6.2.2 Логическая культура мышления в структуре компетенций специалиста (на примере юриста)
В структуре компетенций любого специалиста выделяют общую и профессиональную компетенции:
– компетенция общая – это способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области;
– компетенция профессиональная – способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знания при решении задач профессионального рода деятельности.
Для любого специалиста важное значение имеют не только профессиональные компетенции, составляющие основу его профессиональной деятельности, а также и общие компетенции. Примером последних являются владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.
Роль социально-гуманитарных дисциплин в формировании мировоззрения будущего специалиста очень значима, так философия и логика подготавливают методологическую основу, социология – характеризует происходящие социальные процессы. Следует отметить, что изучение дисциплин социально-гуманитарного цикла актуально не только для «гуманитариев», но также и для «технарей», т.к. инженеры, технологи, строители также вовлечены в происходящую объективную реальность. Являясь гражданами одного государства, мы являемся субъектами тех же общественных отношений.
Мыслить логично – это значит мыслить точно и последовательно, не допуская противоречий в своих рассуждениях, уметь разоблачать логические ошибки. Эти качества мышления имеют большое значение в любой области научной и практической деятельности, в том числе и в работе юриста, которая требует точности мышления, обоснованности выводов.
Знание законов и форм мышления, их сознательное использование в процессе познания повышает профессиональную культуру мышления юриста, производит навык мыслить более грамотно, развивает критическое отношение к своим и чужим мыслям.
Рассуждения, в которых отсутствуют строгая логика, непоследовательность и противоречие, усложняют дело, и могут стать причиной юридической ошибки. Логическая грамотность – необходимая черта образованности.
Вопрос о значении логики для права, о соотношении этих двух наук долгое время привлекал внимание логиков, философов, юристов. В течение многих веков выдавались труды, посвященные его исследованию. Да, еще в конце XVI ст., в 1588 году, была изданная книга Абраама Франца «Правовая логика», основная цель которой заключалась в демонстрации тесной связи логических и правовых знаний.
С тех пор миновало много времени, но интерес к этому вопросу не исчез. Он и сегодня остается актуальным, о чем свидетельствует его активное обсуждение учеными (В.Д. Титов, С.С. Алексеев, П.А. Александров, А.Ф. Кони, Е.Н. Лисанюк, В.М. Лебедев, А.В. Хлебников) на страницах многих изданий как правовой, так и логической направленности.
Именно юристы постоянно подчеркивали значение логических знаний для правоведов. В начале XX ст. правовед В.Д. Катков подчеркивал, что связь юриспруденции и логики настолько очевидна, что было бы так же странно сомневаться в ней, как и доводить ее.
Эту точку зрения поддерживал известный русский дореволюционный юрист Е.В. Васьковский, которому принадлежат такие слова: «Можно правильно мыслить без понятия о логике, можно хорошо говорить любым языком без знания ее грамматики. Но логика и грамматика учат мыслить и говорить сознательно и находить ошибки у себя и других».
Юрист в своей деятельности широко пользуется такими логическими категориями, как понятие, суждение, умозаключение, дедукция, индукция, аналогия, версия, доказательство и отрицание, это те знания, которые значительно повышают культуру мышления, профессиональный уровень исследования правовых явлений.
Знание логики помогает юристу:
– подготовить логично выстроенную, хорошо аргументированную речь,
– разоблачить противоречие в показаниях потерпевшего, свидетелей, обвиняемого,
– опровергнуть необоснованные доводы своих оппонентов,
– построить судебную версию,
– наметить логично выдержанный план обзора места события;
– без противоречий, последовательно и обоснованно составить официальный документ и так далее.
Все это имеет важное значение для юриста, работа которого направлена на закрепление законности и порядка в обществе.
Кроме того знание логики повышает культуру мышления, формирует навыки мыслить более "грамотно", развивает критическое мышление не только к своим, но и к чужим мыслям и тем более она нужна, чем более профессиональным юристом нужно быть. Составление законов, иных нормативных правовых актов, разного рода документов, которые имеют особенное значение невозможно без применения логики.
Знание логики помогает правильно строить судебно-следственные версии, составлять чёткие планы расследования преступлений, намечать системы оперативных действий, не допускать ошибок при составлении официальных документов: протоколов допроса и осмотра места преступления, обвинительных заключений, решений и постановлений, рапортов и т.д.
В особенности руководители, работающие в сфере правопорядка, должны обладать высокой логической культурой. Известный американский теоретик и практик управления Стэнли Янг пишет о руководителе так: “... он должен быть не только умным, но также обладать способностью логично рассуждать, так как проблемы организации весьма сложны”.
Проводя служебные совещания, руководитель часто выступает в роли организатора дискуссий и арбитра споров. Знание стратегий, тактических приёмов и правил аргументации и критики, допустимых и недопустимых приёмов спора позволяет ему направлять ход дискуссий на достижение истины.
В процессе прогнозирования преступности и оценки деятельности правоохранительных органов применяются методы статистики, основывающиеся на неполной индукции. Юристу важно знать специфику такой индукции, поскольку определение цели статистических исследований и оценка их результатов, а также выбор из различных вариантов прогнозирования – задача руководителей правоохранительных органов.
Содержание профессионального мышления юриста составляют профессиональные установки на:
– высокую нормативную культуру, которая предусматривает веру в святость буквы и духа закона, склонность к порядку и законопослушности;
– обостренное чувство справедливости, которое выражается в умении критически оценивать поведение окружающих людей и самокритическом отношении к собственным действиям в отношении коллег и клиентов;
– общий и специально-профессиональный интеллект, эрудированность, оперативная информационная насыщенность не только в узкой сфере своей деятельности, но и в смежных с ней областях. Так, судья не может не знать фактов рассматриваемого дела, игнорировать информацию о его различных деталях или рассчитывать на длительность поиска необходимых данных;
– приоритетность прав человека, уважение к личности, проявляющееся в соблюдении принципа презумпции невиновности.
Следует отметить, что реализация всех вышеперечисленных направлений востребована, как необходимость совершенствования уровня логической культуры мышления юриста.
Специфика работы юриста заключается в постоянном применении особых логических приемов и методов: определений и классификаций, аргументаций и опровержений. Степень владения этими приемами – показатель уровня логической культуры мышления юриста. Юрист может чувствовать, что или он сам, или кто-то другой рассуждает неправильно. Не зная правил логики, трудно понять, в чем именно заключается ошибка, более того, как доказать, что противоположная сторона ошибается? Изучив типичные ошибки и приобретя навыки их обнаружения, их замечают мгновенно, почти автоматически. Особенно важно быстро находить ошибки в ходе судебного заседания.
Формальная логика, таким образом, учит человека правильно мыслить, тем самым усиливая и развивая его мыслительные способности. Да и можно ли без логики ответить на вопрос: правильно или неправильно наше мышление? Это возможно достичь только в процессе специальной подготовки – последовательном и углубленном изучении науки логики, результатом которого является формирование логической культуры современного специалиста, в том числе и юриста.
И.И. Ошмян (Научный руководитель Г.И. Займист)
Брест, БрГУ имени А.С. Пушкина, юридический факультет, Правоведение; См. приложение: Презентация № 5.
- Методология учебной и научно-исследовательской деятельности студента
- Предисловие
- Теоретический раздел
- 1.1 Содержание учебной программы курса «методология учебной и научно-исследовательской деятельности студента»
- Тема 1 Особенности современного высшего образования
- Тема 2 Образовательный стандарт специальности
- Тема 3 Структура учебной деятельности студента
- Тема 4 Современные стратегии академического чтения
- Тема 5 Современные стратегии академического письма
- Тема 6 Профессиональная культура специалиста: структура ценностных ориентаций
- 1.2 Тексты для чтения, рекомендованные студентам для самостоятельной работы:
- Тема 1 особенности современного высшего образования
- 1.1 Из истории становления понятия «образование»
- 1.2История западноевропейского университета
- 1.3 Из истории высшего образования в Беларуси
- 1.4 Некоторые тенденции развития высшего образования в странах Европейского Союза
- 1.6 Академическая мобильность студентов
- 1.7 Академические свободы
- Тема 2 образовательный стандарт специальности
- 2.1 Из образовательного стандарта Республики Беларусь осрб 1-24 01 02-2013 / Высшее образование : Первая ступень / Специальность 1-24 01 02 Правоведение : квалификация – юрист
- 6 Требования к компетентности специалиста
- 6.1 Состав компетенций специалиста
- 6.2 Требования к академическим компетенциям специалиста
- 6.3 Требования к социально-личностным компетенциям специалиста
- 6.3 Требования к профессиональным компетенциям специалиста
- Тема 3 структура учебной деятельности студента
- 3.1 Учебная деятельность студента: советы по самоуправлению
- 3.2 Учебные проекты
- 3.3 Самостоятельная работа студента
- 3.4 Оценки студентов своей собственной учебной деятельности (По результаты опроса студентов 2-го курса специальности «Правоведение»).
- Тема 4 современные стратегии академического чтения
- 4.2 Формирование читательской компетенции в условиях современного общества
- Список литературы
- 4.3 Развитие критического мышления в контексте медиаобразования
- 4.4 Задачи и способы организации работы с текстом (на основе таксономии б. Блума)
- Тема 5 современные стратегии академического письма
- 5.1 Научно-исследовательская деятельность студента как условие подготовки творческого и конкурентоспособного специалиста. См. Приложение Презентация № 3.
- 5.2 Реферат, курсовая и дипломная работы как формы организации самостоятельной исследовательской работы студента
- 5.3 Научный аппарат письменной научно-исследовательской работы студента
- Тема 6 профессиональная культура специалиста: структура ценностных ориентаций
- 6.2 Студенческие научные чтения на тему «Профессиональная культура специалиста: особенности формирования через учебную и научно-исследовательскую деятельность»
- 6.2.1 Значение справедливости как ценностного регулятора общественных отношений
- 6.2.2 Логическая культура мышления в структуре компетенций специалиста (на примере юриста)
- 6.2.3 Значение этики в юридической практике допроса
- 6.2.4 Роль невербального общения
- Практический раздел
- Тема 1 Особенности современного высшего образования
- Тема 2 Образовательный стандарт специальности
- Тема 3 Учебная деятельность студента
- Тема 4 Современные стратегии академического чтения
- Тема 5 Современные стратегии академического письма
- Тема 6 профессиональная культура специалиста: структура ценностных ориентаций
- 2.3 Глоссарий
- Тема 1 Особенности современного высшего образования
- Тема 2 Образовательный стандарт специальности
- Тема 3 Структура учебной деятельности студента
- Тема 4. Современные стратегии академического чтения
- Тема 5 Современные стратегии академического письма
- Тема 6 Профессиональная культура специалиста: структура ценностных ориентаций
- 2.4 Список литературы
- Приложение
- Примеры описания литературных источников
- Критерии
- Оценки результатов учебной деятельности
- Обучающихся в учреждениях высшего
- Образования по десятибалльной шкале