1. Организация коллективной творческой деятельности.
Групповая деятельность является одной из форм работы учителя с учащимися.
Групповая деятельность подразумевает создание коллектива, в котором она
непосредственно и происходит.
Слово “коллектив” происходит от латинского colligo, что в переводе на русский
означает “объединяю”, а латинское collectivus- собирательный. “Коллектив – это контактная совокупность людей,
основанная на следующих принципах: общая цель; общая деятельность;
дисциплина; органы самоуправления; связь данного коллектива с обществом.”
(М.П. Павлова, «Педагогическая система А.С. Макаренко»)
Коллектив выступает как важная форма организации воспитания, как мощный
педагогический инструмент.
Коллективная творческая деятельность чаще всего используется во вне учебное время.
Коллективные творческие дела могут быть самые различные, они постоянно
рождаются в работе объединений, использующих эту методику. Каждое КТД
неповторимо, но можно назвать некоторые примеры, использующиеся на всех
стадиях подготовки и проведения КТД. Прежде всего, невозможно начать поиск,
побудить к творчеству без четко поставленной проблемы или задачи. Важно,
чтобы она была определена самими детьми. При этом та или иная проблема
обозначается школьниками в результате создания специальных ситуаций. Если
задача поставлена педагогом, необходимо убедиться, что она привлекательна и
понятна воспитанникам. В зависимости от того, сколько проблем и какие из них
выбраны для решения, определяется методика организации коллективной работы.
Один из эффективных приёмов, применяемых почти на всех стадиях проведения
коллективных творческих дел, - это создание микроколлективов, групп, бригад
для решения конкретной задачи или выполнения творческого задания. В
зависимости от содержания, вида КТД формирование групп может идти с учетом
желания, интересов, способностей учащихся или по случайному принципу (с
помощью считалки или жребия).
Другим необходимым приёмом этой методики является «мозговая атака», когда
ученики в группах путем обмена индивидуальными мнениями ищут наилучшие
варианты решения проблемы, задачи. В ходе «мозговой атаки» может создаваться
«банк идей», то есть набор возможных предложений по решению какой – либо
проблемы или задачи.
Часто используется ещё один приём – отбор идей, когда нужно из множества
возможных решений, вариантов выбрать один или два – три. Выбор этих идей
может осуществляется с помощью голосования или естественным путем, то есть
участники поиска определяют характер, форму своего участия реальным
добровольным действием.
Когда выбор осуществить сложно, используется ещё один приём – защита идей.
Каждый член коллектива или мкроколлектив аргументируют свой вариант,
подводится итог этого поиска, и в результате рождается окончательное решение.
- Билет 1.
- 2.Обязательный минимум содержания основных образовательных программ по изо. Ис-ву в общеобраз-ых учреждениях.
- Билет 2.
- 1. Профессионально-личностное становление и развитие педагога.
- 2. Дизайн в современной жизни человека.
- Билет 3.
- 1. Педагогика как наука о пед. Системах. Объект, предмет, цели, задачи, функции пед.
- 2. Уч. Программы, учебники и учебно-методические пособия по изо. Ис-ву, допущенные или рекомендованные Министерством образования рф.
- Билет 4.
- 1. Развитие, воспитание и формирование личности. Индивид, субъект, личность, индивидуальность.
- 2. План-конспект урока по изо. Ис-ву. Билет 5.
- 1. Воспит. Как пед. Явление. Сущностьвоспитания. Факторы и закономерности воспитания.
- 2. Урок изо. Иск-ва в эстетич. Воспитании личности.
- Билет 6.
- 1. Факторы развития личности: биолог. И соц. Их воздействие на личность.
- 2. Выраз. Средства в изо. Иск-ве.
- Билет 7.
- 1. Процесс обучения, его сущность, функции, основные этапы проц. Обучения.
- 2. Системы задач в обучении искусством.
- Билет 8.
- 1. Коллектив и личность. Воспитание личности в коллективе. Руководство ученическим коллективом.
- 2. Принципы и методы построения программы «Изо. Ис-во» под ред. В.С. Кузина.
- Билет 9.
- 2. Роль природной и социокультурной среды в творческом развитии личности.
- Билет10.
- 1. Содержание образования. Документы, определяющие содержание образования.
- 2. Принципы и методы построения программы «Изо иск-во и худ. Труд» (под ред. Б.М. Неменского).
- Билет 11.
- 1. Технология учебного диалога. Модель – учебная дискуссия.
- 2. Культурно-историческая среда в эстет. Восп. Личности.
- Билет 12.
- 1. Психолго-педагогические особенности развития младших школьников. Методы и приемы работы учителя в начальной школе.
- 2. Содержание и методика проведения бесед об изобразительном искусстве в старших классах. Билет 13.
- 1. Технология репродуктивного обучения. Модели: лекция, рассказ, экскурсия.
- 2. Задачи художественного развития учащегося и методика преподавания изо. Ис-ва в начальной школе.
- Билет 14.
- 1. Внеклассная и внешкольная работа в общеобразовательном учреждении.
- 2. Творческое развитие личности средствами искусств.
- Билет 15.
- 1. Сушность и структура урока. Типология уроков.
- 2. Выразительные средства в декоративно-прикладном искусстве.
- Билет 16.
- 1. Гос. Стандарт образования, его определения, объекты и функции.
- 2. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии личности.
- Билет 17.
- 1. Типы и виды общеобразовательных учреждений: понятия, характеристики.
- 2. Методы и приемы работы учителя изо. Ис-ва.
- Билет 18.
- 1. Урок как основная форма организации учебной деятельности в современной общеобразовательной школе.
- 2. Искусство в формировании мировоззрения старшеклассников.
- Билет 19.
- 2. Интеграция учебно-воспитательной деятельности школ и внешкольных учреждений в творческом развитии личности.
- Билет 20.
- 2. Теоретические основы декоративно-оформительского искусства и организация занятий.
- Билет 21.
- 1. Повышение квалификации и аттестация педагогических работников школы. Понятие, цели, основные требования. Критерии и профессиональный уровень учителя.
- Билет 22.
- 1. Классный руководитель как организатор жизнедеятельности класса.
- 2. Задачи художественного развития учащихся и методика преподавания изо. Ис-ва в средних классах общеобразовательной школы.
- Билет 23.
- 1. Новые информационные технологии обучения, их сущность и функции.
- 2.Формирование творческого потенциала личности в урочных и неурочных занятиях изо.
- Билет 24.
- 1. Организация коллективной творческой деятельности.
- 2. Роль дизайна в современном преподавании изо. Ис-ва. Билет 25.
- 1. Игра как вид деят-ти и способ организации образов. Процесса. Технология игры. Дидактические игры.
- 2. Организация и проведение занятий по изо. Ис-ву в системе дополнительного образования общеобразовательных учреждений. Билет 26.
- 1. Педагогика как наука о пед. Системах. Объект, предмет, цели, задачи, функции пед.
- 2. Теоретические основы скульптуры и организация занятий. Лепка с натуры, по памяти, на темы окружающей среды и литературных произведений.
- Билет 27.
- 1. Основные функции пед. Управления: пед. Анализ, целеполагание, планирование, организация, регулирование и контроль.
- 2. Роль искусства в активизации учебного процесса начальной школы.
- 2. Задачи худож-го развития учащихся и методика преподавания изо. Иск-ва в средней общеобразовательной школе на примере программы б.М. Неменского «Изо. Ис-во и художественный труд».
- Билет 30.
- 1. Значение внеклассной и внешкольной работы в общеобразовательном учреждении.
- 2. Патриотическое воспитание учащихся на уроках изо. Ис-ва.