logo search
1

8. Понятие профессионально-педагогической деятельности,

ее структурные компоненты и особенности

Педагогическая деятельность-вид профессиональной деятельности содержанием которой является обучение,образование,воспитание и развитие личности.

Профессионально-педагогическая деятельность-включающая в себя 2 компонента: психолого-педагогический и производственно-технологический.

Среди основных категорий педагогики выделены образование, воспитание, обучение. В профессиональной педагогике также имеются свои категории: производительные силы; работник (рабочий); профессия (специальность); профессиональное воспитание, образование, обучение; профессиональная квалификация

В профессиональных учебных заведениях учащиеся готовятся, условно говоря, стать производительной силой, являющейся составной частью общественного способа производства, в которую кроме объектов труда (средств и предметов труда) входят и его субъекты (работники).

Рабочий — работник, выполняющий труд, требующий начального, профессионального образования, в основном исполнительского характера.

Специалист — человек со средним или высшим профессиональным образованием, выполняющий функции по планированию, организации и руководству, т.е. осуществляющий управленческий и производительный труд.

Работник (рабочий, специалист) является субъектом труда и относится к производительным силам. Подготовка рабочего осуществляется в образовательных учреждениях системы начального профессионального образования, а специалиста — в средних и высших профессиональных учебных заведениях.

Профессия — это относительно постоянный вид трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и используемый как источник существования.

Специальность — конкретизированный вид трудовой деятельности в рамках данной профессии.

Процесс профессиональной подготовки будущего рабочего (специалиста) обязательно связан с его развитием, которое осуществляется также посредством образования, воспитания, обучения. При этом задействуются и развиваются механизмы самообразования, самовоспитания, самообучения, но все они имеют профессиональную направленность. Результатом такой подготовки является готовность к профессиональной деятельности.

Профессиональная квалификация ступени профессиональной подготовленности работника к профессиональной деятельности.

Рост профессиональной квалификации измеряется количественно в разрядах и категориях, а высший качественный уровень, приобретаемый в процессе работы с элементами творческой деятельности, оценивается как профессиональное мастерство.

Профессиональное обучение — специально организованный и управляемый процесс передачи профессиональных знаний и умений, способов творческой деятельности мастером профессионального обучения (педагогом) и освоение их учащимися в их непосредственном взаимодействии с целью развития личности и формирования готовности к профессиональной деятельности.

Профессиональное воспитание — специально организованный и управляемый процесс включения учащихся в различные социально-профессиональные отношения мастером профессионального обучении (педагогом) с целью развития у них профессионально важных личностных качеств и формирования готовности к профессиональной деятельности.

Профессиональное образование – социально и педагогически организованный процесс трудовой социализации, обеспечивающий ориентацию и адаптацию в мире профессий, овладение специальностью и уровнем квалификации

Профессиональный потенциал – это совокупность объединенных в систему естественных и приобретенных качеств, определяющих способность специалиста выполнять свои обязанности на заданном уровне. Профессиональный потенциал может быть определен и как база профессиональных знаний, умений в единстве с развитой способностью педагога активно мыслить, творить, действовать, воплощать свои намерения в жизнь, достигать запроектированных результатов

Готовность к профессиональной деятельности – субъективное состояние личности, считающей себя способной и подготовленной к выполнению определенной профессиональной деятельности и стремящейся ее выполнить

Профессиональная деятельность – реализация определенных функций в конкретной профессиональной среде.

Профессиональное мастерство – высокий уровень овладения профессиональной деятельностью, достигнутый на основе глубоких профессиональных и общих знаний, определенного опыта, глубоких умений и навыков и творческого подхода, обеспечивающий его успешность. Достижение профессионального мастерства обуславливается наличием профессиональных знаний, широкого кругозора, сформированного профессионального сознания, профессионально значимых личностных качеств и большого опыта работы.