logo
ЭКЗАМЕН СЛУЖБА+вост

43. Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков.

Организация работы образовательного учреждения с девиантно-деликвентными учащимися   

На основании анализа современной научно-педагогической литературы можно выделить три существенных признака, составляющих понятие проблемные ("трудные") учащиеся. Первым признаком является наличие у учащихся отклоняющегося от нормы поведения. Для удобства используется сокращение "отклоняющееся поведение".  

Для характеристики отклоняющегося поведения используют специальные термины - "деликвентность" и "девиантность". Под деликвентным поведением понимается цепь проступков, провинностей, мелких правонарушений, отличающихся от уголовно наказуемых, серьёзных правонарушений и преступлений. Под девиантностью понимается отклонение от принятых в обществе норм. В объем этого понятия включается как деликвентное так и другие виды нарушения поведения (от ранней алкоголизации до суицида).  

Проблемными учащимися считаются, во-вторых, такие учащиеся, нарушения поведения которых нелегко корригируются. В связи с этим следует различать термины: "проблемные учащиеся" и "педагогически запущенные учащиеся". Все проблемные учащиеся являются педагогически запущенными, но не все педагогически запущенные дети - проблемные. Некоторые относительно легко поддаются перевоспитанию, а их поведение - коррекции. Проблемные учащиеся, в-третьих, нуждаются в индивидуальном подходе со стороны классного руководителя и во внимании коллектива сверстников. Среди них часто встречаются совсем не плохие, безнадежно испорченные дети, а добрые и способные придти на помощь в трудную минуту.  

Таким образом, проблемный учащийся - это учащийся с наличием отклоняющегося от нормы поведения, не поддающегося коррекции и требующий индивидуального подхода со стороны классного руководителя и внимания со стороны коллектива сверстников.  

Отклонения в поведении учащихся могут быть обусловлены следующими группами причин:  

социально-педагогической запущенностью, отсутствием у него системы позитивных знаний, умений, навыков, негативными стереотипами поведения в обществе;  

глубоким психологическим дискомфортом, вызванным неблагополучным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неудачами, не сложившимися отношениями в классе (роль "изгоя" и т.п.), несправедливым отношением к нему со стороны родителей, учителей и сверстников по классу;  

отклонениями в состоянии психического и физического здоровья и развития, возрастными кризисами, акцентуациями и патохарактерологическими изменениями личности, а также другими причинами физиологического и психоневрологического свойства;  

отсутствием условий для самовыражения, разумного проявления внешней и внутренней активности, не занятостью полезными видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых личностных целей и планов;  

безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этом фоне социально-психологической дезадаптации, смещением социальных и личностных ценностей с позитивных на негативные;  

асоциальное поведение, в основе которого лежат нарушения процесса социализации, регуляции поведения, десоциализации личности.  

Особую роль и значение в этой цепи причин играет социально-педагогическая безнадзорность детей и подростков, развивающаяся на фоне равнодушного и невнимательного отношения к ним их ближних (родителей, друзей, педагогов). В итоге зарождаются чувства одиночества, заброшенности, незащищенности.  

Возникающие чувства протеста, отчуждения, неприязни по отношению к взрослым, стремление к объединению самоорганизации на основе единомыслия, общности судьбы, интересов и склонностей порождают группы безнадзорных. Недостаток позитивного социального опыта, неразвитость и несформированность мировоззрения, системы ценностных ориентаций, этических норм и эстетических вкусов способствует выбору учащимся негативных, противоправных сфер приложения своей активности, что неизбежно отражается на их поведении, на формировании личности, социального облика. Значительную роль в этом играет отсутствие своевременной родительской и психолого-педагогической поддержки учащимся.  

Макросреда, в которой вращается современный учащийся, весьма неблагоприятна. Он сталкивается с различными формами отклонения поведения в семье, на улице, в общественных местах. Особенно благоприятную обстановку для появления отклонений в поведении, нравственной сфере создает городская обстановка с ее анонимностью, безличным характером взаимоотношений между людьми с обширным ассортиментом отрицательно влияющих экономических, социальных и культурных факторов.  

Предупреждение отклонений в развитии личности и поведении учащихся требует их социальной иммунизации, т.е. обучению навыкам поведения, умению делать здоровый выбор, чтобы стать социально компетентными людьми. Для решения этой задачи необходимо выработать единую школьную политику, направленную на создание социально-педагогических условий, нейтрализующих и корректирующих негативные воздействия общественного кризиса. Она включает следующие направления:  

диагностика типов и форм отклоняющего поведения учащихся, провоцирующих их факторов,  

изучение потребностей учащихся и их родителей в дополнительной педагогической и психологической информации;  

анализ результатов изучения мнений учащихся, родителей, педагогов и разработка на их основе программы по профилактике и коррекции отклонений в развитии личности и поведении учащихся с учетом выявленной специфики;  

подготовка педагогических кадров, владеющих методиками предупреждения и коррекции отклонений в развитии личности и поведении учащихся, психотехническими приемами, направленными на формирование у детей способности эффективно общаться, принимать ответственные решения, развивать позитивную, адекватную "Я-концепцию", вести здоровый образ жизни;  

создание в школе психолого-педагогических условий, свободных от внешних факторов риска,  

компетентные управленческие решения по развитию эффективного взаимодействия с семьёй, организации бесплатного дополнительного образования.  

Работа по профилактике отклонений в развитии личности и поведении учащихся эффективна лишь при соблюдении следующих условий:  

успешность учащегося в учебной деятельности;  

эмоционально позитивная система отношений со сверстниками, родителями, учителями;  

психологическая защищенность.  

Последнее обстоятельство связано с гарантированной социальной защищенностью, включающей в себя:  

знание учащимися своих прав и обязанностей;  

соблюдение данных прав и обязанностей всеми участниками учебно-воспитательного процесса;  

психологическое и социальное равенство всех учащихся в стенах одного образовательного учреждения;  

исключение дискриминации по любому признаку.  

Выполнение этих требований позволит вести учебно-воспитательный процесс со всеми учащимися через дифференциацию педагогического подхода и интеграцию образовательного процесса.  

В работе с девиантно-деликвентными учащимися образовательное учреждение может придерживаться следующей модели:  

I этап - выявление и постановка на учет учащихся данной категории.  

Это самый сложный и продолжительный по времени этап и его выполнение полностью ложится на плечи социального педагога и классного руководителя. Именно они владеют полной информацией об учащемся, его семье, досуговой деятельности, круге его общения. Задача классного руководителя и социального педагога решить вопрос о форме учета (внутриклассный, внутришкольный). Затем ведется совместное социально-педагогическое сопровождение, уточняется дополнительная информация о конкреьном учащемся.  

II этап - коррекционная работа.  

На данном этапе к работе приступает администрация школы, которая организует работу всех служб с семьей и учащимся, утверждает нормативную документацию. Родителям на индивидуальных консультациях разъясняется нормативно-правовая сторона проблемы, их ответственность. Также к коррекционной работе подключаются социальный педагог (способствует социализации ребенка, оказание возможных видов помощи ребенку и семье и т.д.), психолог (психологическое сопровождение коррекционной работы с ребенком, родителями, учителями), медицинский работник (организация углубленного осмотра ребенка, консультации узких специалистов и т.д.).  

III этап -малый педсовет (совет по профилактике).  

На заседании малого педсовета классный руководитель представляет информацию об учащемся, о проделанной работе, включая и работу администрации учреждения, привлеченных специалистов, подводятся промежуточные итоги работы с семьей и учащимся, т.е. идет обобщение всей собранной информации. Амплитуда решений малого педсовета колеблется от вынесения предупреждения до передачи материалов в подразделение по делам несовершеннолетних.  

В некоторых случаях присутствия ребенка не требуется.  

IY этап - заседание комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. (КДН и ЗП)  

На основании собранной и полученной информации из школы инспектором ПДН составляется протокол о нарушении Кодекса об Административных Правонарушениях РФ. Затем материалы передаются и рассматриваются в КДНиЗП по месту жительства учащегося. Амплитуда решений, принятых на КДНиЗП, колеблется от предупреждения до вынесения постановления о направлении материалов в судебные инстанции с ходатайством о помещении несовершеннолетнего в специальное учреждение закрытого типа для несовершеннолетних правонарушителей за правонарушения, предусмотренные УК РФ..  

V этап - рассмотрение материалов в судебных инстанциях.  

На заседаниях суда по рассмотрению представленных материалов от школы, как правило, присутствует социальный педагог, который может отклонить или поддержать ходатайство КДНиЗП о помещении несовершеннолетнего правонарушителя в спец.учреждение закрытого типа. Суд, с учетом мнения инспектора ПДН, законного представителя несовершеннолетнего, социального педагога, общественного адвоката выносит решение о направлении несовершеннолетнего правонарушителя в спец. учреждение закрытого типа.