52. Цели и задачи пс в вуЗе
Психологическая служба в высшем учебном заведении – определяется в организации своей деятельности, которая обеспечивала бы личностно-ориентированное образование, способствовала бы повышению эффективности учебно-методической и воспитательной работы ВУЗа, полноценному личностному и интеллектуальному развитию студентов на всех этапах обучения, формированию у студентов способностей к саморазвитию и самовоспитанию, формированию социально-активной личности.
Главной целью психологической службы выступает содействие психическому здоровью, образовательным интересам и раскрытию индивидуальности студента, коррекция разного рода затруднений в его развитии и саморазвитии, психологическое сопровождение на всех этапах обучения в вузе. Основными средствами достижения этой цели является создание и обеспечение психологических условий для развития, саморазвития и самовыражения личности, содействие по вовлечению личности в сферу социальной работы и различные формы совместной деятельности студентов и преподавателей, создание программы, отвечающей запросам студентов каждого курса.
Деятельность службы направлена на психологическое сопровождение социального и профессионального развития студентов, изучение и развитие их личностных ресурсов, выработке у них навыков ученой деятельности в ВУЗе.
Основными задачами психолого-педагогической службы являются:
- создание благоприятного психологического климата в студенческих группах университета и в неформальных объединениях вуза;
- оптимизация процесса адаптации первокурсников к новым условиям и формам обучения;
- информационное обеспечение и освещение жизни вуза для эффективного взаимодействия студентов и преподавателей;
- своевременные диагностические исследования с целью выявления индивидуально-личностных особенностей субъектов образовательного процесса;
- обеспечение личностноориентированного подхода в обучении и воспитании студентов; создание консультативного центра внутри службы для групповой и индивидуальной работы с возникающими проблемами;
- обеспечение популяризации психологических знаний в образовательной среде вуза с целью повысить психологическую компетентность всех субъектов образовательного процесса.
- изучение индивидуальных психологических особенностей студентов, составление рекомендаций по организации работы с ними (составление психологического портрета студента-первокурсника);
- участие в составлении плана воспитательной работы со студентами на факультетах;
- проведение групповых психологических занятий со студентами, имеющих профилактическую и коррекционную направленность;
- проведение психологических тренингов по развитию профессионально-значимых и личностных качеств у студентов.
развитие интернальности (осознание собственной ответственности за свою жизнь и изменения, происходящие в ней);
развитие навыков саморегуляции, осознание наличных психологических ресурсов и ограничений, а также умение превратить ограничение в преимущество;
развитие мотивационно-смысловой сферы: ориентации на успех и саморазвитие, формирование мотивации к профессиональной деятельности;
обучение стратегиям успеха;
развитие у студентов коммуникативной компетентности;
психологическая поддержка и помощь в решении проблем;
формирование благоприятного социально-психологического климата в научно-педагогическом коллективе ВУЗа и студенческом сообществе.
В соответствии с основными целями психологической службы в системе высшего и профессионального образования содержание работы психолого-педагогической службы определяется как:
- психолого-педагогическое изучение студентов, обучающихся в ВУЗе;
- обеспечение условий для личностного и интеллектуального развития студентов на каждом этапе обучения в ВУЗе, формирование у них способностей к саморазвитию и самовоспитанию;
- раскрытие личностных ресурсов каждого студента, а так же профилактика и коррекция отклонений в личностном развитии и профессиональном становлении студентов.
Психопрофилактика
В русле психопрофилактического направления работники психолого-педагогической службы осуществляют следующие мероприятия:
1. Проводят работу по адаптации первокурсников к обучению в ВУЗе; дают рекомендации кураторам по оказанию помощи студентам в адаптационный период;
2. Проводят психологическое обследование студентов по изучению сформированности у них мотивации и отдельных компонентов учебной деятельности, разрабатывают совместно с кураторами методы и способы работы со студентами по профилактике возможных проблем в учебе и пробелов в знаниях;
3. Совместно с кураторами и преподавателями намечают программу индивидуальной и групповой работы со студентами "группы риска" с целью их лучшей адаптации к обучению в ВУЗе и обеспечению гармоничного развития в данный период;
4. Участвуют в подготовке студентов к педагогической практике, определяют степень профессиональной и психологической готовности к педагогической деятельности, уровень сформированности коммуникативных и организаторских навыков;
5. Ведут работу по предупреждению психологической перегрузки студентов и преподавателей ВУЗа, формированию у них навыков психологических защит от стрессов;
6. Принимают участие в планировании и анализе воспитательных мероприятий со студентами на факультете.
Психодиагностическая работа
Это направление определяется ориентацией психолого-педагогической службы на углубленное психолого-педагогическое изучение студента на протяжении всего обучения в ВУЗе, выявление индивидуальных особенностей, способностей и склонностей. Диагностическая работа может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме.
· получение своевременной информации об индивидуально-психологических особенностях студентов: выявление особенностей психического развития студента, сформированность определенных психологических новообразований и др.;
· диагностика познавательных процессов, мотивации учебной деятельности: выявление интересов, способностей и склонностей студентов для обеспечения полноценного личностного и профессионального образования и самообразования, определение причин нарушений в обучении и развитии;
· предоставление возможности психодиагностического обследования обратившимся в службу.
В русле психодиагностического направления работники психолого-педагогической службы осуществляют следующие мероприятия:
1. Проводят психодиагностику сформированности у студентов личностных и профессионально значимых качеств, особенностей их социальной адаптации, личностных ресурсов;
2. Изучают уровень развития у студентов познавательной, эмоционально-волевой сферы, навыков учебной деятельности и самостоятельной работы;
3. Проводят диагностику особенностей общения студентов с преподавателями и сокурсниками, выявляют психологические причины нарушений процесса общения;
4. Осуществляют дифференциальную диагностику личностного развития студентов, выявляют "группы риска", определяют совместно с кураторами формы и методы профилактической и коррекционной работы со студентами.
Развивающая и психокоррекционная работа
Особое место в данном направлении занимает работа по преодолению возникающих у студентов проблем в учебной деятельности, социальной адаптации и профессиональном становлении. Психокоррекционная работа со студентами "групп риска" осуществляется педагогом-психологом при тесном сотрудничестве с кураторами студенческих групп и руководством факультета.
· активное воздействие на ситуацию психического развития и становления личности студента с целью реализации возрастных и индивидуальных потенциальных возможностей;
· оказание помощи преподавателям в индивидуализации воспитания и обучения студентов;
· индивидуальная помощь в случаях неуспеваемости, разработка рекомендаций по коррекции случаев девиантного поведения по запросам преподавателей и (или) родителей;
· организация и проведение тренингов личностного роста и повышения самооценки, снижения агрессивности, коммуникативной компетентности, делового общения, профессионального совершенствования, родительской и семейной компетентности и т.п.;
- 1. Пс., определение, цели, задачи.
- 2. Модели пс, варианты и их особенности.
- 3. История и современное состояние пс за рубежом
- 4. Практическая психология образования в России. История развития, актуальное состояние.
- 5. Основные проблемы, тенденции и перспективы развития п.С.О.
- 6. Психолог как субъект образовательного процесса. Профессиональное место и статус психолога в образовательном процессе.
- 7. Основные направления деятельности психолога
- 8. Психологическое и психическое здоровье.
- 9. Основные направления деятельности психолога (профилактика)
- 10. Этические нормы, правила и стандарты деятельности педагога-психолога, условия, необходимые для их реализации.
- 11. Положение о пс в различных оу. Характеристика и сравнительный анализ.
- 12. Эксперимент в образовании. Проблемы и перспективы. Понятия инновационного процесса в образовании. Особенности психологического обеспечения.
- 13. Структура псо.
- Отдел службы практической психологии образования Министерства образования Российской Федерации:
- 2. Профессиональная линия:
- 14. Кабинет психолога. Основные требования к оформлению и оборудованию.
- Музыкальные средства
- Обобщенные характеристики музыкальных произведений, отражающих сходное эмоциональное состояние
- Организация пространства кабинета
- Организация фитодизайна
- Светоцветовое оформление кабинета
- 15. Центр психологической помощи. Цель, задача, структура. Направления деятельности, виды центров психологической деятельности.
- II.2. Основные задачи деятельности Центра определяются:
- II.5. В соответствии с основными задачами работа гор(рай) Центра проводится по следующим направлениям:
- II.7. Структура центра:
- 1) Отдел психологического просвещения и повышения квалификации:
- 2) Консультативный отдел:
- 3) Диагностико-коррекционный отдел:
- 16. Планирование работы психолога. Виды планов. Основные требования к планированию работы.
- 17. Психологическое просвещение в деятельности психолога.
- 18. Основные требования к документации педагога-психолога. Виды документов. Требования к ведению и хранению документации.
- Документация
- 19. Психологическое консультирование, формы организации и методы работы психолога.
- 20 Вопрос. Организация деятельности по психологической коррекции и развитию.
- 21 Вопрос. Проблема эффективности и результативности деятельности психолога. Количественные и качественные критерии эффективности.
- Критерии эффективности-результативности деятельности психолога
- 22. Организация совместной деятельности психолога со специалистами смежных профессий.
- 23. Психолого-медико-психологический консилиум и психолого-медико-педагогическая комиссия.
- 24 Вопрос. Единое профессиональное пространство. Профессиональное объединение специалистов.
- 25. Психологическая диагностика как одно из основных направлений деятельность психолога
- 26 Вопрос. Организационно-методическая работа психолога.
- Методические средства.
- 27. Профессиональная деятельность психолога с педагогами
- 28 Вопрос. Работа с родителями как одно из направления деятельности школьного психолога.
- Цели, задачи и необходимость работы
- Информационные методы Информационные тексты
- Устные информационные сообщения
- Информационные лекции
- 33. Психологическая готовность к школьному обучению: основные показатели, их диагностика и коррекция неготовности
- 36. Проблема школьных страхов и тревожности у младших школьников
- 43. Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков.
- 47. Профилактика экзаменационного стресса.
- Коррекция экзаменационного стресса
- Во избежание экзаменационного стресса студентам можно дать следующие рекомендации:
- 52. Цели и задачи пс в вуЗе
- 5. Психологического консультирования:
- 6. Просветительской работы:
- 53. Психологическая помощь в период адаптации студентов к обучению в вуЗе.
- 55. Особенности и динамика учебной мотивации студентов