logo search
379711

§1. Вспомогательная школа — звено в общей системе народного образования

Вопросы управления школой, в том числе и вспомогательной, коллективом людей, в ней работающих, входят в систему государственно-общественного управления народным образованием. Их взаимосвязи и зависимости отражены в соответствующих законодательных актах и нормативных документах о народном образовании, а также Положении о специальной общеобразовательной школе-интернате (школе) для умственно отсталых детей (вспомогательная школа).

Основными задачами вспомогательной школы являются:

— обучение и воспитание детей с недостатками умственного развития по специальным программам в учебным планам,, разработанным в соответствии с особенностями и возможностями развития этой категории детей;

— профессионально-трудовая подготовка и профессиональная ориентация, направленные на подготовку в овладение выпускниками доступными для них профессиями;

— коррекция недостатков умственного и физического развития в процессе общеобразовательного труда я трудового обучения, а также в процессе специальных коррекционных индивидуальных и групповых занятий;

— единая комплексная система обучения и воспитания, обеспечивающая адекватную подготовку этих детей к самостоятельной жизни в обществе и труду в народного хозяйстве.

В Положении отражены общие и специфически задачи обучения и воспитания умственно отсталых учащихся, структура школы, нормативы наполняемости классов и воспитательных групп, специфика организация учебного процесса и управления школой. Специальным разделом является «Лечебно-профилактическая работа», в котором определены направления медицинской коррекции недостатков развития учащихся, страдают олигофренией в степени дебильности, а также умствен-

ной отсталостью другой этиологии, лечения соматических психических заболеваний.

Нормативные документы устанавливают порядок направления детей во вспомогательную школу.

Вместе с тем следует учитывать, что вспомогательная школа является одним из звеньев в системе общеобразовательных школ, поэтому многие организационно-педагогические и ряд других вопросов деятельности учреждений народного образования имеют прямое отношение и к специальной школе для умственно отсталых детей.

Вспомогательная школа обеспечивает детям с недостатками интеллектуального развития равные права получения образования в соответствии со своими возможностями, выбора профессии с учетом потребности общества. Большое значение в данном типе школ придается социально-бытовой ориентации учащихся, необходимой им для самостоятельной жизни в обществе и семье. Несмотря на различия в объеме и глубине содержания образования в общеобразовательной и вспомогательной школах, предусматривается единство форм организации обучения и воспитания. Они в свою очередь должны обеспечить создание «максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности». Свою деятельность школа осуществляет в соответствии с Конституцией Российской Федерации и республик, входящих в нее, и законодательством о народном образовании на принципах самоуправления, гласности, демократии с учетом местных социально-экономических условий, национальных традиций и региональных особенностей.

На основе Положения о специальной общеобразовательной школе-интернате (школе) разрабатывается устав каждой конкретной школы данного типа, в котором определяются нормы и правила коллектива с учетом его особенностей и перспектив развития, права и обязанности членов школьного коллектива.

Для вспомогательных школ разрабатываются также специальные организационно-педагогические, программно-методические пособия и инструктивные материалы. Для учащихся этих школ создаются специальные учебники. Изучаются вопросы специальной психологии, клиники, теории и практики обучения и воспитания этой группы аномальных детей.