logo search
ГОСы-001

1. Организация коллективной творческой деятельности.

Групповая деятельность является одной из форм работы учителя с учащимися.

Групповая деятельность подразумевает создание коллектива, в котором она

непосредственно и происходит.

Слово “коллектив” происходит от латинского colligo, что в переводе на русский

означает “объединяю”, а латинское collectivus- собирательный. “Коллектив – это контактная совокупность людей,

основанная на следующих принципах: общая цель; общая деятельность;

дисциплина; органы самоуправления; связь данного коллектива с обществом.”

(М.П. Павлова, «Педагогическая система А.С. Макаренко»)

Коллектив выступает как важная форма организации воспитания, как мощный

педагогический инструмент.

Коллективная творческая деятельность чаще всего используется во вне учебное время.

Коллективные творческие дела могут быть самые различные, они постоянно

рождаются в работе объединений, использующих эту методику. Каждое КТД

неповторимо, но можно назвать некоторые примеры, использующиеся на всех

стадиях подготовки и проведения КТД. Прежде всего, невозможно начать поиск,

побудить к творчеству без четко поставленной проблемы или задачи. Важно,

чтобы она была определена самими детьми. При этом та или иная проблема

обозначается школьниками в результате создания специальных ситуаций. Если

задача поставлена педагогом, необходимо убедиться, что она привлекательна и

понятна воспитанникам. В зависимости от того, сколько проблем и какие из них

выбраны для решения, определяется методика организации коллективной работы.

Один из эффективных приёмов, применяемых почти на всех стадиях проведения

коллективных творческих дел, - это создание микроколлективов, групп, бригад

для решения конкретной задачи или выполнения творческого задания. В

зависимости от содержания, вида КТД формирование групп может идти с учетом

желания, интересов, способностей учащихся или по случайному принципу (с

помощью считалки или жребия).

Другим необходимым приёмом этой методики является «мозговая атака», когда

ученики в группах путем обмена индивидуальными мнениями ищут наилучшие

варианты решения проблемы, задачи. В ходе «мозговой атаки» может создаваться

«банк идей», то есть набор возможных предложений по решению какой – либо

проблемы или задачи.

Часто используется ещё один приём – отбор идей, когда нужно из множества

возможных решений, вариантов выбрать один или два – три. Выбор этих идей

может осуществляется с помощью голосования или естественным путем, то есть

участники поиска определяют характер, форму своего участия реальным

добровольным действием.

Когда выбор осуществить сложно, используется ещё один приём – защита идей.

Каждый член коллектива или мкроколлектив аргументируют свой вариант,

подводится итог этого поиска, и в результате рождается окончательное решение.