logo search
Последний вариант билетов ДЕФЕКТ

Билет № 24. Вопрос № 1. Особенности сенсорного и умственного воспитания детей с нарушениями интеллектуального развития.

У умственно отсталого ребенка наблюдается слабая дифференциация чувственного познания, снижение адаптации органов чувств. Т. Н. Головина отмечает у таких детей снижение цветовой чувствительности. При этом обучение цветовому восприятию проходит крайне медленно.

Процесс восприятия затруднен замедленностью процессов анализа и синтеза, тугоподвижностью, инертностью нервных процессов.

Ввиду частых и многочисленных анатомо-физиологических нарушений дети с умственной отсталостью испытывают большие затруднения в пространственной ориентировке, восприятии перспективы, светотени, глубины.

Психологи отмечают существенные отклонения в развитии внимания умственно отсталых школьников. Л. С. Выготский, специально занимавшийся изучением внимания, установил, что недоразвитие его высших форм у умственно отсталых детей объясняется «расхождением их органического и культурного развития».

Ощущения и восприятия относятся к чувственному познанию. Развитие чувственного познания умственно отсталого ребенка является важным аспектом формирования ментальных процессов (умственного воспитания).

Сенсорное воспитание направлено:

- во-первых, на совершенствование отдельных анализаторов и правильное их использование для накопления сенсорного опыта;

- во-вторых, на формирование у детей перцептивных действий – действий рассматривания, выслушивания, ощупывания, т. е. формирования систем сенсорных эталонов;

- в-третьих, обучение способам решения постепенно усложняющихся сенсорных задач;

- в-четвертых, на своевременное и правильное соединение сенсорного опыта со словом.

Соединение того, что ребенок воспринимает со словом, обозначающим воспринимаемое, помогает закрепить в представлении образы предметов, их свойства и отношения, делает эти образы более четкими, обобщенными. Развитие восприятия во всех случаях идет от различения предметов, их качеств, отношений к их восприятию на основе образа, а затем и к фиксации образа в слове. Сенсорное воспитание осуществляется учителем-дефектологом и воспитателем, как на специальных занятиях, так и в процессе повседневной жизни.

Занятия проводятся по следующим направлениям: развитие зрительного восприятия, слухового восприятия и внимания, тактильно-двигательного и вкусового восприятия.

Исходным пунктом всякого познания являются ощущения, которые напрямую связаны с деятельностью различных органов чувств. Следовательно, чем совершеннее деятельность и взаимосвязь анализаторов, тем качественнее процесс познания.

Характерное для умственно отсталых преобладание непроизвольного внимания над произвольным. Это объясняется особенностями их нейродинамики: слабостью внутреннего торможения и резко выраженным внешним торможением. Трудно регулируемое внешнее торможение лежит в основе частых отвлечений внимания и его неустойчивой направленности. Сложности распределения и переключения внимания обусловливаются патологической инертностью процессов возбуждения и торможения. Так как органический дефект, приводящий к нарушению внимания, сам по себе устранить невозможно, то коррекционную работу следует направить на поиски адекватных дефекту средств воспитания внимания в непосредственной учебной и других видах деятельности.

Мышление умственно отсталого ребенка также имеет свои особенности. Характеризуя тот или иной объект, первоклассники вспомогательной школы обычно указывают на его постоянные признаки, общие для всех предметов подобного рода, а особенности, своеобразные черты пропускают. Кроме того, полноценный анализ требует, чтобы школьники обладали соответствующими языковыми средствами для обозначения частей предмета и выделения его свойств. Отсутствие в словарном запасе умственно отсталых учащихся слов, нужных для характеристики частей и свойств предмета, в большей степени мешает его познанию, не дает возможности детям осмыслить роль каждой части и связи между частями.

Ощущения представляют собой акт познавательного процесса, возникающий при непосредственном воздействии предметов и явлений окружающей действительности на анализаторы, при этом происходит лишь отражение отдельных свойств предметов.

Наиболее целостным отображением действительности является восприятие.

Формирование сенсорных функций у аномальных детей идет в определенной последовательности. Сначала формируются представления о величине, цвете, форме предмета, т. е. зрительные представления, а затем пространственные представления.

Нарушения пространственных представлений у умственно отсталых детей становятся, особенно заметны во время ручного труда, рисования, физкультуры.

Зрительное восприятие также имеет свои особенности. Дети не различают близкие по спектру цвета, предметы, близкие по форме и т. д.