logo
ЭКЗАМЕН СЛУЖБА+вост

14. Кабинет психолога. Основные требования к оформлению и оборудованию.

Оборудование кабинета

Кабинет психолога - психолога может представлять собой либо помещение 12-15 кв. метров, предназначенное для приема индивидуальных посетителей и хранения картотеки, инструментария, документации, либо помещение 30-35 кв. метров (класс), что предпочтительнее.

Стандартное помещение класса предлагается разделить на несколько зон, соответствующих функциональному назначению:

Эти зоны могут быть разграничены с помощью подвижных перегородок, декоративных занавесей и растений, расстановки мебели.

Зона первичного приема и беседы с клиентом оснащается рабочим столом и шкафом, в котором размещаются методические материалы по диагностике и коррекционно-развивающей работе. Картотеку с данными о клиентах, и закрытую картотеку о результатах обследований желательно помещать в компьютер.

Зона консультативной работы оформляется максимально комфортно: журнальный стол, два мягких кресла, неяркое освещение (боковое бра).

Зона игровой терапии предполагает мягкое покрытие пола, передвижную легкую мебель, способствующую быстрой смене ситуации в игровом сюжете. Игры, поделочные материалы, карандаши, бумагу.

Зона релаксации и снятия психоэмоционального напряжения предполагает свободное размещение удобных мягких кресел для отдыха. Эффект релаксации и снятие мышечного напряжения может быть достигнут под воздействием определенных элементов обстановки (аквариум, светомузыка, слайдовые изображения) а также функциональной музыки. Поэтому необходим магнитофон с набором кассет.

Реализация комплекса психокоррекционных и восстановительных мероприятий предполагает проведение занятий в специально оборудованном помещении, которое должно отвечать соответствующим условиям и требованиям к техобеспечению и оснащению психологического кабинета:

Технические средства: видеомагнитофон, телевизор, музыкальный центр с набором видео и аудиокассет, компьютер, принтер, ксерокс, видеокамера.

Методические материалы: практические материалы для психологической работы в школе; набор игрушек, настольных игр, соответствующих возрасту детей; набор различных материалов (строительный материал, пластилин, краски, цветные карандаши, фломастеры, бумага и т.п.); библиотека практического психолога; раздаточный материал для учащихся, родителей и учителей, участников групп социально-психологического тренинга или для других групповых занятий.

Документация: В кабинете психолога должна стоять папка с необходимой документацией рекомендованной Дапартаментом образования города Москвы.

 

Перечень документации

1. Годовой план работы, утвержденный руководителем образовательного учреждения. 2. Журнал учета проведенной работы 3. График работы 4. Программы и методы психопрофилактической, диагностической, развивающей, коррекционной, консультационной и других видов работы.

5. Аналитический отчет о проведенной работе за год, утвержденный руководителем образовательного учреждения.

Мебель: рабочий стол психолога, шкаф для пособий, шкаф для техники, рабочие места детей, журнальный стол, 2-3 кресла или диван и 1-2 кресла, стулья.

Дополнительные средства для дизайна интерьера: перегородки помещения, цветы, аквариум. Перегородками может служить стеллаж или композиция из цветов и растений.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

 

Все направления работы кабинета практического психолога требуют методического и организационно-технического обеспечения, что, безусловно, способствует эффективной деятельности КПП.

 

Отбор методического инструментария

Выбор метода обследования — один из сложных этапов диагностико-коррекционной работы практического психолога. Из всего многообразия существующих на данный момент диагностических методик необходимо уметь выбрать те, которые соответствуют целям и задачам исследования, а также целому ряду важных принципов. Эти принципы имеют непосредственное отношение к организации методического оснащения практического психолога, определяя необходимый минимум диагностических средств в работе начинающего специалиста. Перечислим эти принципы.

 

1. Имеющийся арсенал методик в кабинете практического психолога должен носить разнонаправленный характер, охватывая все стороны психической жизни человека, в том числе психические процессы, свойства, состояния, направленность личности, ее установки, ценностные ориентации, интеллектуальный уровень, особенности межличностного взаимодействия, стрессоустойчивость и поведенческие реакции в напряженных ситуациях и др.

 

2. В кабинете практического психолога должны быть методики для разных возрастных групп. Методики, разработанные в научной психологии и апробированные на практике, при использовании их в раннем возрасте требуют особой модификации, предусматривающей глубокий психологический анализ и грамотную интерпретацию комплекса разных показателей в их динамике. В детской психологии необходимо не только фиксировать внимание на том, что может выполнить ребенок в настоящее время, но и прогнозировать, что он в состоянии достичь в ближайшем будущем, какова его «зона ближайшего развития». Особенно это важно при диагностике отклонений в развитии, в связи с этим необходимо разрабатывать отдельные диагностические методики в форме обучающего, формирующего эксперимента.

 

3. Должны быть представлены методики как для индивидуального, так для группового исследования.

 4. Поскольку психологу часто необходима оперативная информация, большое значение приобретают методики, не связанные с громоздкой процедурой обработки и позволяющие осуществить экспресс-диагностику. В качестве экспресс-методик в условиях психологического кабинета целесообразно использовать так называемые функциональные пробы.

 

5. Современные технологии позволяют оснащать кабинеты практических психологов компьютерными диагностическими методиками, что значительно экономит время, снижает затраты на подготовку тестового материала и бланков, упрощает процедуру обработки результатов. Однако при несомненных преимуществах компьютерной психодиагностики не следует чрезмерно ею увлекаться, так как и диалог с компьютером не заменит непосредственного эмоционального общения клиента с психологом, когда включаются эмпатическое взаимодействие, принятие, доверительный контакт и чувство понимания, что и является целью обращения к психологу.

использующими речевой стимульный материал.