Тема 6 профессиональная культура специалиста: структура ценностных ориентаций
6.1 Оксфордские дебаты как активная форма проведения учебно- и научно-организационных мероприятий со студентами
Оксфордские дебаты – это интеллектуальная деловая игра, представляющая собой особую форму дискуссии, которая ведется по определенным правилам.
Сам термин «дебаты» ведет свое начало из Древней Греции. В Афинах граждане спорили о преимуществах и недостатках предлагаемых законов; ученики учились спорить, анализируя проблемы с разных точек зрения, чтобы лучше понять их. Стиль оксфордских дебатов появился в Англии и стал широко применяться в конце XVIII начале XIX века. В основе лежит стиль словесного поединка в Британской Палате Общин, который характеризуется разделением аудитории на две дискутирующие стороны оппонентов – один «за» другие «против». Расположение зала британского парламента притягивает к конфронтации; лавы не установлены в полукруг, а только напротив друг друга и группы оппонентов видят себя в лицо. В Британской традиции заложена организация дискуссионных поединков между крупнейшими вузами страны. Наиболее популярными признаны ежегодные дебаты между Oxford Union Society и Cambridge Union Society, проходящие от1829 года, когда имела место конфронтация между сторонниками двух выдающихся английских поэтов – Shelley'a (выпускника Оксфорда) и Вуrоnа (выпускника Кембриджа). Оксфордские дебаты популярны не только в Британии, но и в США, Австралии, Канаде. В самом начале истории США дебаты укоренились в университетах.
Во время президентских выборов 1960 года, первые телевизионные конфронтации между Джоном Кеннеди и Ричардом Никсоном привлекли внимание к дебатам с новой силой. Сейчас дебаты стали проходить в школах и университетах всего мира. Студенты могут продемонстрировать красноречие и глубокое знание проблем. Оксфордские дебаты являются достаточно уникальным образовательным проектом, совершенно отработанной технологией спора.
Оксфордские дебаты – это интеллектуальный спор (игра) по правилам. Преподаватели-тренеры готовят команды студентов. Каждая команда состоит из трех спикеров, которые выступают с различными типами конструктивных речей. Выступающим важно убедить оппонентов в верности оспариваемого тезиса. Дебаты проводятся по наиболее актуальным и противоречивым темам.
Особую актуальность в современных условиях приобретает развивающе-ролевая форма организации учебного процесса. Наличие элемента состязательности стимулирует творческую, поисковую деятельность, тщательную проработку материала. Использование формы дебатов способствует решению целого ряда задач, реализации следующих целей:
– учебная деятельность осуществляется в межличностном общении студента, обучение происходит в процессе совместной деятельности;
– реализуется поисковый исследовательский тип обучения;
– в ходе дебатов воспроизводится поведение людей в реальной жизни, что способствует формированию важнейших умений и навыков, глубокому осознанию социальных ролей;
– формируется устойчивая мотивация изучения действительности.
Оксфордские дебаты имеют особую структуру, правила и ограничения. Каждому оппоненту дано только десять минут, чтобы предоставить свои аргументы. Формальные дебаты пытаются упорядочить хаотичные конфронтации, происходящие в повседневной жизни. Для этого стороны защищают свою позицию с помощью аргументов и опровергают аргументы оппонентов. Нужно не просто выступить с речами, но и парировать аргументы другой стороны (утверждающей или отрицающей), сравнить свою позицию с позицией оппонентов и, таким образом, убедить судью в превосходстве.
Суть дебатов: убедить нейтральную третью сторону, судей, в том, что ваши аргументы лучше, чем аргументы вашего оппонента. Хотя суть проста, стратегии и техника, с помощью которой достигается желаемый результат, могут быть сложными.
Тема. В дебатах тема формулируется в виде утверждения.
Формулировка темы не простая задача. Во-первых, должны быть выявлены идеи или темы, которые представляют интерес для участников дебатов и их тренеров. Во-вторых, очень важно, чтобы тема была хорошо сформулирована. Формулировка должна следовать определенным принципам: тема должна затрагивать значимые проблемы, современные проблемы, и должна быть представлена таким образом, чтобы и сторона "за" и сторона "против" могли одинаково эффективно развивать свои аргументы. Тема должна быть сформулирована таким образом, чтобы не давать преимуществ ни одной из сторон.
Тема должна:
– затрагивать значимые проблемы;
– представлять интерес (быть актуальной);
– быть пригодной для вынесения на дебаты.
В процессе анализа задействованы различные умения:
– умение критически мыслить;
– умение отделить важную информацию от неважной;
– умение определить и вычленить проблему;
– умение оценить причины и возможные последствия;
– умение делать выводы и заключения;
– умение определить факты и мнения;
– умение эффективно решать проблемы;
– брейнсторминг;
– умение оценить собственный мыслительный процесс;
– умение работать в команде.
Утверждающая сторона. В дебатах спикеры утверждающей стороны пытаются убедить судей в правильности своей позиции.
Отрицающая сторона. Спикеры отрицающей стороны хотят доказать судье, что позиция утверждающей стороны неверна, или что интерпретация темы и аргументация своей позиции (кейс, аспекты, поддержка и доказательства) спикерами утверждающей стороны имеет недостатки.
4. Аргументы. С помощью аргументации оппоненты убеждают судью, что их позиция по поводу темы – наилучшая. То есть, предлагается судье довод правильности выбранной позиции защиты. Аргументы могут быть либо слабыми, либо сильными. Судьи, многие из которых – бывшие участники дебатов, настроены весьма скептично. Они захотят увидеть, что
стороны тщательно продумывали аргументы, принимая во внимание обе точки зрения на конкретную тему, и что аргументы смогут выдержать атаку оппонентов.
5. Поддержка и доказательства. Вместе с аргументами участники дебатов должны представить судье свидетельства (цитаты, факты, статистические данные и т.д.), поддерживающие их позицию. В дебатах доказательства получают путем исследования. В основном это мнения экспертов по конкретной проблематике.
6. Перекрестные вопросы. Во время дебатов предоставляется возможность каждому участнику отвечать на вопросы спикера-оппонента. Раунд вопросов спикера одной команды и ответов спикера другой называется ''перекрестными вопросами". Вопросы могут быть использованы как для разъяснения позиции, так и для выявления потенциальных ошибок у противника. Полученная в ходе перекрестных вопросов информация может быть использована в выступлениях следующих спикеров.
7. Решение судей. После того, как судьи выслушивают аргументы обеих сторон по поводу темы, они заполняют судейские протоколы, в которых фиксируют решения о том, какой команде отдано предпочтение по результатам дебатов (аргументы и способ доказательства которой были более убедительными).
- Методология учебной и научно-исследовательской деятельности студента
- Предисловие
- Теоретический раздел
- 1.1 Содержание учебной программы курса «методология учебной и научно-исследовательской деятельности студента»
- Тема 1 Особенности современного высшего образования
- Тема 2 Образовательный стандарт специальности
- Тема 3 Структура учебной деятельности студента
- Тема 4 Современные стратегии академического чтения
- Тема 5 Современные стратегии академического письма
- Тема 6 Профессиональная культура специалиста: структура ценностных ориентаций
- 1.2 Тексты для чтения, рекомендованные студентам для самостоятельной работы:
- Тема 1 особенности современного высшего образования
- 1.1 Из истории становления понятия «образование»
- 1.2История западноевропейского университета
- 1.3 Из истории высшего образования в Беларуси
- 1.4 Некоторые тенденции развития высшего образования в странах Европейского Союза
- 1.6 Академическая мобильность студентов
- 1.7 Академические свободы
- Тема 2 образовательный стандарт специальности
- 2.1 Из образовательного стандарта Республики Беларусь осрб 1-24 01 02-2013 / Высшее образование : Первая ступень / Специальность 1-24 01 02 Правоведение : квалификация – юрист
- 6 Требования к компетентности специалиста
- 6.1 Состав компетенций специалиста
- 6.2 Требования к академическим компетенциям специалиста
- 6.3 Требования к социально-личностным компетенциям специалиста
- 6.3 Требования к профессиональным компетенциям специалиста
- Тема 3 структура учебной деятельности студента
- 3.1 Учебная деятельность студента: советы по самоуправлению
- 3.2 Учебные проекты
- 3.3 Самостоятельная работа студента
- 3.4 Оценки студентов своей собственной учебной деятельности (По результаты опроса студентов 2-го курса специальности «Правоведение»).
- Тема 4 современные стратегии академического чтения
- 4.2 Формирование читательской компетенции в условиях современного общества
- Список литературы
- 4.3 Развитие критического мышления в контексте медиаобразования
- 4.4 Задачи и способы организации работы с текстом (на основе таксономии б. Блума)
- Тема 5 современные стратегии академического письма
- 5.1 Научно-исследовательская деятельность студента как условие подготовки творческого и конкурентоспособного специалиста. См. Приложение Презентация № 3.
- 5.2 Реферат, курсовая и дипломная работы как формы организации самостоятельной исследовательской работы студента
- 5.3 Научный аппарат письменной научно-исследовательской работы студента
- Тема 6 профессиональная культура специалиста: структура ценностных ориентаций
- 6.2 Студенческие научные чтения на тему «Профессиональная культура специалиста: особенности формирования через учебную и научно-исследовательскую деятельность»
- 6.2.1 Значение справедливости как ценностного регулятора общественных отношений
- 6.2.2 Логическая культура мышления в структуре компетенций специалиста (на примере юриста)
- 6.2.3 Значение этики в юридической практике допроса
- 6.2.4 Роль невербального общения
- Практический раздел
- Тема 1 Особенности современного высшего образования
- Тема 2 Образовательный стандарт специальности
- Тема 3 Учебная деятельность студента
- Тема 4 Современные стратегии академического чтения
- Тема 5 Современные стратегии академического письма
- Тема 6 профессиональная культура специалиста: структура ценностных ориентаций
- 2.3 Глоссарий
- Тема 1 Особенности современного высшего образования
- Тема 2 Образовательный стандарт специальности
- Тема 3 Структура учебной деятельности студента
- Тема 4. Современные стратегии академического чтения
- Тема 5 Современные стратегии академического письма
- Тема 6 Профессиональная культура специалиста: структура ценностных ориентаций
- 2.4 Список литературы
- Приложение
- Примеры описания литературных источников
- Критерии
- Оценки результатов учебной деятельности
- Обучающихся в учреждениях высшего
- Образования по десятибалльной шкале