logo search
Последний вариант билетов ДЕФЕКТ

Кохлеарная имплантация.

Она создана для коррекции слуха. Это вживление сенсорных систем во внутреннее ухо с целью восстановления слухового ощущения путём непосредственной электростимуляции афферентных волокон слухового нерва. Кохлеарные имплантаты – биомедицинские электронные устройства, обеспечивающие преобразования звуков в электрические импульсы с целью создания слухового ощущения путём непосредственной стимуляции сохранившихся волокон слухового нерва. Кохлеарные имплантаты производятся:

!!! Медицинские аппараты не решают полностью проблему слуха.

Нужны регулярные занятия с сурдопедагогом по развитию слухового восприятия.

Методики развития слухового восприятия и обучения произношению.

Последнее время приобретает всё большее значение компьютерное оборудование. Разработаны компьютерные программы по развитию слухового восприятия и обучения произношению.

  1. «Видимая речь» - для формирования навыков анализа звуков.

  2. «Игры для тигры» - для формирования навыков анализа и синтеза звуков (используется логопедами).

  3. «Дельфа» - игра направлена на развитие произношения + развитие лексико-грамматической стороны речи, на создание грамматических конструкций.

  4. «Слышу мир» - игра направлена на развитие слухового восприятия (ребёнку показываются картинки с изображениями разных птиц с включением их голосов, затем включается запись голоса птицы, и ребёнку предлагается показать ту картинку, на которой изображена птица, которую он сейчас слышит).

  5. «Муха-Цокотуха», «Мойдодыр» и использование различных диафильмов с наложенным звуком (обязательно!) в виде презентаций

  6. «Овощи» и т.п. – для развития глобального чтения.

  7. Подбор картинок с выполняемыми действиями. Внизу нарисованы прямоугольники по количеству слов в предложении.

Коррекционная работа,

Специфичное психическое развитие у детей приводит к наглядно-образному мышлению (функционирует зрительный анализатор), которое превалирует над словесно-логическим, т.е. затруднено развитие речи.

Письменная речь приобретает больший удельный вес, чем устная (глобальное чтение для дошкольников и письмо для передачи информации)

В целом психическое развитие глухого с одной стороны замедлено, а с другой качественно изменено, потому что объём информации, поступающей, в сознание ребёнка сужен, неравномерен. Реакции ребёнка на внешние воздействия менее сложны, чем у ребёнка с нормальным развитием. При коррекционной работе сохраняется словарный запас, навыки построения правильного высказывания. Ребёнок пользуется ранее сформированными словесными обобщениями. Формируется словесно-логическое мышление. Надо формировать у детей слуховой контроль, чтобы не нарушалась чёткость речи, громкость голоса, не появился носовой оттенок.

Так как слуховая недостаточность приводит:

  1. К уменьшению объёма воспринимаемой речевой информации;

2. К качественному своеобразию речевого и общего развития.

А, следовательно, снижение слуха приводит к типичным нарушениям речи:

- звукопроизношение;

- замены свистящих и шипящих, твёрдых и мягких, звонких и глухих;

- плохо формируется словарный запас;

- нарушается грамматический строй (во фразах выпадают члены предложения, слова употребляются в искажённом виде, ошибки в употреблении приставок и суффиксов, нарушаются родовые и падежные окончания);

- в письменной речи наблюдается искажение слов, связанных с замещением букв и отражающих аналогичное замещение звуков в произношении;

- ОНР.

Целью работы по развитию слухового восприятия и обучению произношению является формирование у глухих дошкольников навыков восприятия (на слухо-зрительной и слуховой основе) и воспроизведения устной речи. В процессе работы формируется и развивается как речевой слух детей, так и восприятие, ими неречевых звучаний (включая музыкальные).

За период обучения в детском саду дети должны овладеть навыками устного общения, умением произносить речевой материал внятно и естественно.

Работа по развитию слухового восприятия и обучению произношению ведется при широком использовании звукоусиливающей аппаратуры стационарного типа и индивидуальных слуховых аппаратов, которые используются в течение всего дня, начиная с первого года обучения. Параллельно с этим детей следует тренировать и в восприятии материала на слух без аппаратуры.

Успех работы по развитию слухового восприятия и формированию произношения в большей мере определяется качеством речи взрослых, являющейся для детей образцом для подражания. Произношение взрослых должно быть естественным, так как любое утрирование приводит к неправильному произношению у детей, и, кроме того, привыкнув к таком у восприятию речи, дети не смогут понимать обычную естественную речь.

Весь речевой материал должен произноситься голосом разговорной громкости, в нормальном темпе, с правильным выделением ударного слова, с соблюдением норм орфоэпии. Речь взрослых должна быть интонированной, эмоционально окрашенной.

Работа по развитию слухового восприятия и формированию произношения должна проводиться в ходе всего учебно-воспитательного процесса: на занятиях педагога, воспитателей, музыкального работника (а по возможности - и родителей), при проведении режимных моментов, в играх, в повседневном общении. При этом весь речевой материал дети воспринимают слухо-зрительно (т.е. видят губы педагога, а при необходимости - табличку или дактилирующую руку и слушают, что он говорит), а часть материала - только на слух.

Специальная работа проводится на занятиях: фронтальных и индивидуальных. Время занятий делится поровну между работой по развитию слухового восприятия и формированием произношения. Кроме этого, педагог ежедневно проводит фонетическую зарядку, ей отводится 3 - 5 мин. фронтального занятия по любому разделу программы.

БИЛЕТ № 26.

Вопрос № 1.

Принципы и методы психолого-педагогического обследования детей

с недостатками речевого развития.

Вопрос № 2.

Использование наглядности и технических средств обучения

в коррекционно-педагогической работе с детьми

с нарушениями в интеллектуальном развитии.

В системе специального дошкольного образования используют следующие средства обучения:

Речевые средства

Речь педагога используется для передачи детям определенных знаний, их организации.

Музыкальные средства

Оказывают положительные влияние на совершенствование ритмико-мелодичной стороны устной речи на развитие слуховой памяти, усвоения языка. Благотворно влияют на состояние нервной системы.

Изобразительные средства

Выступают не только как источник знаний об окружающем мире, но и как способ выражения своих чувств, эмоций

Средства ручного труда, как вида декоративно-прикладного искусства

Развивают моторику, координацию движений, формируют трудовые навыки, приобщают к искусству и культуре народа, края, страны, знакомят с художественными ремеслами, расширяют кругозор и словарный запас.

Средства художественно-речевой деятельности

Помогают детям совершенствовать свои речевые навыки, преодолевать страх и неуверенность в процессе использования речи (снимает боязнь публичности).

Эти средства развивают способность чувствовать красоту языка, поэтичность художественного слова, духовно обогащают детей, вызывают у них интерес к литературному чтению.

Средства театрально-игровой деятельности

Позволяют воспитывать положительные личностные качества, нравственно-этические основы, формировать адекватное людям поведение, развивают психические функции (теневой театр у детей с нарушениями запрещен)

Наглядные средства

Позволяют легче усваивать учебный материал, обеспечивают мотивацию, повышают эмоциональный настрой, формируют устойчивое произвольное внимание

а) предметный дидактический материал

б) изобразительный

в) для старших дошкольников и школьников словесный (раздаточные карточки с заданиями, доска)

ТСО – различная аппаратура (слайды, магнитофон и пр.)

а) аудиовизуальные средства - телевизор, кинопроектор

б) средства коррегирующие проявления развития – звукоусиливающая аппаратура (ЗУА), очки, монокуляры, лупы, трости, крабы и пр.

в) компьютерные средства (коррекционно-развивающая программа «видимая речь»)

Примечание: Использование компьютеров при У.о. Нежелательно, т.к. может быть сформирована судорожная готовность на фоне поражения ЦНС.