logo
ЭКЗАМЕН СЛУЖБА+вост

Во избежание экзаменационного стресса студентам можно дать следующие рекомендации:

1. Если Вы пришли в ВУЗ за знаниями и хотите вообще свести экзаменационное волнение к минимуму, то на протяжении всего семестра следует планомерно и постепенно записывать краткие ответы на экзаменационные вопросы. 2. Если же от сессии до сессии вы весело проводили время, а экзамены нагрянули внезапно, то, прежде всего, вам следует четко распределить оставшееся время, разделив его на количество вопросов. 3. Распланируйте свой режим дня. Старайтесь высыпаться, не экономьте время за счет сна. 4. Во избежание стрессов человеку необходима двигательная активность. Поэтому по возможности занимайтесь спортом или же просто прогуливайтесь пешком. 5. Питание должно быть дробным (4-5 раз в день). Больше овощей, фруктов, меда, орехов и растительного масла. Меньше жиров и углеводов. 6. Научитесь расслабляться. Используйте дыхательные упражнения и медитативные техники. 7. Настройтесь на победу. Существует следующее высказывание: "Если вы желаете добиться успеха - ведите себя так, словно вы его уже добились". Вид спокойного, уверенного в себе студента действует на экзаменатора положительно, а неуверенный взгляд, дрожащий голос и подобные симптомы экзаменационного стресса невольно порождают подозрение: наверное, плохо знает, если так боится. 8. Идя на экзамен, сосредоточьтесь на достижении успеха и не думайте о возможном провале. Так воин накануне штурма не должен думать о поражении. Конечно, от неудачи не застрахован никто, но чем меньше ее боишься, тем более вероятен успех.

Психологическая подготовка к экзаменам.

1. Прежде всего, нужно обратить внимание на физиологические проявления волнения. Как правило (как уже говорилось), это учащенное дыхание, легкий озноб и так называемая «медвежья болезнь», заставляющая несчастного учащегося метаться между аудиторией и туалетом. Нормализовать ритм дыхания поможет простое упражнение: в течение нескольких минут следует дышать медленно и глубоко.

Чтобы дыхание было ровным, нужно считать «про себя»: на три счета — вдох, на три — выдох.

Даже в самую жаркую погоду школьнику пригодится свитер или кофта, чтобы при необходимости справиться с ознобом.

Физический комфорт способствует тому, что у самого нервного ученика состояние паники сменится всего-навсего легким мандражом.

2. Некоторые учащиеся перед экзаменом проявляют свое чувство страха несколько утрированно: «Ой, как я боюсь, как мне плохо! Я точно провалюсь, потому что ничего не знаю!»

Тем самым они провоцируют возникновение тех же эмоций у окружающих, ведь «бояться» вместе гораздо легче.

Другое дело, что на некоторых людей «коллективный» страх оказывает парализующее воздействие, поэтому им лучше переживать в одиночку: отойти в сторонку, побродить по коридору, посмотреть в окно.

Накануне экзамена школьнику следует подумать над тем, нужна ли ему «группа поддержки» в лице родителей или друзей, готов ли он разделить свое волнение с «коллегами» или ему комфортнее справляться с переживаниями самостоятельно

3. Внимание! Если сильный мандраж возникает за несколько дней или даже недель до экзамена, имеет смысл подготовить свою нервную систему к предстоящему испытанию с помощью легких успокоительных препаратов растительного происхождения.

Но ни в коем случае нельзя принимать седативные лекарственные средства в день экзамена.

Во-первых, в состоянии абсолютного спокойствия ученик лишен достаточной мотивации для достижения успеха — до предельного уровня тревога как бы подстегивает человека.

Во-вторых, под действием успокоительных средств школьник не сможет как следует сосредоточиться.

4. Смешные и на первый взгляд нелепые «приметы» также способны помочь справиться с волнением.

Но все не так страшно: существуют правила, следуя которым, вы преодолеете стресс

Во-первых, необходимо внушить себе, что легкое волнение перед экзаменом - это вполне естественное и даже необходимое состояние. Оно мобилизует, настраивает на интенсивную умственную работу. Иногда отсутствие “предстартового” волнения даже мешает хорошим ответам.

Во-вторых, стоит научиться никогда не думать о провале на экзамене. Наоборот, надо мысленно рисовать себе картину уверенного, четкого ответа, полной победы.

Готовясь к экзамену, обязательно нужно настраивать себя на успех: «Все хорошо, у меня все получится, я все вспомню». Есть такое понятие, как «притягивание ситуации». Если мы будем настроены на провал, то, как правило, это и произойдет.

Есть замечательная русская поговорка: «Не думай о беде, чтоб не накликать». В случае с экзаменами можно вспомнить и другую, японскую, которая утверждает, что «удача приходит в счастливые двери». Мы получаем то, о чем усиленно думаем, в буквальном смысле программируя себя на конечный результат. И чтобы результат этот нас удовлетворял, думать надо о хорошем.

В-третьих, кроме слов мы хотим предложить Вам еще и дело – психологическую технику «Созидающая визуализация».

Если вы подвержены экзаменационному стрессу, очень важно помнить, что вы не одиноки. Вокруг вас люди, которые вам обязательно помогут.

Психологическая подготовка к экзаменам заключается в создании оптимального функционального состояния, позволяющего школьнику наилучшим образом продемонстрировать свои знания преподавателю.

Чтобы нормализовать и даже улучшить свое физическое и психологическое состояние в период подготовки к экзаменам мы хотим предложить вам некоторые упражнения. Предлагаемые методики основаны на отработанных веками приемах восточной акупунктуры, русских медитативных техниках и т.д. Ничего загадочного в них нет. Все имеет научное обоснование. Они просты в исполнении и выполнение этих упражнений занимает всего по 5-10 минут.

Во-первых, это дыхательные упражнения, которые позволят достаточно быстро снять излишнее нервно-мышечное напряжение и оптимизировать свое функциональное состояние.

Во-вторых, можно использовать еще один механизм, повышающий эффективность подготовки к экзамену - так называемые формулы самовнушения. При создании формул самовнушений нужно руководствоваться следующими принципами: они должны быть по возможности краткими, иметь позитивный характер и должны соответствовать психологическому типу поведения учащегося. «Мой мозг работает хорошо. Мысли ясные, четкие, я уверен в себе», «Моя память работает хорошо. Я все помню», «Я ощущая бодрость и уверенность в себе», «Моя речь спокойная, уверенная, неторопливая»

Помимо дыхательных упражнений и формул самовнушений перед экзаменом можно использовать и другие приемы, например, необходимо… оттаскать себя за волосы, расположенные на затылке. Или, по крайней мере, помассировать эту область головы. В результате стимулируется большое количество расположенных там активных точек. Такой простой прием помогает существенно повысить сообразительность.

Стресс оказывает негативное влияние на психику человека. Это ухудшение памяти, затруднение речи, сильная усталость от занятий. Одно из неприятных последствий стресса – нарушается гармоничная работа полушарий мозга.

В заключении, несколько общих советов, как справиться с экзаменационным стрессом: Существует множество методов борьбы со стрессом. Могу предложить лишь некоторые, к которым может прибегнуть любой современный студент.

1.При распределении времени держать ситуацию под контролем не менее важно, чем управлять стрессом. Чувство контроля ситуации, вероятно, самое важное и фундаментальное отношение, необходимое для того, чтобы преодолеть стресс.

2. Защищаясь от стресса, можно прибегнуть к воображению. Его используют для психической релаксации.

3. Непродолжительные прогулки на свежем воздухе.

4. Посещение культурных и культурно–развлекательных учреждений (театр, музей, выставка, кино и др.)

5. Общение с друзьями или другой приятной компанией.

6. Хорошим лекарством от стресса является смех. Он тренирует многие мышцы, снимает головную боль, понижает артериальное давление, нормализует дыхание и сон. При этом в кровь поступают так называемые антистрессовые гормоны. Во время стресса в организме также вырабатываются гормоны, только стрессовые: адреналин и кортизол.

7. Массаж. Можно прибегнуть также к самомассажу.

8. Занятия спортом (бег трусцой, плавание, спортивные игры и т. д.). Любые физические упражнения выводят гормоны стресса.

9. Существует ряд упражнений для борьбе со стрессом. К ним относятся 3 вида упражнений:

релаксационные (ауторегуляционные дыхательные упражнения, мышечная релаксация, йога);

концентрирующие упражнения. Их можно выполнять где и когда угодно в течение дня;

противострессовые дыхательные упражнения.

1. Правильно организуйте свои занятия. Не приковывайте себя к письменному столу на 24 часа в сутки. Через 2--З часа вы с гарантией перестанете понимать, что читаете. Поэтому обязательно чередуйте работу с отдыхом. И не забывайте награждать себя за большую работу маленькими радостями жизни.

2. Как следует питайтесь. Подкармливайте свои мозги здоровой пищей! Не стоит есть слишком калорийные или острые блюда. Не налегайте на спиртное (а то в самый ответственный момент не вспомните, что читали) и отложите все вечеринки на «после экзаменов». Имеет смысл и несколько недель попить витамины.

З. Жизненно необходим полноценный сон. Иногда во время экзаменов начинается бессонница. Положите себе за правило ложиться и вставать в определенное время. Расслабиться перед сном вам помогут спокойная, негромкая музыка, легкий «перекусон» или стакан молока, теплая ванна.

4. Не слоняйтесь без дела. Займите себя чем-нибудь, когда готовитесь к экзамену Это не оставит вам времени на пустые страхи. Можно заняться спортом, танцами рисованием или, скажем, кулинарией. Все это — отличный способ расслабиться и почувствовать уверенность в себе. Активно пользуйтесь им.

5. Хольте и лелейте себя. Это необходимо, чтобы подкрепить уверенность в свою силах. Может, это звучит глупо, но вы должны все время говорить себе, что вы молодец, что все можете, что справитесь лучше всех. Именно так психологически настраиваются перед соревнованиями спортсмены.

6. Избегайте паники. Нервничать перед экзаменом – это естественно, но впадать в панику непродуктивно, так как вы не сможете мыслить ясно.

7. Самый быстрый и наиболее эффективный способ преодоления ощущения стресса и паники – это закрыть глаза и сделать несколько медленных, глубоких вздохов. Такое дыхание успокоит всю вашу нервную систему. Одновременно можно проговорить про себя «Я спокоен и расслаблен» или «Я знаю, что смогу это сделать, и сделаю это хорошо!»

8. Не держите все в себе. Ища поддержки у друзей и родственников и делясь с ними своими проблемами, вы тем самым значительно снижаете свою тревогу перед предстоящим экзаменом.

9. Поверьте в себя! Вы бы не смогли обучаться в этом классе и успешно закончить школу, если бы у вас не было на то способностей. А это значит, что если вы проведете достаточно времени за учебниками и подготовитесь к экзамену соответствующим образом, то вы обязательно его сдадите без лишнего волнения и беспокойства. Помните: уверенность в себе приходит от сознания того, что ты хорошо подготовился и умеешь делать все, что от тебя требуется. То есть сосредоточиться нужно не на своей тревоге и ожидании (“повезет - не повезет”), а на подготовке и самопроверке перед экзаменом.

10. Смотрите на все в перспективе. Экзамены могут казаться вам самым значительным событием на данный момент, но в аспекте всей вашей дальнейшей жизни – это всего лишь небольшая ее часть.

48-51. Особенности работы в лицеях, гимназиях, УДО, интернатах, дет-домах, ПТУ и коррекционных школах.

Лицеи и гимназии, Специальные (профильные школы) школы

 Специфика гимназии, определяющая цели и задачи психологической службы:

 обучение в гимназии контингента учащихся, имеющих высокий интеллектуальный потенциал, ориентированных на повышенные познавательные потребности;

 внедрение в учебный план альтернативных развивающих программ;

 расширение базового компонента;

 принятие нового воспитательного подхода через внедрение системы освобожденных классных руководителей с функциями защиты и поддержки индивидуального развития личности учащихся.

Основной целью психологической службы является создание в гимназии системы психологической поддержки учащихся, включающих две подструктуры:

1. Поддержка интеллектуального развития учащихся;

2. Поддержка индивидуального социального и эмоционального развития учащихся.

Переход на профильное обучение требует от школьного психолога разработки и применения такой комплексной модели сопровождения, которая могла бы не просто поддержать школьника в его профессиональном выборе, а обеспечить формирование самой способности к сознательному ответственному выбору. Главной проблемой, усложняющей переход на профильное обучение, как показывают многочисленные наблюдения педагогов и психологические исследования, является неспособность учащихся к планированию учебной и профессиональной карьеры, и к проектированию собственного жизненного пути. Зачастую при выборе профиля обучения интересы и способности школьника расходятся или на первое место ставится вопрос престижа, и он совершает ошибку в выборе, о которой жалеет впоследствии и он сам и его родители.

Профессионально-технические учебные заведения

1.4. Целями Психологической службы являются:

- обеспечение психолого-педагогических условий, наиболее благоприятных для личностного развития каждого студента в течение всего срока обучения в среднем специальном учебном заведении;

- содействие сохранению психологического здоровья участников образовательного процесса;

- осуществление психологического обеспечения индивидуально-дифференцированного подхода в образовательном процессе;

- содействие созданию благоприятного социально-психологического климата в коллективе среднего специального учебного заведения;

- оказание комплексной социально-психологической поддержки всем субъектам образовательного процесса.

 

2. Задачи Психологической службы

 

Задачами Психологической службы являются:

- психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса;

- психологическое сопровождение социального и личностного развития студентов в процессе учебно-профессиональной деятельности;

- формирование у студентов способности к самопознанию, саморегуляции, самовоспитанию, саморазвитию;

- обеспечение психологической поддержки через оказание индивидуальной и групповой психологической помощи;

- участие в разработке системы мероприятий, направленных на профилактику нарушений в поведении студентов;

- психологическое консультирование всех участников образовательного процесса;

- повышение психолого-педагогической компетентности субъектов образовательного процесса.

 

3. Основные направления деятельности Психологической службы

 

К основным направлениям деятельности Психологической службы относятся:

3.1. Психологическая диагностика:

- изучение индивидуальных психологических особенностей всех субъектов образовательного процесса, отслеживание развития профессионально-значимых качеств и социальной зрелости студентов;

- проведение психолого-педагогической диагностики готовности первокурсников к обучению;

- выявление психологических причин нарушений в обучении и развитии, социальной дезадаптации студентов;

- выявление внутригруппового статуса и социальной роли студентов;

- психологическое обеспечение аттестации педагогических кадров.

3.2. Психологическая профилактика (поддержка):

- оказание психологической поддержки развития личности с целью сохранения ее индивидуальности, осуществляемой на основе совместной деятельности педагога-психолога, классных руководителей, медицинской службы и других специалистов;

- предупреждение возможных девиаций поведения;

- оказание психологической помощи и поддержки преподавателям, мастерам производственного обучения и студентам, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания;

- содействие творческому развитию одаренных студентов;

- оказание психологической поддержки студентам с ограниченными возможностями здоровья.

3.3. Психологическая коррекция:

- оказание психологической помощи и поддержки студентам, преподавателям, родителям в решении личностных, профессиональных и других проблем;

- индивидуальная и групповая психологическая коррекция трудностей в обучении студентов, в том числе, связанных с мотивационной сферой личности;

- содействие социально-психологической реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- осуществление коррекции асоциального поведения студентов.

3.4. Психологическое консультирование:

- психологическое консультирование всех участников образовательного процесса:

- консультирование администрации, педагогов и родителей по проблемам индивидуального развития студентов;

- консультирование студентов по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.

3.5. Психологическое просвещение:

- повышение психологической компетентности педагогов, студентов и их родителей;

- ознакомление преподавателей с основными возрастными закономерностями личностного развития студента;

- популяризация психологических знаний среди субъектов образовательного процесса.

3.6. Организационно-методическая деятельность:

- подготовка методических материалов для проведения психодиагностики и разработки индивидуальных развивающих и психокоррекционных программ с учетом особенностей личности студентов;

- участие в разработке новых методов психодиагностики, психокоррекции и др. видов работы, оценке их эффективности;

- обработка результатов психодиагностики, их анализ и оформление;

- подготовка материалов к выступлениям на педсоветах и производственных совещаниях.

Детские дома и интернаты

Дети, оторванные от семьи и от родителей, переживают двойную травму: с одной стороны, это плохое обращение в родной семье и негативный жизненный опыт, с другой – сам факт разрыва с семьей.

Родительская депривация приводит к нарушениям в развитии и поведении детей, а в результате расставания с семьей разрушаются не только глубокие эмоциональные и социальные связи, но и сама способность эти связи устанавливать. В дальнейшем именно психологические проблемы являются фактором, затрудняющим или делающим невозможной адаптацию ребенка в патронатной семье. Поэтому важна не только индивидуальная работа с ребенком до помещения его в семью, но и психологическое сопровождение семьи на протяжении всего срока, пока ребенок там находится.

Таким образом, работа детской психологической службы проекта включает в себя два основных направления:

Кроме непосредственной работы с ребенком и патронатной семьей, в задачу детских психологов входит:

Таким образом, говоря о типичных проблемах детей-- социальных сирот, можно констатировать:

физические нарушения (отставание от паспортного возраста, психосоматические симптомы).

Коррекционные школы

Основными задачами учреждения являются: оказание помощи детям, испытывающим трудности в усвоении образовательных программ; осуществление индивидуально ориентированной педагогической. психологической, социальной, медицинской и юридической помощи детям- оказание помощи другим общеобразовательным учреждениям по вопросам обучения и воспитания детей с проблемами школьной и социальной адаптации.

Задачи:

  1. определение наиболее адекватных путей и средств развивающего и коррекционного воздействия на ребенка.

  2. прогнозирование развития ребенка и возможностей обучения на основе выявленных особенностей развития.

  3. реализация собственно психологической развивающее-коррекционной работы на протяжении всего образовательного процесса.

ЗПР, нарушения сенсорные, нарушения опорно-двигательные, психические заболевния. – дети с ограниченными возможностями адаптации.

Попадают в такие школы обязательно через ПМПК. Для каждого формулируется индивидуальный образовательный маршрут.

Важна экспертная функция - заключения и психологические диагнозы каждого ребенка служат основанием либо для продолжения обучения в коррекционном учреждении, либо для перевода в массовое учебное заведение.

Учреждения дополнительного образования

- создание социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности учащихся, обеспечение охраны психологического здоровья всех участников образовательного процесса;

- содействие в приобретении ЗУНов, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни;

оказание помощи в определении своих возможностей, интересов, склонностей;

Задачи:

  1. содействие личностному и интеллектуальному развитию;

  2. формирование способности к самоопределению и саморазвитию;

  3. гармонизация социально-психологического климата;

  4. психологическое обеспечение образовательных программ;

  5. участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности педагогов, программ, проектов, пособий;

  6. обеспечение деятельности педагогических работников научно-методическими материалами и разработками в области психологии.