logo search
379711

Эстетическое воспитание в процессе обучения

Система коррекционно-воспитательной работы вспомогательной школы имеет в виду эстетическое воспитание в, ходе преподавания всех учебных дисциплин на протяжении всего обучения. Ряд школьных предметов в силу их специфики (изобразительное искусство, пение и музыка, трудовое обучение, ритмика и физическая культура) обладает большими возможностями для эстетического воспитания, другие (математика, история и пр.) — меньшими. Однако важно, чтобы каждый предмет школьного цикла мог быть максимально использован для решения задач эстетического воспитания.

Усвоение учебного материала умственно отсталыми школьниками происходит значительно результативнее, если дидактический материал органично включает эстетические средства с присущими им свойствами — красочностью, выразительностью, образностью, — неизбежно затрагивающими чувства ребенка.

Особая роль в эстетическом воздействии на учащихся принадлежит урокам изобразительного искусства, пения и музыки. Например, учебная программа по изобразительному искусству, включающая различные виды работ (рисование с натуры, декоративное и тематическое рисование, беседы об искусстве), составлена так, чтобы в процессе занятий можно было, во-первых, корригировать недостатки развития умственно отсталых детей, во-вторых, научить их элементарному рисованию, в-третьих, сформировать эмоционально-эстетическое восприятие. На этих уроках предусматривается обогащение детей зрительными образами, которые воспитывают чувства, художественный вкус и желание заниматься изобразительной деятельностью. Достигается это главным образом с помощью большого числа разнообразных упражнений, направленных на развитие восприятия, аналитико-синтетической деятельности и воспроизведение формы, размеров, строения, цвета предметов, их положения в пространстве. Значительное место занимает систематическая работа с иллюстративным материалом (показ репродукций, разбор иллюстраций в книгах и журналах), а также проведение бесед по доступным для Умственно отсталых школьников произведениям изобразительного искусства.

В процессе обучения изобразительной деятельности Умственно отсталые дети учатся наблюдать, у них

развивается зрительная память, воображение, фантазия. Организуя целенаправленное изучение объекта, учитель формирует умение выделять главное, устанавливать взаимосвязь между общим и частным. На уроках рисования воспитываются такие важные качества, как умение планировать свою работу, делать отчет о ней, осуществлять самоконтроль. Кроме того, совершенствуются глазомерные навыки и зрительно-двигательная координация, происходят положительные сдвиги в эмоционально-волевой сфере (Т. Н. Головина, И. А. Грошенков).

Деятельность учащихся (ее целенаправленность, сознательность, устойчивость, активность, продуктивность) заметно улучшается, если в процессе работы над рисунком дети выполняют ряд интеллектуальных операций: предварительно осмысливают структуру воспринимаемого объекта, определяют последовательность выполнения рисунка, сравнивают рисунок с реальным объектом, части рисунка между собой. Эффективность коррекционной работы возрастает, если на уроках изобразительного искусства учащиеся получают задания, имеющие практическое применение.

Полученные на уроках изобразительного искусства умения и навыки находят применение в работе по другим учебным дисциплинам: родному языку, математике, географии, естествознанию, истории, черчению. Элементы изобразительной грамоты используются на занятиях по трудовому обучению, в том числе и в профессиональной подготовке школьников (особенно при отделке работ из дерева и текстиля, при оформлении переплетно-картонажных и других изделий).

Целью уроков пения и музыки, проводимых во вспомогательной школе, является воспитание эстетических чувств учащихся и формирование у них музыкальной культуры. Разумеется, что эти уроки выходят за рамки только эстетического воздействия и выполняют также специфическую задачу коррекции недостатков познавательной деятельности детей и их эмоционально-волевой сферы. На важную роль музыки в воспитании и обучении умственно отсталых школьников указывали известные представители специальной педагогики прошлого (Э. Сеген, Ж. Демор, О. Декроли) и отечественные дефектологи (А. Н. Граборов, В. П. Кащенко и др.).

Исследования С. М. Мидовской (1966) показали, что в процессе занятий музыкой у учащихся активируется мышление, формируется целенаправленная деятельность и устойчивость внимания. Коллективные занятия пением, сопровождаемые музыкой, а также ритмические движения дисциплинируют детей, воспитывают организованность. Дети приучаются слушать музыку и вникать в ее содержание. Они овладевают навыками пения, у них накапливается определенный запас музыкальных представлений: На этой основе формируется любовь к музыке, чувство эстетического удовольствия от ее прослушивания, вырабатываются элементы музыкального вкуса. Музыка поднимает настроение и повышает общий жизненный тонус.

Ведущее место в музыкально-эстетическом воспитании учащихся занимает хоровое пение. В этой связи особое внимание уделяется песенному репертуару, а также выбору методических приемов и средств вокально-хорового обучения с учетом своеобразия каждого ребенка. Хорошо зная интеллектуальные, речевые, эмоционально-волевые особенности детей, учитель пения не только вовлекает каждого из них в коллективную деятельность, но и побуждает к исправлению имеющихся недостатков.

Как установила С. М. Миловская, существует ряд важных педагогических требований, соблюдение которых обеспечивает успех музыкально-эстетического воспита-ния учащихся вспомогательной школы. К ним относятся: а) умелый подбор музыкального материала с учетом его воспитательного значения, эстетической ценности, соответствия уровню развития детей; б) высокий уровень исполнения музыкального произведения (в том числе воспроизводимого в грамзаписи); в) продуманное словесное общение (беседа) с детьми при объяснении содержания музыкального произведения, знакомстве с жанрами (песня, марш, танец) и показе выразительных средств; г) широкое применение образной наглядности при прослушивании музыки (в частности, серии картинок, соответствующих содержанию музыкального произведения); д) организация ритмических движений детей,

способствующих лучшему усвоению рисунка, темпа, динамики музыкального произведения.

Существенное значение для эстетического развития учащихся вспомогательной школы на уроках пения и музыки имеет предварительная работа над пониманием текста песни, что помогает детям усвоить ее мелодию. Очень важно также добиться от учащихся чистоты интонирования, выразительности, эмоциональности пения. Успешному решению этих задач способствует определенная организация занятия, включающая: вступительную беседу, анализ содержания песни, яркое и эмоциональное исполнение ее учителем с соблюдением правил певческой культуры, использование приемов развития правильной интонации у детей, обучение их воспроизведению разнообразных оттенков вокального произведения.

Эти дидактические правила при разучивании песен с учащимися вспомогательной школы необходимо соблюдать, руководствуясь известным тезисом А. Н. Граборова: «Пение является могучим воспитательным средством... Надо приучить детей к хорошему пению, приучить их слушать самих себя...». (СНОСКА: Грабаров А. Н. Очерки по олигофренопедагогике. М., 1961. С. 162.)

Важным средством эстетического воспитания младших умственно отсталых школьников являются уроки трудового обучения, на которых дети имеют дело с бумагой и картоном, глиной и пластилином, с природными и текстильными материалами, с проволокой, древесиной, металлоконструктором. При этом используются цветные материалы (бумага, текстиль, пластилин и др.), которые привлекают и радуют детей как во время деятельности, так и особенно в момент, когда поделка закончена.

В трудовом процессе активно участвуют почти все органы чувств, благодаря чему создаются выгодные условия для развития у детей эстетического восприятия и элементов художественного творчества. У детей развивается чувство цвета, которое возникает при восприятии красивых цветовых сочетаний, чувство формы, когда эстетические переживания вызваны законченностью и естественностью формы, чувство ритма, когда воспринимается ритмическое построение (расположение) элементов предмета.

Особую значимость для развития художественного восприятия и творческого воображения имеет работа с природными материалами (листьями, цветами, шишками, желудями, кукурузными початками, сучками и т. п.). Исходным моментом для организации таких занятий являются экскурсии в природу. Наблюдения, проводимые во время экскурсий и эстетические оценки, которые делают учащиеся, получают дальнейшее развитие и закрепление непосредственно во время изготовления поделок (СНОСКА: См.: Павлова Н. П. Работа с природным материалом и эстетическое воспитание учащихся вспомогательной школы // Эстетическое воспитание во вспомогательной школе / Под ред. Т. Н. Головиной. М., 1972.).

Значительное место в системе эстетического воспитания вспомогательной школы занимают уроки чтения. Современная детская художественная литература, произведения народного творчества, предусмотренные учебной программой, дают богатый материал для развития личности умственно отсталого ребенка. В процессе занятий учащиеся отрабатывают умения читать текст, соблюдая нормы русской орфоэпии, выделять главную мысль произведения, составлять характеристики литературных героев. Художественное слово раскрывает перед ними красоту и богатство родного языка, помогает овладеть этим языком.

Однако не только содержание литературного материала определяет эстетическую окраску урока. Огромную роль играет сам учитель, его живое, доступное пониманию детей слово.

Особое воспитательное значение имеет художественное рассказывание. Эмоциональный, выразительный рассказ затрагивает область чувственной сферы школьников. Обращенный к классу, он вызывает у детей сочувственное переживание, при этом лучше понимается его содержательная суть.

Подчеркивая значение эстетической и эмоциональной окраски художественного рассказывания, А. Н. Граборов указывал на необходимость «образной передачей захватить учащихся, вызвать у них яркие переживания, прочувствовать тему. Поэтому к подбору материала для рассказывания, — подчеркивал автор, — следует отнестись с особым вниманием...

Материал рассказа надо обработать:

1. Сократить число действующих лиц до минимума.

2. Сократить всякие длинноты.

3. Приспособить рассказ для возраста.

4. Обратить внимание на язык рассказа с точки зрения яркости, выразительности и доступности детскому пониманию...

Рассказывать надо просто, без лишней аффектации и деланного лиризма» (СНОСКА: Граборов А. Н. Очерки по олигофренопедагогике. М., 1961. С. 162.).

Выразительное чтение художественных произведений пробуждает у учащихся интерес к литературе, желание читать самому. Такое чтение — одно из самых результативных средств эстетического воспитания и его важно использовать на всех этапах школьного обучения.

Большое значение для эстетического воспитания умственно отсталых школьников имеет заучивание детьми стихотворения и отрывков из художественной прозы, выразительное чтение на уроках, на вечерах художественной самодеятельности.

Уроки физической культуры занимают важнейшее место в подготовке умственно отсталых школьников к самостоятельной жизни и производительному труду. Материал учебной программы включает гимнастику, легкую атлетику, лыжную подготовку (коньки), игры. Специально подобранные физические упражнения позволяют воздействовать на различные отделы опорно-двигательного аппарата и мышечные группы, формируют правильную осанку, легкую походку. Уроки физической культуры способствуют развитию силы, ловкости, координации движений, ориентировке в пространстве, помогают преодолеть недостатки психической деятельности (страх, боязнь высоты, завышенную самооценку и пр.). В ходе занятий широко используются упражнения с предметами (гимнастические палки, мячи, малые и большие обручи, флажки, скакалки).

Уроки физической культуры наряду с другими учебными предметами вносят значительный вклад в эстетическое воспитание учащихся.

Природа — неисчерпаемый источник прекрасного, прямое общение с ней оказывает большое влияние на

развитие чувств ребенка, помогает ему осмыслить новое содержание, эмоционально закрепить увиденное.

Умственно отсталые дети проявляют живой интерес к природе, однако его необходимо умело поддерживать и направлять. Этому хорошо служат экскурсии, если они тщательно подготовлены. Важно заранее определить цель и план экскурсии, провести беседу и выяснить, какими сведениями учащиеся уже располагают, указать детям, на что они должны обратить особое внимание при наблюдении, поставить перед ними вопросы, на которые они должны получить ответы во время экскурсии (СНОСКА: См.: Долгобородова Н. П. Методы обучения // Обучение во вспомогательной школе (лекции по олигофренопедагогике). М., 1973). В ходе наблюдений важно концентрировать интерес учащихся на своеобразии красок природы, на их изменении в зависимости от времени года, на целесообразности и гармоничности природных форм, многообразии звуков, запахов и т. д.

Специфический характер развития умственно отсталых школьников требует от педагога проявления особой заботы о воспитании в них умения видеть, слышать, чувствовать и понимать красоту окружающего. Формирование этих умений у аномальных детей проходит в замедленном темпе, однако постепенно достигает достаточного уровня. Например, большинство старшеклассников способно замечать и выделять красивое, любоваться оригинальным сочетанием красок, воспринимать звуки окружающей природы и радоваться им.

Понятно, что, чем больше проявлено заботы о сохранении природы, чем больше вложено труда в ее обогащение, тем сильнее привязанность к ней. Поэтому важно, чтобы дети принимали посильное участие в выращивании цветов и фруктовых деревьев, занимались озеленением пришкольных участков и улиц, ухаживали за зелеными насаждениями. В активном труде на благо природы заложены большие возможности для эстетического воспитания учащихся.