2. В чем сущность и содержание современных подходов воспитания учащихся (системный, деятельностный, личностно-ориентированный, философско-антропологический, синергетический)?
Выделяют системный, деятельностный, личностно-ориентированный, философско-антропологический и синергетический подходы в воспитании.
Системный подход в воспитании - это подход к объектам действительности как к системам, учет и использование в познании и практической деятельности присущих им закономерных связей. Под системами обычно понимается совокупность компонентов, находящихся в таких связях и отношениях, при которых их взаимодействие порождает новое качество, не присущее этим компонентам.
Принципами системного подхода являются:
целостность - неповторимость свойств в сумме свойств составляющих ее элементов;
структурность - возможность описания системы лишь через анализ ее структуры как соотношения и взаимосвязей частей целого;
взаимозависимость системы и среды - система формирует свои свойства во взаимодействии со средой;
иерархичность - существование во взаимопроникновении, каждый компонент любой системы является тоже системой, а она в целом – компонент большей системы.
Деятельностный подход в воспитании.
Человек проявляется и развивается в деятельности. Эта закономерность и положена в основу принципа деятельностного подхода в воспитании.
При анализе организации деятельности детей в процессе воспитания особое значение имеют представления о ее структуре. В работах психологов СЛ. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева всякая деятельность представлена следующими компонентами: потребности, мотивы, действия, условия, операции, результаты. В работах психолога Н.К.Платонова эта схема еще более упрощена: цель - мотив - способ - результат. Р.Х. Шакуровым предложена системно-динамическая структура деятельности, где дополнительно вводятся представления о фазах деятельности: ориентировка, программирование, реализация, завершение. Кроме того, вводится понятие «деятельность».
Важным элементом воспитания являются цели. Цели оказывают ориентирующее и системообразующее влияние на любую деятельность, в том числе и на воспитательный процесс, на его содержание, формы и методы, что в значительной степени детерминирует его конечный результат. Цели в любой деятельности выполняют весьма конструктивную, на- правляющую и регулирующую функцию и в конечном итоге оптимизируют нашу деятельность.
В процессе целеполагания в воспитательной деятельности, как показывают теория и практика воспитания, необходимо учитывать, что цели воспитания должны а) быть реальными, б) учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанника (ученика), в) быть привлекательными, т.е. лично значимыми для самого ученика, г) общественно значимыми и д) соответствовать нашим лучшим гуманистическим представлениям о современном человеке как о человеке культуры и творчески саморазвивающейся личности. В связи с изложенным под целью воспитания понимается некоторый идеальный образ, сознательно планируемый результат воспитательной деятельности учителя, сформулированный в конкретном перечне личностных качеств, которыми должен обладать воспитанник через некоторый отрезок времени.
В реальной педагогической практике целостно реализуется и мотива- ционно-потребностная, и процессуальная, и содержательная стороны дея- тельности, но и с учетом конкретно взятой личности. Поэтому более эф-фективным и для развития педагогической теории, и совершенствования педагогической практики является деятельностный или личностно-деятельност- ный подход как в воспитании, так и в обучении.
Деятельностный подход в воспитании по сущности ориентирован на активизацию мотивационной потребности, процессуальной и содержательной сторон. В сущности реализации данного подхода главным вопросом является "Давайте подумаем, как мы это будем делать?" с обязательным вовлечением каждого ученика в посильную и интересную деятельность, при этом не нужно давать и навязывать свои мнения, утверждать авторитаризм учителя и воспитателя. Ученик, человек проявляется и развивается в деятельности.
Содержанием данной деятельности является взаимосвязь трех сторон:
1) воспитательных целей (учебная, трудовая, игровая и т.д.);
2) активного вовлечения всех учеников в посильную и активную деятельность;
3) результативность и значимость.
Трехмерную модель анализа деятельности дал В.И. Андреев:
проблемная ситуация: проблема, цели, задачи, ориентировка в заданной ситуации, программа деятельности, исполнение программы, результат;
процессуальная сторона деятельности: логические, эвристические методы, самоорганизация и самоконтроль;
3)мотивационно-потребностная сторона деятельности: установки, ценности, интересы, желания.
При определении цели воспитательной деятельности учитывать:
а) реальность цели;
б) возрастные и индивидуальные особенности школьников;
в) привлекательность и личная значимость;
г) общественная значимость, обеспечение гуманизма, культуры, творчества и саморазвития личности.
В средней школе в деятельностном подходе в воспитании можно выделить следующие цели:
общие с описанием модели, качеств, перечня значимых личностных качеств для каждого;
цели воспитания по каждому из трех периодов: младший, средний и старший возраст;
на каждый учебный год конкретно;
на группу, коллектив класса, параллели;
на конкретно взятого ученика;
при конкретной педагогической ситуации.
Учитель, воспитатель должен знать, видеть и умело реализовывать пели в деятельностном подходе.
В организации деятельности психологи представили ее основные компоненты:
- потребности - мотивы, действия, условия, результаты (С. Я. Рубинштейн и А.Н. Леонтьева);
- цель, мотив, способ, результат (Н.К. Платонов);
- в системно динамической структуре деятельности к существующим компонентам дополнительно вводятся: ориентировка, программирование, реализация, завершение (Р.Х. Шакуров).
В реализации дел при ситуативном подходе в воспитании необходимо придерживаться ряда правил, которые рекомендует В.И. Андреев. Кратко излагаем их:
не спешите принимать быстрых решений. Мысленно проиграйте ситуацию и примите взвешенное, продуманное решение, не забывая о стратегии;
в стратегии своего поведения проявите справедливость, честность, высоконравственное профессиональное мастерство и умение;
не решайте все проблемы сразу и сейчас. Сложные проблемы требуют поэтапного решения;
по ходу деятельности, развитию событий корректируйте свои действия;
при ошибке, педагогическом промахе честно признайтесь перед воспитанниками. Ваш авторитет возрастет.
Личностно-ориентированный подход в воспитании. Многочисленные педагогические теории воспитания чаше всего возникают и определяются тем, на какую идеальную модель личности воспитанника они ориентированы.
В условиях личностно-ориентированного воспитания за общий принцип берется некоторая конечная цель - идеальная модель личности, и все остальные компоненты воспитательной системы, условия ее функционирования и саморазвития проектируются и реализуются с учетом наперед заданного конечного результата. Это не значит, что в рамках других теорий и воспитательных систем личность, ее идеальная модель не учитываются, все дело в том, что в условиях личностно-ориентированно воспитания личность воспитанника выполняет приоритетную, системообразующую роль.
Это не единственный критерий, позволяющий выделить личностно-ориентированный подход в воспитании. Он характерен для таких прогрессивных воспитательных систем, как Вальдорфская школа, Селестена Френе, школа Марии Монтессори и их многочисленных последователей, как в России, так и во всем мире.
Первое, что поражает в воспитательной системе Вальдорфских школ, - это то, что в каждом ребенке изначально признается уникальная, неповторимая личность. Личность как тайна, личность как загадка, как часть Вселенной, часть человеческого бытия. Все это предопределяет и направляет педагога-воспитателя на бережное отношение к каждому ребенку, каким бы он ни был, со всеми его достоинствами и недостатками. Изначально задача воспитателя - создать все условия для роста, личностного саморазвития «Я» и, прежде всего, роста духовно-нравственного.
Главное в Вальдорфской педагогике - ориентация на развитие духовности личности и создание условий для ее роста
Главная идея М. Монтессори - это создание окружающей среды, наиболее благоприятной для развития, индивидуально-личностного роста ребенка.
Особенность системы С.Френе заключается в том, что вся она построена на педагогической импровизации, поэтому дает простор для свободы и творчества и учителей, и учащихся. Система С. Френе антитехнологична, она не терпит заорганизованности, регламентации.
Осуществляя практически личноетно-ориентированное воспитание, следует уделять внимание не только возрастным, индивидуальным особенностям воспитанника, но и его эмоциональному состоянию. Что в связи с этим должен знать и иметь в виду учитель-вое питатель? Во-первых, осу-ществляя личностно-ориентированный подход в воспитании, необходимо знать, какие психические состояния наиболее характерны для конкретно взятого ученика, воспитанника. Таким образом, учет психологических состояний в воспитании создает надежные предпосылки для успеха в различных ситуациях педагогического взаимодействия между воспитателем и воспитанником, создает условия для их гармонического сотрудничества и сотворчества.
Для личностно-ориентированного воспитания особенно важно учитывать такие сложные состояния, как конфликтные и стрессовые.
Личностно-ориентированный подход в воспитании характеризуется простором и реальными возможностями для проявления всех сущностных сил и способностей в условиях воспитания в классном коллективе (без подчинения личности коллективу). Воспитатель, педагог, осуществляя личностно-ориентированное воспитание, должен учитывать психическое состояние ученика с предпосылкой успеха при взаимодействии воспитатели и воспитанника.
Главное - создать условия для гармонического сотрудничества и сотворчества.
Личностно-ориентированное воспитание предполагает следующие установки:
доброжелательно - доверительное взаимодействие;
понимание воспитанника, его целей, мотивов, поступков;
ученик - уникальная индивидуальная личность;
каждый ученик хоть в чем-то талантлив;
5)не сравнивайте учеников друг с другом, умейте найти точки "роста" воспитанников;
6)прогнозируйте, проектируйте, стимулируйте;
7) восхищайтесь и гордитесь достижениями учеников.
Философско-антропологический подход в воспитании - это такой философско-методологический принцип, в соответствии с которым исследование осуществляется с учетом достижений комплекса наук о человеке с целью получения целостного и системного знания о человеке в условиях развития и саморазвития образовательно-воспитательных систем. Знать человека во всех его отношениях для преподавателя, воспитателя — это знать его семью, его быт и традиции, знать его духовные и физические силы и способности, его надежды и разочарования, причины его успехов и ошибок, его возможности сегодня и в обозримом будущем.
В связи с реализацией антропологического подхода в аспекте «познать человека» педагогика должна значительно усилить свои дидактические функции. Педагоги часто со своего молчаливого согласия передают эти функции практическим психологам и тем самым лишают себя знаний об индивидуально-психологических, генетических и других особенностях своих учеников.
Антропологический подход в педагогике, как и современная педагогическая антропология, синтезирует и активно использует для решения своих задач достижения многих наук и искусств: философии, культурологии, логики, психологии, кибернетики, науковедения, физиологии, биологии, медицины, генетики, этики, эстетики, изобразительного искусства, музыки, театра, кино, телевидения и др.
Для синтеза знаний об эволюции человека, его онтогенеза и филогенеза, влияния внутренних и внешних причин и условий, для выявления уровней и пределов развития в человеке истинно человеческих свойств и качеств предстоит еще огромная по объему и значимости работа. Но этот синтез, его целостное знание о человеке позволит по-новому, всякий раз более целенаправленно и эффективно решать задачи обучения и воспитания.
Синергетический подход в воспитании. В основе - понятие «синергия» (единство), смысл которого раскрывается только в контексте анализа самоорганизации и саморазвития больших систем. Среди ученых, внесших наибольший вклад в развитие философского осмысления идей синергетики, следует назвать П. Анохина, Е Князеву, С. Курдюмова, Н. Моисеева, Д. Мехонцеву, И. Пригожина и других, которые полагают, что синергетический подход открывает новый этап в современной философии, дает принципиально новый импульс в разработке многих научных проблем, связанных с самоорганизацией и саморазвитием сложных открытых систем.
Так, Е Князева и С. Курдюмов считают, что «синергетика ориентирована на поиск неких универсальных законов эволюции и самоорганизации сложных систем, законов эволюции открытых неравновесных систем любой природы».
В 80-е годы XX в. предпринимаются попытки философского осмысления теории синергетизма. Поскольку синергетический подход имеет дело с самоорганизующимися, саморазвивающимися системами, а таковыми являются биосоциальные системы, то идеи синергетизма, синергетический подход как философско-методологический принцип применим для иссле-дования и образовательно-воспитательных систем.
Синергетизм для педагогических систем -это процесс взаимодействия жух сопряженных, взаимосвязанных подсистем (преподавания и учения, воспитания и самовоспитания), приводящий к новообразованиям, повыше-нию энергетического и творческого потенциала саморазвивающихся подсистем и обеспечивающий их переход от развития к саморазвитию.
Синергетика - греческий термин, который обозначает содействие, сотрудничество. Главное внимание - на согласованности взаимодействия различных не связанных между собой частей при образовании структуры как единого целого.
Системно-синергетический подход - концепция Н.М. Таланчука. Он «определил, что путь в будущее лежит через "освобождение от философской борьбы, через освоение разумной и цивилизованной философии жизни, т.е. через воспитание человека разумного, человека цивилизованного, ориентированного не на разрушение, а на цивилизацию".
Исходные положения концепции, сущность всех педагогических явлений и процессов составляет системный синергетизм:
любая педагогическая система рассматривается как синергетическая целостность;
источником развития является не противоречие, не борьба, не отрицание отрицания, а системный синергетизм.
Педагогика (Н.М. Таланчук) - наука о системном синергетизме, которая не линейно, а системно-синергетически изучает человека и объясняет педагогические, социально-педагогические явления и процессы в их единстве и самообусловленности.
Объективное научное познание педагогических явлений и процессов пожег быть только системно-синергетическим, т.е. адекватным их сущности.
Развитие личности он определяет как динамику освоения человеком объективной системы социальных ролей и формирования его человеческой культуры, которое совершается на основе синергетического взаимодействия внешних и внутренних факторов и условий.
Цель воспитания — формирование гармонически развитой личности, владеющей человеческой культурой, готовой и способной выполнять объективную систему социальных ролей (Н.М. Таланчук). Характер взаимодействия воспитателя и воспитанников определяет качество воспитания.
Н.М. Таланчук определил структуру педагогического цикла с пятью фазами, функциями, методами и критериями, мастерством, которое позво ляет определить сущность педагогической деятельности, ее технологию, методы, критерии, оценки, педагогическое мастерство и педагогическую технику, ее технологию, системно-синергетическое единство и взаимодействие.
- Часть I. Общие основы педагогики
- 1. Что является объектом и предметом исследования науки педагогики и каковы ее функции? в каких случаях педагогика представляется как наука и в каких — как искусство?
- 2. Раскройте содержание следующих категорий педагогики: воспитание, перевоспитание, самовоспитание, образование, обучение
- 3. Какова система педагогических наук (общая структура и отрасли)?
- 4. Дайте общую характеристику методов педагогического исследования (теоретических, эмпирических и математических). В чем логика педагогического исследования?
- 5. Какова типология и каково многообразие современных образовательных учреждений?
- Часть II. Теория воспитания
- В чем сущность классических и современных концепций воспитания?
- 2. В чем сущность и содержание современных подходов воспитания учащихся (системный, деятельностный, личностно-ориентированный, философско-антропологический, синергетический)?
- 3. В чем сущность и содержание физического воспитания школьников? Каковы формы, методы и средства совершенствования физической и духовно здоровой личности?
- 4. В чем сущность формирования эстетической культуры школьников? Каковы содержание, формы, методы и средства эстетического воспитания учащихся в школе?
- Часть III. Дидактика
- 1. Раскройте сущность и содержание основных законов, закономерностей и принципов обучения. Что такое обучение и каковы его признаки?
- 2. Проанализируйте следующие дидактические концепции: традиционная, педоцентрическая, проблемное обучение, программированное обучение, развивающее обучение.
- 3. Раскройте сущность, содержание и пути реализации на практике основных функций обучения.
- 5.В чем сущность и содержание государственного образователь- ного стандарта?
- 6. Какова сущность происходящих в настоящее время инноваци- онных образовательных процессов? Какова структура инновацион- ных процессов в системе образовании?
- Часть IV. Педагогические технологии
- 1. Какие существуют педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся?
- 2. Какие существуют педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса?
- Особенности содержания технологии
- Концептуальные положения
- Особенности содержания
- Особенности методики
- Концептуальные положения
- Особенности методики
- Концептуальные положения
- Особенности организации
- Часть V. История педагогики и образования
- 2. Как развивалась педагогическая мысль в России после коре пых преобразований в экономической, .Политической, культурно жизни, осуществленных Петром I? Каковы были при этом школь реформы?
- Часть VI. Педагогическая диагностика
- 1. В чем сущность и функции педагогической диагностики? Каковы возможности педагогической диагностики в совершенствовании учебно-воспитательного процесса в школе?
- 2. Какова методика диагностического исследования процесса социального развития учащихся? Каковы особенности этой методики в работе с младшими школьниками?
- 3. В чем сущность и содержание работы классного руководителя по диагностике основных направлений выбора школьниками будущей профессии?
- 4.Какова методика диагностического исследования общего со- стояния учебного процесса в классе (школе)?
- Часть. VII. Управление педагогическими системами
- 1. В чем сущность и содержание педагогического менеджмента? Каковы государственно-общественные системы управления образованием в нашей стране?
- 2. Что такое педагогическая система? Каковы ее структурные компоненты.
- 3. В чем сущность и содержание педагогической культуры учителя и руководителей школы? Каковы основные компоненты этой культуры, как они формируются и практически реализуются?
- 4Обучающая функция.
- 4. Каковы общие критерии в оценке труда учителя? Какие существуют формы и методы подготовки учителя к аттестации и каков порядок ее проведения?
- Часть VIII. Коррекционная педагогика
- 1. Что такое «норма» и «отклонение» в физическом, психическом, интеллектуальном и моторном развитии человека? Как в настоящее время в школе исследуются учащиеся по этим показателям?
- ЧастьIx. Методика музыкального воспитания младших школьников
- Часть X. Методика преподавания изо в начальной школе
- 1. Какова методика проведения уроков рисования с натуры, по памяти и по представлению? Каковы особенности методики проведения уроков по изображению родной природы и предметов быта чувашского народа?
- Каковы особенности методики проведения уроков по изображению родной природы и предметов быта чувашского народа?
- 2. Какова методика проведения уроков декоративного рисования? Каковы особенности методики проведения уроков по изучению украшения одежды, изделий труда, жилища чувашей?
- Каковы особенности методики проведения уроков по изучению украшения одежды, изделий труда, жилища чувашей?
- 3. Какова методики проведения уроков тематического рисования? Каковы особенности методики проведения уроков по иллюстрированию сказок и других литературных произведений чувашского народа?
- Часть XI. Методика преподавания технологии в начальной школе
- 1. Дайте краткий анализ авторских программ по трудовому обучению младших школьников (трудовое обучение в.Г. Машинистова, школа мастеров т.М. I сроним ус, основы дизайн-образования н.М. Конышевой)
- 2. Каково должно быть оснащение класса-кабинета трудового обучения для учащихся начальных классов?
- 3. Какова методика преподавания технологии в начальной школе?