logo search
Специальные методики музыкально-певческого воспитания школьников

Развитие чувства ритма*

На первой же хоровой ступени развитию чувства ритма у учащихся уделяется серьезное внимание. Не проводя специальных занятий по ритмике, мы вводим ритмические упражнения, включающие движение, мар­ширование, элементы танца. Кроме того, проводятся различные несложные упражнения на имеющихся ударных инструментах: кубиках, звоночках, треугольниках, барабанах, бубнах, металлофонах и др. Для этой цели также служат руки и ноги детей.

Все ритмическое воспитание, все упражнения подчинены основной цели правильному ритмическому восп­риятию детьми изучаемого или слушаемого музыкального материала, а также воспитанию у них навыков ритмического аккомпанемента. Возможны различные варианты ритмического аккомпанемента: дети аккомпа­нируют на музыкальных инструментах (фортепиано, металлофон, блок-флейты и т. д.) хормейстеру, поющему знакомые песни; одна группа учащихся аккомпанирует другой.

Большую помощь в освоении ритмических групп оказывают ритмические слоги; они удобны в вокальном отношении, их можно не только читать, но и пропевать, фиксируя в сознании учащихся тот или другой ритмический рисунок не только ритмически, но и звуковысотно:

Приемом, подкрепляющим работу, проводимую с помощью ритмических слогов, может быть метрическая четвертная пульсация при помощи равномерного отстукивания** Четвертная пульсация основная, особенно на начальном этапе, но она не исключает другой ритмической пульсации скажем, восьмыми (тогда правая рука отстукивает шестнадцатые) или половинными, например 3/2 (правая рука отстукивает четверти) и т. д. Четвертная пульсация отстукивается ладонью левой руки, а ее дробление (сначала на восьмые, а затем и на триоли) указательным или средним пальцем правой руки. В это время ритмический рисунок воспроизводится голосом.

Этот же прием важен при проведении устных музыкальных диктантов и при музыкальном анализе прослуши­ваемой музыки. Прием отстукивания незаменим при чтении с листа и любого чтения нот с абсолютной сольмизацией. Необходимость в пропевании ритмических слогов и в отстукивании со временем отпадает, и на смену им приходят дирижерские схемы. По плану занятий хорового сольфеджио, проводимых в хоровых студиях, дири­жерская схема появляется лишь на третьей хоровой ступени (для многих детей это 3—4-й год обучения в студии, при этом учитываются иногда 2—3 года занятий в дошкольной группе). Сначала учащиеся правой рукой дири­жируют, а левой (одним пальцем) отстукивают дробление основного метроритма (четвертями, восьмыми, трио­лями и т. д.). После того, как хормейстер убедится в освоении дирижерской схемы, отстукивание левой рукой отменяется.