Тема 1 Особенности современного высшего образования
По данной теме дисциплины как форма контроля знаний студентов предусмотрена защита реферата.
Методические рекомендации студенту
Реферат пишется по одной из предложенных ниже тем, или предложенной самим студентом, но в рамках общей темы программы «Особенности современного высшего образования».
Объем реферата не менее 4 страниц, оформление текста: 12 pt., параметры страниц: верхнее поле – 2,8 см., левое, правое, нижнее – 2,5 см., межстрочный интервал – одинарный, остальные требования – в соответствии с ГОСТом.
Примерная тематика рефератов
Болонский процесс как реальное воплощение концепции европеизации образования.
Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина: университет на перекрестке культур.
Высшее образование как социальный институт.
Европейские образовательные программы в свете Болонского и Лиссабонского процессов.
Из истории университетского образования.
Концептуальные вопросы подготовки кадров высшей квалификации в Республике Беларусь (По выбору: по правоведческой, экономической, управленческой специальностям).
Миссия университета в белорусской культуре.
О роли образования в цивилизационных процессах ХХ1 века.
Особенности белорусской национальной модели образования.
Правовое регулирование системы образования в Республике Беларусь.
Современное образование в условиях идеологий глобализма и культурной самобытности страны.
Современные смыслы ценности образования.
Современные тенденции интеграции европейского образовательного пространства.
14. Университет как центр культуропорождающего образования (Изменение форм коммуникации в учебном процессе).
Рекомендуемая литература
Бадаева, А. Интеграция европейского образовательного пространства / А. Бадаева // Мировая экономика и международные отношения. – 2009. – № 4. – С. 63–71.
Барнетт, Р. Осмысление университета / Пер. с англ. Р.Е. Гайлевича // Образование в современной культуре / Под ред. М.А. Гусаковского. – Минск, 2001. – С. 97–124.
Барроуз, Л.К. Европа университетов / Л.К. Барроуз // Высшее образование в Европе. 1989. – Т. 14. - № 1. – С. 32–40.
Гречко, П. Глобализация: образовательные горизонты / П. Гречко // Высшее образование в России. – 2005. – № 11. – С. 102–107.
Демчук, М.И. Высшая школа Республики Беларусь в Европейском пространстве высшего образования / М.И. Демчук // Вышэйшая школа. – 2011. – № 6. – С. 6–9. еспублики Беларусь в европейском пространстве высшего образования / М.И. Демчук // Вышэйшая школа. – 2011. – № ?. – С. 6–9.
Жук, А.И. Тенденции и перспективы развития национальной системы высшего образования / А.И. Жук // Вышэйшая школа. – 2011. – № 6. – С. 3–5. еспублики Беларусь в европейском пространстве высшего образования / М.И. Демчук // Вышэйшая школа. – 2011. – № ?. – С. 6–9. Вышэйшая школа. – 2011. – № ?. – С. 3–5.
Зборовский, Г.Е. Образование: от ХХ к ХХ1 веку / Г.Е. Зборовский. – Екатеринбург, 2000.
Кодекс Республики Беларусь об образовании / 13 января 2011 г. № 243-З : Принят Палатой представителей 2 декабря 2010 года ; Одобрен Советом Республики 22 декабря 2010 года ; Изменения и дополнения: Закон Республики Беларусь от 13 декабря 2011 г. № 325-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 140, 2/1877) <H11100325>.
Левко, А.И. Образование сквозь призму идеологии глобализма и культурной самобытности страны / А.И. Левко // Народная асвета. – 2005. – № 6. – С. 7–12.
Лузгин, И.И. О некоторых современных аспектах модернизации высшего образования в обучении студентов юридической специальности / И.И. Лузгин // Юридическое образование и наука. – 2007. – № 2. – С. 21.
Наливайко, Н.В., Ушакова, Е.В. О роли образования в обществе ХХ1 века / Н.В. Наливайко, Е.В. Ушакова // Философия образования. – 2010. – № 1. – С. 71-80 / Постоянный адрес статьи : http://www.ebiblioteka.ru/browse/doc/21882997.
Ридингс, Б. Университет в руинах / Б. Ридингс ; пер. с англ. А.М. Корбута ; под общ. ред. М.А. Гусаковского. – Минск : БГУ, 2009. – 248 с. (Университет в границах разума. Университет и идея культуры. – С. 83–102).
Рысакова, П.И. Национальная система образования как агент формирования глобальной идентичности / П.И. Рысакова // Философские науки. – 2010. – 2010. – № 10. – С. 110–127.
Силичев Д.А.Болонский процесс и модернизация образования в России / Д.А. Силичев // Вопросы философии. – 2009. – № 8. – С. 81–91.
Университет как центр культуропорождающего образования. Изменение форм коммуникации в учебном процессе / М.А. Гусаковский, Л.А. Ященко, С.В. Костюкевич и др.; Под ред М.А. Гусаковского. Минск : БГУ, 2004. – 279 с. (Проект культуропорождающего образования. – С. 11– 62. – История университета, идея современного университета).
Филипповская, Т. Высшее образование как социальный институт: загадка выживаемости / Т. Филипповская // Высшее образование в России. – 2005. – № 11. – С. 92–102.
Хмель, О.А. Развитие системы высшего педагогического образования в странах Европейского союза / О.А. Хмель // Вышэйшая школа. – 2008. – № 4. – С. 53–55.
Чесновский, М.Э., Круглашов, А.Н., Ярмох, Э. Ценности образования в условиях интеграции европейского образовательного пространства / М.Э. Чесновский, А.Н. Круглашов, Э.Ярмох // Веснік Брэсцкага універсітэта. Серыя 1. Філасофія. Паліталогія. Сацыялогія. – 2010. – № 2. – С. 5–15.
Чудновский, В.Э. Смысложизненный аспект современного процесса образования / В.Э. Чудновский // Вопросы психологии. – 2009. – № 4. – С. 50–60.
Шарыгин, И.Ф. Образование и глобализация / И.Ф. Шарыгин // Новый мир. – 2004. –№ 10.
- Методология учебной и научно-исследовательской деятельности студента
- Предисловие
- Теоретический раздел
- 1.1 Содержание учебной программы курса «методология учебной и научно-исследовательской деятельности студента»
- Тема 1 Особенности современного высшего образования
- Тема 2 Образовательный стандарт специальности
- Тема 3 Структура учебной деятельности студента
- Тема 4 Современные стратегии академического чтения
- Тема 5 Современные стратегии академического письма
- Тема 6 Профессиональная культура специалиста: структура ценностных ориентаций
- 1.2 Тексты для чтения, рекомендованные студентам для самостоятельной работы:
- Тема 1 особенности современного высшего образования
- 1.1 Из истории становления понятия «образование»
- 1.2История западноевропейского университета
- 1.3 Из истории высшего образования в Беларуси
- 1.4 Некоторые тенденции развития высшего образования в странах Европейского Союза
- 1.6 Академическая мобильность студентов
- 1.7 Академические свободы
- Тема 2 образовательный стандарт специальности
- 2.1 Из образовательного стандарта Республики Беларусь осрб 1-24 01 02-2013 / Высшее образование : Первая ступень / Специальность 1-24 01 02 Правоведение : квалификация – юрист
- 6 Требования к компетентности специалиста
- 6.1 Состав компетенций специалиста
- 6.2 Требования к академическим компетенциям специалиста
- 6.3 Требования к социально-личностным компетенциям специалиста
- 6.3 Требования к профессиональным компетенциям специалиста
- Тема 3 структура учебной деятельности студента
- 3.1 Учебная деятельность студента: советы по самоуправлению
- 3.2 Учебные проекты
- 3.3 Самостоятельная работа студента
- 3.4 Оценки студентов своей собственной учебной деятельности (По результаты опроса студентов 2-го курса специальности «Правоведение»).
- Тема 4 современные стратегии академического чтения
- 4.2 Формирование читательской компетенции в условиях современного общества
- Список литературы
- 4.3 Развитие критического мышления в контексте медиаобразования
- 4.4 Задачи и способы организации работы с текстом (на основе таксономии б. Блума)
- Тема 5 современные стратегии академического письма
- 5.1 Научно-исследовательская деятельность студента как условие подготовки творческого и конкурентоспособного специалиста. См. Приложение Презентация № 3.
- 5.2 Реферат, курсовая и дипломная работы как формы организации самостоятельной исследовательской работы студента
- 5.3 Научный аппарат письменной научно-исследовательской работы студента
- Тема 6 профессиональная культура специалиста: структура ценностных ориентаций
- 6.2 Студенческие научные чтения на тему «Профессиональная культура специалиста: особенности формирования через учебную и научно-исследовательскую деятельность»
- 6.2.1 Значение справедливости как ценностного регулятора общественных отношений
- 6.2.2 Логическая культура мышления в структуре компетенций специалиста (на примере юриста)
- 6.2.3 Значение этики в юридической практике допроса
- 6.2.4 Роль невербального общения
- Практический раздел
- Тема 1 Особенности современного высшего образования
- Тема 2 Образовательный стандарт специальности
- Тема 3 Учебная деятельность студента
- Тема 4 Современные стратегии академического чтения
- Тема 5 Современные стратегии академического письма
- Тема 6 профессиональная культура специалиста: структура ценностных ориентаций
- 2.3 Глоссарий
- Тема 1 Особенности современного высшего образования
- Тема 2 Образовательный стандарт специальности
- Тема 3 Структура учебной деятельности студента
- Тема 4. Современные стратегии академического чтения
- Тема 5 Современные стратегии академического письма
- Тема 6 Профессиональная культура специалиста: структура ценностных ориентаций
- 2.4 Список литературы
- Приложение
- Примеры описания литературных источников
- Критерии
- Оценки результатов учебной деятельности
- Обучающихся в учреждениях высшего
- Образования по десятибалльной шкале