logo search
Материалы для самостоятельного изучения

Для самых маленьких - "предшкола"

У Минобрнауки есть альтернатива московским шестилетним "началкам".Через пару лет в российских школах предполагают ввести так называемые"классы раннего развития", или "предшколу" - аналог западных pre-schoo. В них 5 - 6-летних малышей будут 3 - 4 часа в день готовить к школе по специальной программе. Это, по мнению министра Фурсенко, позволит "выровнять стартовые возможности" дошколят. Но пока неизвестно, откуда возьмут помещения для таких классов.

“Если мы сейчас говорим, что самое главное – это интеллектуальный потенциал нации, то предшкола – это специальный социальный институт, который очень быстро выводит детей из-под влияния некомпетентной семьи, и там должны компенсировать нехватку культурного потенциала тех же семей. Представление о том, что мать – лучший воспитатель, особенно если она пьет три раза в неделю, должно быть кончено. То есть предшкола – это выравнивание детей из малообеспеченных семей. Задача государства состоит в том, что оно должно обеспечить детям, там, где родители этого сделать не могут, нормальные стартовые условия в сфере образования”. Кроме того, сфера образования нуждается в профессиональных управленцах: “Нужно избавиться от идеи, что директор школы – это лучший учитель. Это человек, который должен ею управлять. А у нас порой директора не знают, сколько стоит образовательный процесс. Нужно наладить нормальную систему повышения квалификации кадров и перестать решать надуманную проблему типа “Интернет – в каждую школу”. Сначала надо обучить персонал, а потом уже, может быть, вводить компьютеры.

Вероятно, в самом ближайшем будущем реформы в области образования накроют все ступени этой сферы. Хотя за редкими исключениями большинство планируемых мер порождает скорее сомнения в их необходимости, нежели одобрение. Как, скажем, разделение высшей школы на магистратуру и бакалавриат или внедрение ЕГЭ. По-видимому, не менее громкая "слава" ожидает готовящуюся реформу дошкольного образования. Учитывая, что план ее еще не разработан, а бои уже начались... К концу года Минобрнауки планирует разработать концепцию предшкольного образования, которое, по мнению чиновников, должно решить проблему школьной неуспеваемости. Иными словами, помимо средней общеобразовательной школы, будет создана еще предшкольная двухлетка, которая чудесным образом каждого потенциального двоечника превратит в отличника. Ну или, по меньшей мере, в хорошиста. Напрашивается вопрос: нельзя ли осуществить это превращение в рамках обычной десятилетки? Но специалисты в области образования считают, что процесс "перевоспитания" должен начинаться уже с пяти лет. В Минобрнауки полагают, что наши дети теряют так называемый "сенситивный период" то есть 5 - 6-летний возраст, в котором они могут достичь определенного развития. Или не достичь, если это драгоценное время будет упущено, что, собственно, и происходит почти с половиной наших школьников. Минэкономразвития совместно с Минфином даже подсчитали убытки, которые несет российская экономика из-за отсутствия предшкольного образования. Ежегодно эта цифра составляет 16-20 миллиардов рублей. Более того, оказывается, есть статистика, определяющая, какой уровень образования в большей степени сказывается на успешности человека в дальнейшей жизни. На первом месте в этой строфе стоит высшее образование, на втором - начальная школа, на третьем - дошкольное обучение. И только за ним следует средняя школа. Надо признать, дошкольное образование (этого не скрывают и в Минобрнауки) у нас задумывалось как крепкая система, но, не успев встать на ноги, она фактически развалилась. Хотя, казалось бы, все задатки для развития дошкольного обучения имелись, даже требования к дошкольному обучению были прописаны. Правда, с 1996 года, когда они утверждались, нормы устарели настолько, что ни один детский сад (и слава богу!) не воспринимает их всерьез. К примеру, в требованиях говорится, что дошкольные учреждения непременно должны знакомить детей с Библией и Кораном, понятиями "технический прогресс" и "правовое сознание" Поэтому пока дошкольные учреждения вольны самостоятельно выбирать программу обучения для детей старшего дошкольного возраста. Вот только последствия этой самостоятельности не самые оптимистичные: у трети первоклашек не развита мелкая моторика, у 60 процентов из них - устная речь. Но это лишь полбеды.

Далеко не все дети имеют возможность посещать дошкольные учреждения. Количество детских садов по стране постоянно сокращается: закрываются ведомственные сады, строительство новых почти не ведется, старые здания приходят в негодность, а другие власти выделять не спешат. Кроме того, как отмечают психологи, в детских садах постепенно исчезает "воспитатель" которого все чаще заменяет "технарь" И это, пожалуй, одна из самых грустных тенденций. Есть и еще одна чисто материальная причина "упадка" детских садов - постоянно растущая оплата, которая превращает дошкольные учреждения в непозволительную роскошь для родителей. Особенно в регионах. Что касается Москвы, то ее, можно сказать, проблемы дошкольного образования почти не коснулись. Помимо собственно детских садов в столице неплохо развита сеть других дошкольных учреждений (центры развития ребенка, комбинированные детские сады для детей с проблемами в развитии, сады, объединенные с начальной школой, в том числе и негосударственные учреждения), о которых российская глубинка может только мечтать. В целом, как рассказали в столичном Департаменте образования, в Москве около 70 процентов детей посещают дошкольные учреждения, 4 процента - ведомственные и всего 1 процент - негосударственные. Лишь 10 процентов родителей в столице не прибегают к услугам детских садов.

По России статистика, разумеется, иная. Почти 45 процентов детей не имеют возможности получить дошкольное образование только потому, что по разным причинам не ходят в детские сады. В отдельных регионах эта цифра опускается до 20 - 30 процентов. Стоит ли при этом удивляться, что, попадая в первый класс, дети "не тянут" школьную программу?

Минобрнауки, как говорится в его официальном документе "Приоритеты развития образовательной системы" затеяло введение "предшколы" главным образом для того, чтобы обеспечить первоклашкам равные стартовые возможности. Правда, что конкретно подразумевается под "равными возможностями" до сих пор неясно. Идет ли речь о доступности дошкольных учреждений или об уровне образования в них (а может, обо всем сразу), в документе не уточняется. Во всяком случае, чиновники делают акцент на том, что предшкольное образование должно повысить успеваемость школьников. Введение предшкольного образования еще "на берегу" вызывает множество вопросов. И к сожалению, далеко не на все из них Минобрнауки готово ответить. До сих пор не решен важный организационный момент: где будет происходить предшкольное обучение? В школах, детских садах, или, быть может, для этих целей будут создаваться специальные центры? Представители Минобрнауки не исключают ни один из этих вариантов. Однако ни один из них и не утверждают. Пока ни школы, ни детские сады не готовы взять на себя дополнительную нагрузку. Мало того, эксперты в области медицины не раз намекали Минобрнауки, что состояние школ и садов не соответствует санитарно-гигиеническим нормам. И втискивать за школьные парты пятилетних детей представляется им не только не гуманным, но и опасным для детского здоровья занятием.

Другой спорный вопрос связан с оплатой предшкольного обучения, которое, по всей видимости, будет удовольствием не из дешевых. Предполагается, что состоятельные родители будут оплачивать услуги по содержанию ребенка полностью (стоимость обучения пока неизвестна), а семьи с низким доходом получат субсидию из муниципального бюджета. Правда, непонятно, кто именно и как будет определять уровень родительской состоятельности? И все ли родители согласятся на такие условия? Хотя, видимо, на всех реформа и не рассчитана. Как говорится в официальном документе Минобрнауки, "предшкольное образование не носит обязательного характера и может быть рекомендовано как эффективный способ выравнивания стартовых возможностей" Тогда и вовсе не понятно, как чиновники намерены выравнивать эти возможности, если половина населения страны возьмет да и отвергнет дорогостоящую реформу? И потом большой вопрос: найдутся ли на предшкольное образование средства в муниципалитетах? Кроме того, возникают сомнения насчет содержательного момента в предшкольном образовании. Министр образования и науки РФ, впервые сообщая о предстоящей реформе в декабре прошлого года, высказался в пользу "раннего приобщения к знаниям" По его словам, оно позволит "разгрузить" школьников от учебной нагрузки процентов на 25 - 30. И хотя впоследствии делались оговорки по поводу того, что в основе предшкольного образования будут лежать игровые методы обучения, психологи и педагоги забили тревогу. Опасения вызывает неизбежная перегруженность дошколят, которых педагоги под видом игры будут просто-напросто "натаскивать" на школу. Пока предшкольное образование вызывает столько вопросов, что непонятно главное: зачем вводить новую систему, на разработку одной концепции которой потребуется как минимум 20 миллионов рублей? Не проще ли применить эти деньги и энтузиазм, которым чиновники встретили идею "предшколы" на "реставрацию" уже существующей системы дошкольного образования, на поднятие детских садов и прочих учреждений? Или, быть может, здесь дело в другом? Думается, что готовящаяся реформа "предшколы" непосредственно связана с Болонским процессом, к которому Россия отчаянно пытается присоединиться. А для этого, как известно, необходима не только нашумевшая двухступенчатая высшая школа с бакалавриатом и магистратурой, но и общеобразовательная двенадцатилетка... И в этом смысле "предшкола" очень удачно восполняет недостающие два года. А если дело обстоит действительно так, то с беззаботным детством дошколята могут распрощаться. Первый звонок для них уже прозвенел... Елена НОВИКОВА