2. Модели пс, варианты и их особенности.
Модель – отражение, описание специфики организации деятельности ПС.
Модель включает:
Организационный уровень:
1. Описывает нормативную базу (Конвенция о правах ребенка, конвенция о правах человека, федеральные и региональные законы и подзаконные акты, которые имеют отношение к ПС)
2. Описывает нормативные документы конкретн.образоват.учреждения (Устав и положение ОУ) – Этический кодекс, положение о ПС конкретного ОУ
3. Штат и описание кадрового состава
Содержательный уровень:
Структура ПС
(концепция ПС)
Психологическая служба (содержательно) – такая организация работы, которая позволяет реализовать все основные направления профессиональной деятельности.
Психологическая служба (организационно) – структура взаимодействия и подчинения различных организаций, реализующих психологическую помощь.
Модель – это структура, которая отличает работу одной психологической службы от другой.
Психолог может выбрать ту или иную модель.
Содержательный | Количественный |
Изменение содержания деят-ти происходит при расширении. | Модель «один психолог на одну организацию». «+» - все права в руках одного человека. «+» - не с кем сравнивать «+» - сам определяет, какие проблемы ему решать «+» - потребность постоянного роста «–» - один человек не может объять необъятное, то есть всё успеть. |
Модель «скорой помощи» – психолог на территории своего кабинета. «+» - психолог работает с ярко заявленной проблемой, которая поступила к нему в виде заказа. «+» - проблемы сами находят психолога. «–» - психолога мало кто знает в организации. «–» - психолог не анализирует ситуацию, не прогнозирует. Он работает с симптомами, а не с причинами. Нет профилактической работы. «–» - ограничивается индивидуальной работой. Эта модель может считаться одной из наиболее распространённых, она требует развития. Такая модель свойственна начинающим психологам. | Модель «несколько специалистов в одной организации». В системе образования часто встречается. «+» - уменьшение клиентов на одного психолога. «+» - есть на кого ориентироваться. «+» - часто несколько психологов образуют метод. объединение. «–» - у этих психологов нет общих целей и задач. Это выгодно для начальства, так как психологов легче контролировать, но для психологов это плохо. «–» - нездоровая конкуренция. |
Модель «вне кабинета» «психолог с первичными действиями вне кабинета». С применением диагностических срезов. Психолог – специалист, который активно взаимодействует с участниками диагностики. «+» - скапливается информационная база. «+» - психолога знает много сотрудников предприятия. «+» - психолог выходит на совещания, читает лекции. «–» - у психолога мало времени на анализ полученной информации. «–» - люди возмущены отрывом от производства. В какой-то момент модель продуктивна, но всё же требует развития. | Модель «психологическая служба». «+» - наличие общих задач, целей, стратегии и тактики деятельности. «+» - психологическая служба имеет руководителя и через него психологи взаимодействуют с администрацией. «+» - рациональное использование материально - технической базы, изготовление раздаточного материала. Наличие совместного интеллектуального и материального фонда. «+» - посменная работа. «+» - совершенствование и обмен опытом. Это стимулирует к повышению разряда и категории. «–» - подобная модель деятельности не описана документально. «–» - руководитель психологической службы выполняет функции и психолога, и руководителя. Но эта модель самая продуктивная. Психологическая служба – это явление скорее уникальное, чем постоянно действующее. |
Модель «активный психолог» «психолог с активными практическими методами». Диагностика не цель, а средство. Модель включает коррекционные и развивающие программы. |
|
Модель «психолог, работающий с руководящим персоналом». Психолог – практик, он выступает как специалист, регулирующий психологические процессы в организации. | |
Модель «психолог – стратег». Специалист, который выступает как человек, решающий судьбу организации, делает комплексный анализ психологической ситуации в организации. Он влияет на ситуацию тогда, когда она прогнозируется. Эта модель позволяет психологу не только задавать вопросы, но и принять меры. |
Первая модель. Психолог работает на “территории” своего кабинета и ведет консультации с учениками, их родителями и учителями по их обращению. Психолог не ставит своей задачей оказывать влияние ни на форму, ни на содержание того, что происходит в школе как в рамках учебного процесса, так и в сфере сложившихся отношений. Позиция психолога – это позиция стороннего специалиста, отстаивающего права и интересы ребенка.
Вторая модель. К предыдущему функционалу добавляется: проведение диагностики детей разного возраста по запросам администрации образовательного учреждения и отдельных учителей, посещение занятий по просьбе педагогов с целью выработки рекомендаций по работе с конкретными детьми. При высокой квалификации психолог становится главным участников педагогических консилиумов, рассматривающих проблемы успеваемости отдельных учащихся.
Третья модель. Включает в себя, как обязательный компонент, проведение обучающих семинаров и тренингов с учениками и учителями. Психолог ставит задачу изменить стереотипы поведения, способы и формы организации коммуникации учителя с учениками. При высокой квалификации психолог на групповых занятиях с детьми и подростками формирует у них соответствующие их возрасту социальные умения, рассматривает проблемы, характерные для учеников определенного возраста, дает им средства, позволяющие успешно справляться с проблемами, делает акцент не на “вытаскивании из ямы, а на предупреждение о том, что впереди яма”.
Четвертая модель. Модель включает в себя работу психолога с содержанием и способами профессиональной деятельности педагога. Его целью становится влияние на профессиональное сознание учителей и администрации образовательного учреждения в направлении формирования целостной педагогической позиции (цели, ценности, задачи, содержание и способы его реализации в конкретных технологиях), а также психологического сопровождения образовательных процессов. При высокой степени квалификации психолог, работающий в рамках этой модели, становится проводником идей трансформации всех отношений в школе, внесения в Правила школы идеи уважения чести и достоинства каждого, задачи превращения школы в открытую систему, направленную на развитие личности каждого ее участника.
Пятая модель. Различные типы практико-ориентированных исследований. Как правило, являются частью работы психолога по четвертой модели, но могут иметь и самостоятельный статус. Объектом исследования является целостный учебно-воспитательный процесс, организуемый в соответствии с декларируемыми целями и задачами, а также и все то, что происходит в этом процессе с ребенком.
Факторы, влияющие на выбор модели ПС:
общие
материально-технические возможности заказчика
готовность самого специалиста к работе в определенном типе модели
феномен моды
отношение администрации
частные (особенности специалистов ПС)
Перед тем, как идти в уже существующую ПС или создавать собственную, необходимо «прозондировать почву» по данным факторам.
- 1. Пс., определение, цели, задачи.
- 2. Модели пс, варианты и их особенности.
- 3. История и современное состояние пс за рубежом
- 4. Практическая психология образования в России. История развития, актуальное состояние.
- 5. Основные проблемы, тенденции и перспективы развития п.С.О.
- 6. Психолог как субъект образовательного процесса. Профессиональное место и статус психолога в образовательном процессе.
- 7. Основные направления деятельности психолога
- 8. Психологическое и психическое здоровье.
- 9. Основные направления деятельности психолога (профилактика)
- 10. Этические нормы, правила и стандарты деятельности педагога-психолога, условия, необходимые для их реализации.
- 11. Положение о пс в различных оу. Характеристика и сравнительный анализ.
- 12. Эксперимент в образовании. Проблемы и перспективы. Понятия инновационного процесса в образовании. Особенности психологического обеспечения.
- 13. Структура псо.
- Отдел службы практической психологии образования Министерства образования Российской Федерации:
- 2. Профессиональная линия:
- 14. Кабинет психолога. Основные требования к оформлению и оборудованию.
- Музыкальные средства
- Обобщенные характеристики музыкальных произведений, отражающих сходное эмоциональное состояние
- Организация пространства кабинета
- Организация фитодизайна
- Светоцветовое оформление кабинета
- 15. Центр психологической помощи. Цель, задача, структура. Направления деятельности, виды центров психологической деятельности.
- II.2. Основные задачи деятельности Центра определяются:
- II.5. В соответствии с основными задачами работа гор(рай) Центра проводится по следующим направлениям:
- II.7. Структура центра:
- 1) Отдел психологического просвещения и повышения квалификации:
- 2) Консультативный отдел:
- 3) Диагностико-коррекционный отдел:
- 16. Планирование работы психолога. Виды планов. Основные требования к планированию работы.
- 17. Психологическое просвещение в деятельности психолога.
- 18. Основные требования к документации педагога-психолога. Виды документов. Требования к ведению и хранению документации.
- Документация
- 19. Психологическое консультирование, формы организации и методы работы психолога.
- 20 Вопрос. Организация деятельности по психологической коррекции и развитию.
- 21 Вопрос. Проблема эффективности и результативности деятельности психолога. Количественные и качественные критерии эффективности.
- Критерии эффективности-результативности деятельности психолога
- 22. Организация совместной деятельности психолога со специалистами смежных профессий.
- 23. Психолого-медико-психологический консилиум и психолого-медико-педагогическая комиссия.
- 24 Вопрос. Единое профессиональное пространство. Профессиональное объединение специалистов.
- 25. Психологическая диагностика как одно из основных направлений деятельность психолога
- 26 Вопрос. Организационно-методическая работа психолога.
- Методические средства.
- 27. Профессиональная деятельность психолога с педагогами
- 28 Вопрос. Работа с родителями как одно из направления деятельности школьного психолога.
- Цели, задачи и необходимость работы
- Информационные методы Информационные тексты
- Устные информационные сообщения
- Информационные лекции
- 33. Психологическая готовность к школьному обучению: основные показатели, их диагностика и коррекция неготовности
- 36. Проблема школьных страхов и тревожности у младших школьников
- 43. Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков.
- 47. Профилактика экзаменационного стресса.
- Коррекция экзаменационного стресса
- Во избежание экзаменационного стресса студентам можно дать следующие рекомендации:
- 52. Цели и задачи пс в вуЗе
- 5. Психологического консультирования:
- 6. Просветительской работы:
- 53. Психологическая помощь в период адаптации студентов к обучению в вуЗе.
- 55. Особенности и динамика учебной мотивации студентов