Школа равных возможностей: ппмс-сопровождение инклюзивного образования
Образование – право каждого человека,
имеющее огромное значение и потенциал…нет ничего
более важного, никакой другой миссии,
кроме образования для всех…
Кофи Аннан. 1998
Необходимость предоставления всем детям равных и разнообразных возможностей для получения образования признается в настоящее время всеми: как представителями системы общего, так и специального образования. Еще в 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится о том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях. Вместе с тем, процесс инклюзии, то есть включения детей с особыми образовательными потребностями в систему общего образования, вызывал массу горячих споров и шел достаточно медленно. И тому есть вполне понятные объяснения: массовая школа до сих пор не вполне готова принять ребенка с ограниченными возможностями здоровья, прежде всего потому, что не обладает достаточными ресурсами для этого. Однако опыт показывает, что даже в тех случаях, когда речь шла не об инклюзии, а об интеграции (то есть о приспособлении к существующим в массовой школе условиям «особого» ребенка), достигались значительно более высокие образовательные результаты, чем в специальных учреждениях для детей-инвалидов. Трудности, конечно, возникали, и связаны они были, в первую очередь, с неготовностью учителя принять ребенка-инвалида, с его страхом перед той ответственностью, которую на него возложили, поручив обучение «особого» ученика. Но заинтересованность, включенность в образовательный процесс и помощь со стороны родителей и специалистов ППМС-сопровождения позволяли этот страх преодолеть. Выпускники самой первой волны интегрированного обучения, которое теперь уже вполне заслуженно можно называть инклюзивным, существующего в Петербургской гимназии №56 вот уже более 10 лет, - самое лучшее доказательство правильности выбранного пути. Это успешные люди, получающие высшее образование в самых престижных вузах города, строящие собственные семьи и растящие здоровых детей… Когда в гимназию приезжали гости, интересующиеся опытом интегрированного обучения, они не всегда могли отличить учащихся с тяжелыми нарушениями слуха от их слышащих сверстников – и дело было не только в том, что слабослышащие дети прекрасно владели устной речью. Они полностью «растворялись» в школьной среде и выглядели точно так же, как все остальные ученики. Конечно, детям с нарушениями слуха требовалась особая помощь и поддержка. И с развитием в гимназии системы ППМС-сопровождения накапливался и опыт поддержки и сопровождения инклюзивного образования. Важную роль играла разработанная программа индивидуального сопровождения каждого ученика. В программу были включены специальные занятия с логопедом, тьюторская поддержка со стороны отдельных учителей: английского языка, математики; занятия с психологом. На дополнительные занятия музыкой дети ходили в группу, организованную обществом родителей-детей инвалидов по слуху «АРДИС». Сотрудники ППМС-центра регулярно снабжали педагогов памятками-буклетами, содержащими рекомендации по взаимодействию с учеником, имеющим нарушения слуха; организовывали круглые столы для учителей-предметников с участием родителей и сурдопедагогов.
Сейчас уже с уверенностью можно говорить о наличии службы или центра ППМС-сопровождения как необходимого условия для обеспечения ресурсной базы инклюзивного образования. Именно комплексная мультидисциплинарная помощь со стороны специалистов ППМС-сопровождения позволяет:
Помочь ребенку адаптироваться к новым для него условиям.
Помочь ему овладеть коммуникативными и социальными навыками для полноценного общения со сверстниками.
Организовать и осуществлять логопедическую поддержку, расширяя словарный запас и совершенствуя звукопроизношение.
Помочь родителям правильно организовать режим дня ребенка таким образом, чтобы оптимально сочетать основное и дополнительное образование – эффективно и без перегрузок.
Организовать и осуществлять поддержку учителя и классного руководителя: психологическую, а при необходимости, и методическую.
Разрабатывать и реализовывать программы индивидуального сопровождения учеников с особыми образовательными потребностями на основании анализа конкретных учебных затруднений и проблем в социальной и эмоциональной сфере, если таковые имеются.
Осуществлять квалифицированный мониторинг эффективности программ сопровождения, успешности ребенка в учебной и внеклассной деятельности, осуществлять диагностику проблем и трудностей.
Оказывать помощь ребенку и его семье на этапе профессионального самоопределения, расширяя представления о возможностях выбора дальнейшего маршрута образования и получения профессии.
Идеальным же процесс инклюзивного образования, на наш взгляд, станет тогда, когда массовая школа будет получать квалифицированную помощь со стороны педагогов специального образования, в рамках которого могли бы быть созданы центры, координирующие инклюзию ребенка в массовую школу (от диагностики стартовых возможностей до организации дополнительных занятий с коррекционными педагогами). Сейчас о таком сотрудничестве остается только мечтать, а специальная школа зачастую, к сожалению, видит в школах, осуществляющих инклюзивное образование, своих конкурентов.
В заключение назовем восемь принципов инклюзивного образования, принятых международной конвенцией, как нельзя лучше обосновывающих необходимость этого процесса.
Инклюзивное (включающее) образование базируется на восьми принципах:
Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
Каждый человек способен чувствовать и думать.
Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
Все люди нуждаются друг в друге.
Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Соблюдение этих принципов отвечает требованиям гуманистического подхода к образованию, является гарантом построения по-настоящему открытого гражданского и цивилизованного общества.
О.В. Иванова, И.А. Соловьева
- Оглавление.
- Психолого-педагогическое сопровождение процессов развития ребенка в образовательной среде
- Теоретическая модель становления профессионального сообщества специалистов системы сопровождения
- Психологический компонент методологической культуры современного учителя
- Психолого-педагогическое сопровождение развития личности в современных социокультурных условиях.
- Психологические аспекты развития и оценки универсальных учебных действий в процессе внедрения фгос.
- Организация психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения, как первичного звена психолого-медико-педагогического сопровождения
- Заседания пмПк образовательного учреждения.
- Индивидуальное обследование ребенка специалистами консилиума.
- 2. Коллегиальное обсуждение: определение образовательного маршрута и коррекционной помощи.
- 4. Согласование деятельности специалистов по коррекционно-развивающей работе.
- Реализация рекомендаций консилиума.
- 6. Оценка эффективности коррекционно-развивающей работы.
- Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение в дошкольном отделении гимназии
- Технология работа с портфолио дошкольника
- Создание условий для обеспечения успешной адаптации детей при переходе из доу в начальную школу
- Портрет современного выпускника школы и программы психолого-педагогического сопровождения старшеклассников как способ реализации фгос нового поколения
- Какой он - современный выпускник? Какими качествами должен обладать?
- Игра как способ достижения образовательных результатов в условиях введения фгос нового поколения: опыт реализации программ комплексного сопровождения учащихся гимназии
- Педагогическое сопровождение процессов становления и развития социокультурной идентичности субъектов оу.
- Концепция развивающей работы школьного психолога – помощь школьникам с проблемами в обучении
- Взаимодействие специалистов ппмс-сопровождения и родителей учащихся в образовательном процессе
- Сигнал о проблеме
- Поддержка и оказание обучающей помощи родителям детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (из опыта работы Родительского Клуба)
- Комплексное сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
- Проблемы педагогического сопровождения ребёнка в вопросах полового воспитания
- Диагностика включенности и эмоционального благополучия учащихся в образовательном процессе
- Взаимодействие сотрудников ппмс-центра с классными руководителями по результатам диагностики
- О роли просвещения родителей в вопросах сопровождения подростков в выборе образовательной стратегии и профессиональной карьеры
- Педагогическое сопровождение в вопросах профориентации подростков-спортсменов
- Активные формы работы с родителями
- Социальная и педагогическая интеграция. Проблемы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Проблемы образовательной интеграции
- Механизм реализации программы коррекционной работы с учащимися с ограниченными возможностями развития, обучающимися в условиях интегрированного/инклюзивного образования
- Организация работы Центральной психолого-медико-педагогической комиссии
- I Первичный уровень
- III Областной уровень
- Обращение на цпмпк.
- Запись ребенка на цпмпк.
- Задержка психического развития: Этиология. Клиника. Диагностика
- Биологические:
- Социально-психологические:
- Внимание.
- Восприятие.
- Память.
- Мышление.
- Мотивация.
- Психокоррекция в условиях сенсорной комнаты как элемент системы психологического сопровождения образовательного процесса в специальном (коррекционном) детском доме
- Методические рекомендации по логопедической диагностике
- 1. Системное недоразвитие речи тяжелой степени при умственной отсталости.
- 2. Системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости.
- 3. Системное недоразвитие речи легкой степени при умственной отсталости
- Логопедическое заключение при обследовании школьников.
- 1 Системное недоразвитие речи тяжелой степени при умственной отсталости.
- 2. Системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости.
- 3. Системное недоразвитие речи легкой степени при умственной отсталости.
- Школа равных возможностей: ппмс-сопровождение инклюзивного образования
- Опыт взаимодействия логопеда и учителя в рамках комплексного сопровождения учащихся с речевыми проблемами в условиях гимназии
- Профессиональное самоопределение обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья на основе трудового обучения и социально – трудового воспитания
- Особенности мотивационного компонента школьной зрелости детей с задержкой психического развития 6 -7 лет
- Список авторов.