logo
ЭКЗАМЕН СЛУЖБА+вост

Коррекция экзаменационного стресса

В настоящее время существует достаточно много методов коррекции психоэмоционального стресса, и задача состоит в том, чтобы выбрать те из них, которые отвечали бы, с одной стороны, индивидуальным особенностям конкретной личности, а, с другой стороны - реальным условиям, существующим в данном месте и данное время. Из достаточно большого числа используемых в настоящее время антистрессорных мероприятий (мышечная релаксация, рациональная психотерапия, аутотренинг, системы биологической обратной связи, дыхательная гимнастика, фито- и ароматерапия, нейро-лингвистическое программирование, физические упражнения, массаж, сауна, акупунктура и т. д.) каждый студент может выбрать способ для себя.

Обсуждая проблему коррекции эмоционального стресса, необходимо не упускать из вида одно важное обстоятельство: задача стоит не обязательно в уменьшении, а именно в оптимизации уровня экзаменационного стресса. Сам основатель учения о неспецифическом адаптивном синдроме выделял две его формы: стресс полезный (эустресс) и вредоносный (дистресс) (Г. Селье, 1992). Хотя в рамках традиционного учебного процесса подготовка и сдача экзаменов сопровождается негативными эмоциями, такое положение вещей не является единственно возможным. При правильно организованном педагогическом процессе учеба может приносить радость, а экзамены служить средством самоутверждения и повышением личностной самооценки.