26 Вопрос. Организационно-методическая работа психолога.
2 части: 1) актуальность направлена на создание условий для полноценной реализации своих профессиональных задач (временная организация, самоорганизация)
2) а)внутренний аспект: поиск материалов, составление уч. курсов, программ, статей, лекций, подготовка материалов и т.п. б) внешний аспект: участие в метод. объедтинениях, семинарах, конференциях, Научн-иссл. деят-ть в школе, поиск новых психологических фактов, закономерности научных обоснований своих корр. воздействий и развивающая программа, и экспертная деятельность.
Эксп-я деят-ть – спец.-психолог – компетентное лицо, оценивает обстоятельства.
Экспертиза Обр. процесса – оценка школьных программ на предмет соответствия возрасным особенностям, прогнозируя результаты и на предмет гуманности.
Внешняя экспертиза – работа других психологов, в суд.заседаниях.
Организационно-методическая деятельность
Ваша документация - это материал для анализа вашей работы не только вами, но и посторонними лицами. Именно поэтому она всегда должна быть в полном порядке. Если у вас полный порядок , то и вопросов к вам возникает меньше. Администрацию школы (и не только школы) интересует результат вашей работы, который и отражается в ваших документах. В журнале посещений вы регистрируете запросы, чтобы потом составить по нему статистическую справку и показать проверяющим интенсивность вашей работы. На каждого ребенка, которого вы обследовали должно быть заведено личное дело, в котором обязательно содержатся результаты обследования. В своем годовом плане работы вы прописывает те задачи, которые вы готовы решать именно в этом году и за решение которых вы и несете ответственность, иначе вы рискуете утонуть в куче дел, так и не доделав ничего до конца. Кроме того, ведение документации является обязательной методической деятельностью педагога-психолога.
Организационно-методическая деятельность педагога психолога включает в себя:
1. Планирование работы (составление годового, четвертного и еженедельного планов работы)
2. Анализ своей работы (составление годового и четвертного анализа работы, статистической справки)
3. Планирование и подготовку диагностических мероприятий (составление плана диагностического обследования, подготовка стимульных материалов и т.п.)
4. Анализ диагностических мероприятий (обработка результатов и написание заключения)
5. Планирование и подготовку коррекционно-развивающих мероприятий (составление плана занятия или программы занятий, подготовка стимульных материалов и т.п.)
6. Анализ коррекционных занятий.
7. Подготовка материалов к консультированию и просвещению и т.п.
8. Ведение текущей документации (заполнение журнала, графика работы, справок и т.п.).
9. Ведение документации педагога-психолога (пополнение нормативно-правовой базы, пополнение базы диагностических методик, коррекционных программ, материалов для родителей и т.п.)
10. Оформление тематических стендов.
11. Повышение своего уровня квалификации (обучение на курсах повышения квалификации).
12. Посещение семинаров, круглых столов, конференций, организумых на федеральном, городском или окружном уровне.
13. Самообразование (посещение библиотек и т.п.).
К сожалению, на данной момент не существует утвержденной формы ведения документации психологом, но есть несколько рекомендуемых вариантов,.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
Все направления работы кабинета практического психолога требуют методического и организационно-технического обеспечения, что, безусловно, способствует эффективной деятельности КПП.
Отбор методического инструментария
Выбор метода обследования — один из сложных этапов диагностико-коррекционной работы практического психолога. Из всего многообразия существующих на данный момент диагностических методик необходимо уметь выбрать те, которые соответствуют целям и задачам исследования, а также целому ряду важных принципов:
1. Имеющийся арсенал методик в кабинете практического психолога должен носить разнонаправленный характер, охватывая все стороны психической жизни человека, в том числе психические процессы, свойства, состояния, направленность личности, ее установки, ценностные ориентации, интеллектуальный уровень, особенности межличностного взаимодействия, стрессоустойчивость и поведенческие реакции в напряженных ситуациях и др.
2. В кабинете практического психолога должны быть методики для разных возрастных групп. Методики, разработанные в научной психологии и апробированные на практике, при использовании их в раннем возрасте требуют особой модификации, предусматривающей глубокий психологический анализ и грамотную интерпретацию комплекса разных показателей в их динамике. В детской психологии необходимо не только фиксировать внимание на том, что может выполнить ребенок в настоящее время, но и прогнозировать, что он в состоянии достичь в ближайшем будущем, какова его «зона ближайшего развития». Особенно это важно при диагностике отклонений в развитии, в связи с этим необходимо разрабатывать отдельные диагностические методики в форме обучающего, формирующего эксперимента.
3. Должны быть представлены методики как для индивидуального, так для группового исследования.
4. Поскольку психологу часто необходима оперативная информация, большое значение приобретают методики, не связанные с громоздкой процедурой обработки и позволяющие осуществить экспресс-диагностику. В качестве экспресс-методик в условиях психологического кабинета целесообразно использовать так называемые функциональные пробы.
5. Современные технологии позволяют оснащать кабинеты практических психологов компьютерными диагностическими методиками, что значительно экономит время, снижает затраты на подготовку тестового материала и бланков, упрощает процедуру обработки результатов. Однако при несомненных преимуществах компьютерной психодиагностики не следует чрезмерно ею увлекаться, так как и диалог с компьютером не заменит непосредственного эмоционального общения клиента с психологом, когда включаются эмпатическое взаимодействие, принятие, доверительный контакт и чувство понимания, что и является целью обращения к психологу.
Требования к методикам
Методики, которые формируют методическую базу кабинета практического психолога, должны соответствовать определенным требованиям:
- должны быть однозначно сформулированы цели, предмет и область применения методики; - должна быть четко выделена область применения, под которой подразумевается особая социальная среда или сфера общественной практики, контингент испытуемых (пол, возраст, образование, профессиональный опыт, должностное положение); - содержание методики должно включать в себя четкое изложение процедуры обработки, статистически обоснованные методы подсчета и стандартизации тестовых баллов; - методики должны быть проверены на репрезентативность, валидность и надежность в заданной области применения; - бланковые методики должны быть представлены на отдельных листах, тщательно выверены орфографически и грамматически; - методики, содержащие рисунки и текстовый материал, должны отличаться четкой типографской печатью.
Методики, не удовлетворяющие перечисленным выше требованиям, не могут признаваться профессиональным психодиагностическим средством. Практический психолог имеет право применять только аттестованные психодиагностические методики.
Не менее важное значение имеет подбор психологических средств для коррекционной работы, в том числе разнообразный раздаточный материал: мячи, игрушки, детские поделки, мягкие шары-кресла, строительные трансформеры и другие материалы, которые могут быть использованы в игротерапии или сказкотерапии.
Эффективность использования различных психологических средств воздействия существенно повышается при их комплексном применении как взаимодействующих и взаимодополняющих. Такой подход важен и в процессе психологической диагностики и последующей коррекции, и в сеансах психологической поддержки, снятия психоэмоционального перенапряжения, обучения навыкам саморегуляции. К таким средствам можно отнести, в частности, аудиовизуальные средства, игровые материалы, применяемые при игротерапии, музыкотерапии и терапии движением.
Психолог школьного психологического кабинета несет полную ответственность за реализацию программ коррекции и развития, эффективность рекомендаций и конечный результат.
Для оценки своей работы психолог может использовать специально разработанные анкеты. По результатам опроса, проводимого регулярно по окончании определенного цикла занятий, можно проанализировать адекватность подбора методических средств и развивающих программ индивидуальной работы с учащимися разного возраста, оценить динамику достижений ребенка (например, изменения уровня его личностной тревожности или стрессоустойчивости и т.п.).
В работе со школьниками следует учитывать, что дети еще не вполне усвоили социальные нормы и для них «шкалы лжи» работают плохо или вообще не работают. Чем младше школьник, тем в меньшей степени для него пригодны опросники.
В детской психодиагностике результаты диагностических процедур оказываются недостоверными еще и по той причине, что дети не всегда абсолютно правильно понимают смысл того, что от них требуется в методике. Речевое развитие детей до 12—13 лет не позволяет им однозначно понимать смысл многих инструкций и вопросов. Поэтому школьным психологам не следует чрезмерно увлекаться вербальными методиками, использующими речевой стимульный материал.
- 1. Пс., определение, цели, задачи.
- 2. Модели пс, варианты и их особенности.
- 3. История и современное состояние пс за рубежом
- 4. Практическая психология образования в России. История развития, актуальное состояние.
- 5. Основные проблемы, тенденции и перспективы развития п.С.О.
- 6. Психолог как субъект образовательного процесса. Профессиональное место и статус психолога в образовательном процессе.
- 7. Основные направления деятельности психолога
- 8. Психологическое и психическое здоровье.
- 9. Основные направления деятельности психолога (профилактика)
- 10. Этические нормы, правила и стандарты деятельности педагога-психолога, условия, необходимые для их реализации.
- 11. Положение о пс в различных оу. Характеристика и сравнительный анализ.
- 12. Эксперимент в образовании. Проблемы и перспективы. Понятия инновационного процесса в образовании. Особенности психологического обеспечения.
- 13. Структура псо.
- Отдел службы практической психологии образования Министерства образования Российской Федерации:
- 2. Профессиональная линия:
- 14. Кабинет психолога. Основные требования к оформлению и оборудованию.
- Музыкальные средства
- Обобщенные характеристики музыкальных произведений, отражающих сходное эмоциональное состояние
- Организация пространства кабинета
- Организация фитодизайна
- Светоцветовое оформление кабинета
- 15. Центр психологической помощи. Цель, задача, структура. Направления деятельности, виды центров психологической деятельности.
- II.2. Основные задачи деятельности Центра определяются:
- II.5. В соответствии с основными задачами работа гор(рай) Центра проводится по следующим направлениям:
- II.7. Структура центра:
- 1) Отдел психологического просвещения и повышения квалификации:
- 2) Консультативный отдел:
- 3) Диагностико-коррекционный отдел:
- 16. Планирование работы психолога. Виды планов. Основные требования к планированию работы.
- 17. Психологическое просвещение в деятельности психолога.
- 18. Основные требования к документации педагога-психолога. Виды документов. Требования к ведению и хранению документации.
- Документация
- 19. Психологическое консультирование, формы организации и методы работы психолога.
- 20 Вопрос. Организация деятельности по психологической коррекции и развитию.
- 21 Вопрос. Проблема эффективности и результативности деятельности психолога. Количественные и качественные критерии эффективности.
- Критерии эффективности-результативности деятельности психолога
- 22. Организация совместной деятельности психолога со специалистами смежных профессий.
- 23. Психолого-медико-психологический консилиум и психолого-медико-педагогическая комиссия.
- 24 Вопрос. Единое профессиональное пространство. Профессиональное объединение специалистов.
- 25. Психологическая диагностика как одно из основных направлений деятельность психолога
- 26 Вопрос. Организационно-методическая работа психолога.
- Методические средства.
- 27. Профессиональная деятельность психолога с педагогами
- 28 Вопрос. Работа с родителями как одно из направления деятельности школьного психолога.
- Цели, задачи и необходимость работы
- Информационные методы Информационные тексты
- Устные информационные сообщения
- Информационные лекции
- 33. Психологическая готовность к школьному обучению: основные показатели, их диагностика и коррекция неготовности
- 36. Проблема школьных страхов и тревожности у младших школьников
- 43. Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков.
- 47. Профилактика экзаменационного стресса.
- Коррекция экзаменационного стресса
- Во избежание экзаменационного стресса студентам можно дать следующие рекомендации:
- 52. Цели и задачи пс в вуЗе
- 5. Психологического консультирования:
- 6. Просветительской работы:
- 53. Психологическая помощь в период адаптации студентов к обучению в вуЗе.
- 55. Особенности и динамика учебной мотивации студентов