростков-спортсменов
- Активные формы работы с родителями
- Социальная и педагогическая интеграция. Проблемы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Проблемы образовательной интеграции
- Механизм реализации программы коррекционной работы с учащимися с ограниченными возможностями развития, обучающимися в условиях интегрированного/инклюзивного образования
- Организация работы Центральной психолого-медико-педагогической комиссии
- I Первичный уровень
- III Областной уровень
- Обращение на цпмпк.
- Запись ребенка на цпмпк.
- Задержка психического развития: Этиология. Клиника. Диагностика
- Биологические:
- Социально-психологические:
- Внимание.
- Восприятие.
- Память.
- Мышление.
- Мотивация.
- Психокоррекция в условиях сенсорной комнаты как элемент системы психологического сопровождения образовательного процесса в специальном (коррекционном) детском доме
- Методические рекомендации по логопедической диагностике
- 1. Системное недоразвитие речи тяжелой степени при умственной отсталости.
- 2. Системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости.
- 3. Системное недоразвитие речи легкой степени при умственной отсталости
- Логопедическое заключение при обследовании школьников.
- 1 Системное недоразвитие речи тяжелой степени при умственной отсталости.
- 2. Системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости.
- 3. Системное недоразвитие речи легкой степени при умственной отсталости.
- Школа равных возможностей: ппмс-сопровождение инклюзивного образования
- Опыт взаимодействия логопеда и учителя в рамках комплексного сопровождения учащихся с речевыми проблемами в условиях гимназии
- Профессиональное самоопределение обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья на основе трудового обучения и социально – трудового воспитания
- Особенности мотивационного компонента школьной зрелости детей с задержкой психического развития 6 -7 лет
- Список авторов.