4. Каковы общие критерии в оценке труда учителя? Какие существуют формы и методы подготовки учителя к аттестации и каков порядок ее проведения?
Аттестация педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений проводится в соответствии с Положением о порядке аттестации работников системы образования, утвержденным приказом Минобразования и науки РФ от 26 июня 2006 г. № 1908 и приказом Минобразования и молодежной политики ЧР «О проведении аттестации в соответствии с вариативными формами и процедурами аттестации работников образовательных учреждений в 2009-2010 учебном году».
Цель аттестации - определение соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических работников требованиям к квалификации при присвоении им квалификационных категорий; повышение профессионального уровня, повышение качества учебно-воспитательного процесса, повышение уровня обученности и воспитанности школьников.
Задачи аттестации:
стимулирование целенаправленного непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности;
обеспечение работником образовательных учреждений возможности повышения уровня оплаты труда.
Принципы аттестации:
добровольность;
открытость;
коллегиальность, обеспечивающая объективное, гуманное, доброжелательное отношение к аттестуемым;
обязательность аттестации руководящих работников и лиц, претендующих на руководящую должность на первую квалификационную категорию.
Нормативные основы для аттестации является закон РФ Об образовании и Положение об аттестации. Основанием для проведения аттестации является личное заявление работника. Заявление по установленной форме подается в аттестационную комиссию в срок с 15 апреля по 30 июня. Аттестация проводится с 1 октября по 30 апреля.
Сроки прохождения аттестации для каждого аттестуемого устанавливаются индивидуально в соответствии с графиком, о чем работник извещается за 2 недели до начала аттестации. Продолжительность аттестации не должна превышать 2 месяцев.
Аттестуемый вправе избрать конкретные формы и процедуры аттестации из числа вариативных форм и процедур.
Общими критериями оценки труда учителя в процессе аттестации являются:
1)профессиональная компетентность учителя;
2)оценка информационно-коммуникационной, компьютерной компе- тентности;
3)результаты его педагогической деятельности:
качество знаний учащихся по предмету;
запас фактических знаний по предмету;
умение пользоваться полученным и знаниям и;
степень самостоятельности учащихся, умение добывать знания;
- отношения к делу, поведение в школе и вне, активность в общественно-полезной трудовой деятельности, их физическая, эстетическая, нравственная, экологическая культура;
работа учителя над повышением своей квалификации;
качество уроков, учебной, внеучебной воспитательной работы;
6)умение осуществлять индивидуальный, дифференцированный под- ходы к учащимся;
работа с родителями;
инновационно-творческая деятельность учителя.
Основной формой подготовки учителя к аттестации является работа администрации школы с учителями по совершенствованию их профессиональной компетентности и педагогической культуры через внутришкольный контроль, методическую работу, контрольно-инспекционная деятельность, организация специальных семинаров по проблемам аттестации и стажировки у опытных учителей в лучших школах.
Методы подготовки учителя к аттестации: анализ, наблюдение, анкетирование, встречи, изучение учительских и ученических документов, проведение открытых и показательных уроков, посещение школ передового педагогического опыта, написание рефератов, публикаций, работа над проектами.
Порядок проведения аттестации учителей общеобразовательных учреждений и преподавателей общеобразовательных дисциплин учреждений начального и среднего профессионального образования
Аттестация учителей общеобразовательных учреждений и преподавателей общеобразовательных дисциплин учреждений начального и среднего профессионального образования проходит в три этапа:
I этап - оценка уровня профессиональной компетентности аттестуемого;
II этап - оценка IT-компетентности;
III этап - оценка результатов деятельности аттестуемого.
На первом этапе учителя общеобразовательных учреждений и преподаватели общеобразовательных дисциплин учреждений начального и среднего профессионального образования, аттестуемые на высшую, первую и вторую квалификационные категории, проходят квалификационный экзамен в форме ЕГЭ. Квалификационный экзамен проводится организацией, выигравшей конкурс, объявляемый Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики. В конкурсе участвуют организации, имеющие соответствующую лицензию на эту деятельность. Условия проведения квалификационного экзамена устанавливаются конкурсной документацией.
Требования к программе квалификационных испытаний - профессиональная компетентность по преподаваемому предмету.
По итогам квалификационного экзамена на профессиональную компетентность аттестуемый получает сертификат организации, проводившей тестирование.
На втором этапе учителя общеобразовательных учреждений и преподаватели общеобразовательных дисциплин учреждений начального и среднего профессионального образования, аттестуемые на высшую, первую и вторую квалификационные категории, проходят компьютерное тестирование на оценку IТ-компетентности. Компьютерное тестирование осуществляется организацией, выигравшей объявляемый Минобразования Чувашии конкурс. В конкурсе участвуют организации, имеющие соответствующую лицензию на эту деятельность. Условия проведения компьютерного тестирования устанавливаются конкурсной документацией.
Требования к программе компьютерного тестирования для педагогических работников - это IТ-компетенция в образовательной деятельности.
По итогам компьютерного тестирования на IТ-компетенцию аттестуемый получает сертификат организации, проводившей тестирование.
На третьем этапе аттестации осуществляется оценка результативности профессиональной деятельности аттестуемого. Для проведения данного этапа аттестации создаются экспертные группы, в состав которых включаются представители органов государственно-общественного управления, ассоциации учителей и др. В экспертную группу аттестуемый представляет цифровые образовательные ресурсы по своему предмету.
Вариативные формы проведения третьего этапа аттестации учителей общеобразовательных учреждений и преподавателей общеобразовательных дисциплин учреждений начального и среднего профессионального образования:
- защита педагогического проекта, в ходе которого аттестуемый, претендующий на вторую квалификационную категорию, представляет и обосновывает проектную разработку; аттестуемый, претендующий на первую и высшую квалификационные категории, представляет отчет о реализации проекта и полученных результатах;
- презентация методического портфолио, в котором аттестуемый представляет свидетельства своего профессионализма в виде структурированного накопительного документа (папка достижений);
- защита методических и других разработок.
Кроме этого аттестуемый выбирает одну из нижеперечисленных процедур:
1)посещение членами экспертных групп уроков аттестуемого, учеб- ных и (или) внеурочных мероприятий, проводимых аттестуемым, с после- дующим их анализом;
2)анализ документально зафиксированных результатов учебно- воспитательного процесса (итогов мониторинга успешности обучения и воспитания);
3)представление общеобразовательного учреждения, отражающее со- вокупность результатов практической деятельности аттестуемого.
В ходе экспертизы обязательно учитывается участие аттестуемого в опытно-экспериментальной работе, республиканских, районных (городских) профессиональных конкурсах, конференциях, в работе учебно-научных и методических объединений различных уровней, мнения руководителя общеобразовательного учреждения, ассоциации учителей, методических объединений, родителей, учащихся об эффективности профессиональной деятельности аттестуемого.
Качество и результативность практической деятельности педагогических работников оценивается на основании изучения уровня обученности (воспитанности), степени сформированности ключевой компетентности учащихся (воспитанников).
Оценка уровня профессионализма педагога может проводиться путем проведения анкетирования коллег, учащихся членами экспертной группы.
Аттестуемый результаты прохождения первого и второго этапов аттестации (сертификат) представляет в соответствующую экспертную группу.
Экспертная группа по итогам проведения всех трех этапов аттестации выносит экспертное заключение рекомендательного характера о соответствии или несоответствии аттестуемого заявленной квалификационной категории.
На основании результатов всех трех этапов Главная аттестационная комиссия Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики выносит решение о соответствии или несоответствии аттестуемого заявленной квалификационной категории. Категория присваивается на 5 лет.
- Часть I. Общие основы педагогики
- 1. Что является объектом и предметом исследования науки педагогики и каковы ее функции? в каких случаях педагогика представляется как наука и в каких — как искусство?
- 2. Раскройте содержание следующих категорий педагогики: воспитание, перевоспитание, самовоспитание, образование, обучение
- 3. Какова система педагогических наук (общая структура и отрасли)?
- 4. Дайте общую характеристику методов педагогического исследования (теоретических, эмпирических и математических). В чем логика педагогического исследования?
- 5. Какова типология и каково многообразие современных образовательных учреждений?
- Часть II. Теория воспитания
- В чем сущность классических и современных концепций воспитания?
- 2. В чем сущность и содержание современных подходов воспитания учащихся (системный, деятельностный, личностно-ориентированный, философско-антропологический, синергетический)?
- 3. В чем сущность и содержание физического воспитания школьников? Каковы формы, методы и средства совершенствования физической и духовно здоровой личности?
- 4. В чем сущность формирования эстетической культуры школьников? Каковы содержание, формы, методы и средства эстетического воспитания учащихся в школе?
- Часть III. Дидактика
- 1. Раскройте сущность и содержание основных законов, закономерностей и принципов обучения. Что такое обучение и каковы его признаки?
- 2. Проанализируйте следующие дидактические концепции: традиционная, педоцентрическая, проблемное обучение, программированное обучение, развивающее обучение.
- 3. Раскройте сущность, содержание и пути реализации на практике основных функций обучения.
- 5.В чем сущность и содержание государственного образователь- ного стандарта?
- 6. Какова сущность происходящих в настоящее время инноваци- онных образовательных процессов? Какова структура инновацион- ных процессов в системе образовании?
- Часть IV. Педагогические технологии
- 1. Какие существуют педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся?
- 2. Какие существуют педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса?
- Особенности содержания технологии
- Концептуальные положения
- Особенности содержания
- Особенности методики
- Концептуальные положения
- Особенности методики
- Концептуальные положения
- Особенности организации
- Часть V. История педагогики и образования
- 2. Как развивалась педагогическая мысль в России после коре пых преобразований в экономической, .Политической, культурно жизни, осуществленных Петром I? Каковы были при этом школь реформы?
- Часть VI. Педагогическая диагностика
- 1. В чем сущность и функции педагогической диагностики? Каковы возможности педагогической диагностики в совершенствовании учебно-воспитательного процесса в школе?
- 2. Какова методика диагностического исследования процесса социального развития учащихся? Каковы особенности этой методики в работе с младшими школьниками?
- 3. В чем сущность и содержание работы классного руководителя по диагностике основных направлений выбора школьниками будущей профессии?
- 4.Какова методика диагностического исследования общего со- стояния учебного процесса в классе (школе)?
- Часть. VII. Управление педагогическими системами
- 1. В чем сущность и содержание педагогического менеджмента? Каковы государственно-общественные системы управления образованием в нашей стране?
- 2. Что такое педагогическая система? Каковы ее структурные компоненты.
- 3. В чем сущность и содержание педагогической культуры учителя и руководителей школы? Каковы основные компоненты этой культуры, как они формируются и практически реализуются?
- 4Обучающая функция.
- 4. Каковы общие критерии в оценке труда учителя? Какие существуют формы и методы подготовки учителя к аттестации и каков порядок ее проведения?
- Часть VIII. Коррекционная педагогика
- 1. Что такое «норма» и «отклонение» в физическом, психическом, интеллектуальном и моторном развитии человека? Как в настоящее время в школе исследуются учащиеся по этим показателям?
- ЧастьIx. Методика музыкального воспитания младших школьников
- Часть X. Методика преподавания изо в начальной школе
- 1. Какова методика проведения уроков рисования с натуры, по памяти и по представлению? Каковы особенности методики проведения уроков по изображению родной природы и предметов быта чувашского народа?
- Каковы особенности методики проведения уроков по изображению родной природы и предметов быта чувашского народа?
- 2. Какова методика проведения уроков декоративного рисования? Каковы особенности методики проведения уроков по изучению украшения одежды, изделий труда, жилища чувашей?
- Каковы особенности методики проведения уроков по изучению украшения одежды, изделий труда, жилища чувашей?
- 3. Какова методики проведения уроков тематического рисования? Каковы особенности методики проведения уроков по иллюстрированию сказок и других литературных произведений чувашского народа?
- Часть XI. Методика преподавания технологии в начальной школе
- 1. Дайте краткий анализ авторских программ по трудовому обучению младших школьников (трудовое обучение в.Г. Машинистова, школа мастеров т.М. I сроним ус, основы дизайн-образования н.М. Конышевой)
- 2. Каково должно быть оснащение класса-кабинета трудового обучения для учащихся начальных классов?
- 3. Какова методика преподавания технологии в начальной школе?