logo search
Ответы к ГОСАМ_сводный

88. Особенности формирования цен на рынке труда.

Рынок труда - сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Через рынок труда осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок. Особенность рынка труда и его механизма: объектом купли-продажи на нем является право на использование рабочей силы, знаний, квалификации и способностей к трудовому процессу.

Рынок труда – система механизмов, норм и институтов, обеспечивающих воспроизводство рабочей силы и использование труда. Как на всяком рынке, на рынке труда формируются предложения труда, спрос на труд. Рынок труда может функционировать в любых условиях. Простейшими являются условия совершенной конкуренции для такого рынка характерно наличие большого количества предприятий, наличие многочисленных квалифицированных рабочих, ни одно предприятие, ни один рабочий не имеют сильного влияния на рынке труда.

Заработная плата – это цена, выплачиваемая за использование труда наемного рабочего.

Различают номинальную и реальную зарплату.

Номинальная - сумма денег, полученная работником.

Реальная - совокупность товаров и услуг, которые можно приобрести на эти деньги с учетом их покупательной способности.

Общий уровень зарплаты выявляется пересечением кривых спроса и предложения. Рост спроса на труд повышает уровень зарплаты.

На формирование зарплаты влияют:

1) предложение труда,

2) эффект замещения,

3) эффект дохода,

4) профсоюзы.

Зарплата зависит от:

1) эффективности производства,

2) ставки зарплаты:

- неоднородность рабочих (по способностям, уровню подготовки),

- виды работ различаются степенью привлекаемости, денежные аспекты различных работ неодинаковы,

3) рынки труда обычно характеризуются несовершенной конкуренцией.

Зарплата формируется из:

1) тарифная ставка,

2) надбавка (выслуга лет, вредность),

3) вычет налога.

Формы зарплаты:

1) повременная – зарплата начисляется за определенный срок времени,

2) сдельно – премиальная – зарплата начисляется за определенное количество продукции, сделанной работником. Премия начисляется, если работник перевыполнил план работы.

Виды зарплаты:

1) выплата в виде денег,

2) выплата в виде товара,

3) выплаты по безналичному расчету (на сберкнижку, на счет в банке)

В условиях совершенной конкуренции цена труда формируется подобно цене любого др. товара. Это означает, что все работники получают равную зарплату, которая не зависит от того, в какой фирме они работают, и воспринимается фирмой как заранее заданная величина. Поэтому для отдельной фирмы предложение труда абсолютно эластично. Предельные затраты фирмы на труд равны зарплате.

В условиях, когда уровень зарплаты не связан с поведением фирмы, от предпринимателя зависит только кол-во нанимаемых рабочих. Для фирмы выгодно нанимать дополнительных работников до тех пор, пока увеличение выручки превосходит рост издержек, т.е. пока предельный продукт (в денежном выражении) не сравняется с предельными издержками, т.е. с зарплатой.

Равновесие на рынке труда в условиях совершенной конкуренции (см. рис. 1).

Рис. 1 Рис. 2

Кривая предложения труда отдельного работника не всегда будет восходящей. При определенных обстоятельствах количество предлагаемых работником часов труда может сокращаться, несмотря на повышение заработной платы. Это объясняется эффектом замещения и эффектом дохода. См. рис. 2

Эффект замещения побуждает людей больше трудиться, так как рост ставки заработной платы делает досуг экономически невыгодным.

Эффект дохода состоит в том, что более высокая заработная плата повышает благосостояние человека, он начинает больше ценить свободное время и его предложение труда сокращается.

Совершенная конкуренция на рынке труда скорее исключение, чем правило.

Для большинства рынков труда типична несовершенная конкуренция. Ее крайний случай представляет монопсония. Такая ситуация нередко встречается в небольших городах, где эк-ка города почти полностью зависит от одной крупной фирмы, предоставляющей работу основной массе населения. Если альтернативных видов труда мало, то складываются условия, близкие к чистой монопсонии. В данном случае фирма выступает главным (а фактич. единственным) покупателем на местной рынке труда, а потому обладает возможностями влиять на уровень зарплаты. Это достигается путем сокращения числа нанимаемых работников. В результате усиления конкуренции между наемными работниками их зарплата снижается ниже равновесного уровня.