7. Основные направления деятельности психолога
4 направления деятельности:
- научный аспект.
Проведение научн. исследований, разработка программ, средств и методов.
-прикладной.
психологизация др.сфер, чтобы родители, педагоги, дети тоже психологизировались. Гл.лица – методисты, воспитатели, педагоги и др., создают методич.базу – учебники, метод.пособия.
-практический.
Реализация ЗУН, новейшими способами, всем тем, чем владеет наука.
- организационный.
Содействие, контроль, задйствование всех звеньев, решение организационных задач.
2 направления ПС: актуальное – острые проблемы,
перспективное – дальнейшая работа, планирование комплексной деятельности.
Норм. док. «Положение о ПС образования, 99».
Концепция ПС образования
Положение о ПС в Пермской области
Положение о учреждениях псих-пед и медико-профил. помощи.
направления: -научное (ПС опирается на современную психолог. базу и ведет исследовательск.деят-ть); - прикладное (ПС организует просветительскую деятельность); - практическое – реализация психолога своих ЗУН; -организационное (организация своей деятельности и реализация организационных задач.)
Служба функционирует как целостная система, состоящая из трех основных направлений:
научного, изучающего закономерности психического развития и формирования личности ребенка с целью разработки способов, средств и методов профессионального применения психологических знаний в условиях современной школы;
прикладного, осуществляющего психологическое обеспечение всего процесса обучения и воспитания, включая составление учебных программ, создание учебников, разработку психологических оснований дидактических и методических материалов, подготовку педагогов, воспитателей, психологов и т.п.;
практического, обеспечивающего непосредственную работу психолога в учреждениях образования, специальных психологических кабинетах и центрах.
Каждое из указанных направлений решает свои задачи и реализуется специалистами соответствующей квалификации.
Научное направление предполагает разработку методологических проблем службы практической психологии образования. Основная функция исполнителей этого направления - теоретические и экспериментальные исследования, обоснование и разработка психодиагностических, психокоррекционных и развивающих методов работы психологической службы образования.
Прикладное направление предполагает подготовку кадров практических психологов, разработку программ подготовки и переподготовки, повышения квалификации, создание учебных пособий и др.
Практическое направление обеспечивается практическими психологами системы образования, задача которых - работа с детьми, родителями, педагогами, руководителями и коллективами учебно-воспитательных учреждений и др.
Развитие прикладного и практического направлений службы практической психологии образования полностью зависит от развития ее научного направления, определяющего основную теоретическую базу и формирует природу психологической службы образования. Именно на основе этой базы создается концепция психологической службы и решаются проблемы детскими практическими психологами.
Основные виды деятельности службы - психопрофилактика, психодиагностика, развитие, коррекция и консультирование.
Психопрофилактическая и просветительская работа. Задача данного направления определяется необходимостью формировать у педагогов и детей потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах собственного развития, создавать условия для полноценного психического развитая ребенка на каждом возрастном этапе, своевременно предупреждать возможные нарушения в становлении личности и интеллекта.
Психодиагностическая работа. Задачей данного направления является углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка на протяжении всего периода дошкольного и школьного детства, выявление индивидуальных особенностей, определение причин нарушений в учении и развитии.
Развивающая и коррекционная работа. Задачей данного направления является активное воздействие психолога на развитие личности и индивидуальности ребенка. Это определяется необходимостью обеспечения соответствия развития ребенка возрастным нормативам, оказания помощи педагогическим коллективам в индивидуализации воспитания и обучения детей, развитии их способностей и склонностей.
Консультативная работа. Задачей данного направления является консультирование взрослых и детей по вопросам развития, обучения, воспитания.
а) Психологическое просвещение – повышение психологической культуры педагогов и родителей, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по психологическим проблемам.
Осуществляется в следующих формах: лекции, тематические выставки психологической литературы, беседы, семинары, родительские клубы, психологическая газета или раздел внутри школьной прессы и др.
б) Психологическая профилактика - целенаправленная систематическая совместная работа психолога, педагогов и воспитателей:
по предупреждению возможных социально- психологических и психологических проблем у учащихся разных классов,
по созданию благоприятного эмоционально-психологического климата в педагогическом и ученическом коллективах, созданию правил школы, в основе которых – уважение чести и достоинства всех ее граждан;
по выявлению детей группы риска (по различным основаниям).
в) Психологическая диагностика - психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности учащихся с целью выявления:
причин возникновения проблем в обучении и развитии
определения сильных сторон личности, ее резервных возможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы
раннего выявления профессиональных и познавательных интересов
индивидуального стиля познавательной деятельности и др.
Осуществляется в форме плановой диагностики или диагностики по запросу учащихся, администрации, педагогов и родителей и рассматривается как важный подготовительный этап индивидуального и группового консультирования, психолого-педагогического консилиума, педсовета школы.
г) Психологическая коррекция - систематическая целенаправленная работа психолога с детьми, отнесенными к категории группы риска по тем или иным основаниям, и направленная на специфическую помощь этим детям.
В условиях образовательного учреждения психолог самостоятельно имеет право работать только с детьми, отклонения в поведении которых не являются следствием поражения ЦНС или психического заболевания. Психолог не обязан выполнять административно-воспитательные функции по отношению к детям, нарушающим правила школы или совершающим противоправные действия. Вместе с тем он может методически обеспечить процедуру установления справедливых правил и санкций за их нарушения в учебном заведении.
Коррекционная работа осуществляется в форме индивидуальных и групповых занятий по коррекции и развитию, а также в форме тематических психологических тренингов, разработанных для детей, имеющих сходные поведенческие проблемы.
д) Психологическое консультирование – оказание конкретной помощи обратившимся взрослым и детям в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, связанных с собственными особенностями, сложившимися обстоятельствами жизни, взаимоотношениями в семье, в кругу друзей, в школе; помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений. Осуществляется в форме индивидуальных и групповых консультаций.
Психологическая коррекция, под которой понимают целенаправленную работу психолога по устранению отклонений в личностном и психическом развитии учащихся.
Основные формы психокоррекционной работы: индивидуальные и групповые занятия по коррекции и развитию; активные формы коррекции (тренинг, деловая игра, часы общения); индивидуальные и групповые собеседования и пр.
Психолого-педагогическая коррекция осуществляется только в тех случаях, когда отклонения и нарушения не являются следствием поражения центральной нервной системы или психического заболевания, а также не требуют применения строгих мер административно-воспитательного характера.
- 1. Пс., определение, цели, задачи.
- 2. Модели пс, варианты и их особенности.
- 3. История и современное состояние пс за рубежом
- 4. Практическая психология образования в России. История развития, актуальное состояние.
- 5. Основные проблемы, тенденции и перспективы развития п.С.О.
- 6. Психолог как субъект образовательного процесса. Профессиональное место и статус психолога в образовательном процессе.
- 7. Основные направления деятельности психолога
- 8. Психологическое и психическое здоровье.
- 9. Основные направления деятельности психолога (профилактика)
- 10. Этические нормы, правила и стандарты деятельности педагога-психолога, условия, необходимые для их реализации.
- 11. Положение о пс в различных оу. Характеристика и сравнительный анализ.
- 12. Эксперимент в образовании. Проблемы и перспективы. Понятия инновационного процесса в образовании. Особенности психологического обеспечения.
- 13. Структура псо.
- Отдел службы практической психологии образования Министерства образования Российской Федерации:
- 2. Профессиональная линия:
- 14. Кабинет психолога. Основные требования к оформлению и оборудованию.
- Музыкальные средства
- Обобщенные характеристики музыкальных произведений, отражающих сходное эмоциональное состояние
- Организация пространства кабинета
- Организация фитодизайна
- Светоцветовое оформление кабинета
- 15. Центр психологической помощи. Цель, задача, структура. Направления деятельности, виды центров психологической деятельности.
- II.2. Основные задачи деятельности Центра определяются:
- II.5. В соответствии с основными задачами работа гор(рай) Центра проводится по следующим направлениям:
- II.7. Структура центра:
- 1) Отдел психологического просвещения и повышения квалификации:
- 2) Консультативный отдел:
- 3) Диагностико-коррекционный отдел:
- 16. Планирование работы психолога. Виды планов. Основные требования к планированию работы.
- 17. Психологическое просвещение в деятельности психолога.
- 18. Основные требования к документации педагога-психолога. Виды документов. Требования к ведению и хранению документации.
- Документация
- 19. Психологическое консультирование, формы организации и методы работы психолога.
- 20 Вопрос. Организация деятельности по психологической коррекции и развитию.
- 21 Вопрос. Проблема эффективности и результативности деятельности психолога. Количественные и качественные критерии эффективности.
- Критерии эффективности-результативности деятельности психолога
- 22. Организация совместной деятельности психолога со специалистами смежных профессий.
- 23. Психолого-медико-психологический консилиум и психолого-медико-педагогическая комиссия.
- 24 Вопрос. Единое профессиональное пространство. Профессиональное объединение специалистов.
- 25. Психологическая диагностика как одно из основных направлений деятельность психолога
- 26 Вопрос. Организационно-методическая работа психолога.
- Методические средства.
- 27. Профессиональная деятельность психолога с педагогами
- 28 Вопрос. Работа с родителями как одно из направления деятельности школьного психолога.
- Цели, задачи и необходимость работы
- Информационные методы Информационные тексты
- Устные информационные сообщения
- Информационные лекции
- 33. Психологическая готовность к школьному обучению: основные показатели, их диагностика и коррекция неготовности
- 36. Проблема школьных страхов и тревожности у младших школьников
- 43. Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков.
- 47. Профилактика экзаменационного стресса.
- Коррекция экзаменационного стресса
- Во избежание экзаменационного стресса студентам можно дать следующие рекомендации:
- 52. Цели и задачи пс в вуЗе
- 5. Психологического консультирования:
- 6. Просветительской работы:
- 53. Психологическая помощь в период адаптации студентов к обучению в вуЗе.
- 55. Особенности и динамика учебной мотивации студентов