Часть V. История педагогики и образования
Каковы объективные и субъективные основы возникновения воспитания, обучения и педагогической мысли в Древней Руси? (X в.)? Какова краткая историография создания славянской азбуки и письменности?
Объективный - существующий вне нас (С.И.Ожегов, 441). Воспитание появляется там и тогда, когда появляется человек разумный - 45000 лет назад (60000 лет). Теорию Ч. Дарвина считают сегодня концепцией, но основой ее по-прежнему признаны трудовая деятельность, жизнь людей в коллективе, общение и речь, разум и мышление, которые обеспечивали прогрессивное развитие общества и человека на основе воспитания и обучения.
Историки и археологи свидетельствуют, что с VI в. аз. на берегах Днепра сложился союз южных племен, которых называли полянами, древлянами, антами, росами Они занимались земледелием, охотой, скотоводством, ремеслом, жили общинно-сельским строем. Семья была хозяйственной и воспитательной ячейкой и основывалась на строгих патриархальных обычаях. Глава семьи давал указания всем членам семьи - «урок», для трудовой работы на определенный срок, и старшие дети приучали младших к труду. За счет домашнего ученичества передавались умения и навыки сельскохозяйственного труда, ремесла, воинского дела. Историк Прокопий Кесарийский в VI в. н. э. писал, что главными чертами «словен и антов» является общность, религиозность, добронравие, воинское обучение. Византийский стратег Маврикий подтверждал: «Легко выносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище». Жрецы записывали речь «.... и резами» (пиктографическое письмо). Славяне свободолюбивы, физически крепки, закалены, любят гусли, музыку, скоморохов и т.д. П.Н. Савицкий, характеризуя историческую колыбель русского племени, утверждал ее как собирающий центр, «который объединил Евразию именно в виде России». «Историческую колыбель России качали порой очень грубо, и варяги, азиатские нашествия, и позже - Византия. Но они же и питали, укрепляли быстро растущего и крепнущего младенца». Итак, семейно-сословным, общинно-равным, наследственным ученичеством в семье и передачей трудовых умений собственным детям под руководством отца и матери воспитывались поколения славян. У земледельцев, ремесленников преобладало трудовое воспитание с передачей по-наследству детям. Особая роль принадлежала жрецам, которые обучали пиктографическоглу письму, культовым знаниям. Воины-дружинники с 12 лет до16 воспитывались в специальных домах «Гридницах», изучали военное дело. Известна первая. периодизация возрастов у славянских племен: 1-3 года - дитя, вскормленный грудью матери, 3-6 лет - молодой ребенок, воспитанный матерью, 7 -.12 лет –чадо, начинающий обучаться, 12-15 лет - отрок - специальное ученичество,16 — матерый - взрослый, достигший зрелости. Этимология слова « воспитание » (питать - вскармливать славянина, то есть растить его) имеет русскую основу, в которой заложен глубокий смысл воспитания как субъективного фактора. Основные методы воспитания - пример и подражание родителям и выработка главных качеств: трудолюбия, честности, исполнительности, смелости. Народные сказки К.Д. Ушинский назвал «Первые и блестящие попытки народной педагогики», былины, легенды характеризовали доброту, трудолюбие, жертвенность. «Иван крестьянский сын» , « 3 богатыря», Никита Кожемяка вместе с песнями-хороводами, праздниками и примерами знаний иностранных языков, игры, Добрыня Никитич и Волхв Всеславович и другие герои формировали русский менталитет, психологию народа и славянского образа жизни с древнейших времён.
Историография - наука, изучающая развитие исторических знаний, создания письменности. В IX в. на Древней Руси существовало несколько видов письменности. Глаголица - одна из древнейших славянских письменностей, впоследствии замененная на кириллицу. Находки археологов в Новгороде - дощечки с 36 буквами древнерусского алфавита. Буквами обозначались и цифры. Были созданы меры веса, крючковой нотной записи. Находки свидетельствовали о буквослагательной методики письма у славян. Археологические находки берестяных грамот с 26 буквами позволяли сделать вывод, что это был алфавит для торговых и деловых специальностей , которыми овладевали в учении у мастеров грамоты на начальном этапе обучения. Алфавит с 47 буквами - повышенный уровень учения книжного - при дворцовых школах, монастырях. В 9 в. кириллица оказалась более совершенным алфавитом. К уставному, греческому литургическому письму были добавлены звуки южнославянских народов ж; з; ц; и; ш; щ; ч; у; (ю,я). Данный алфавит был создан выпускниками и « Золотой палаты» Магнавры магистрами богословия Кириллом(827 — 869) и Мефодием (815 – 885), которые по приглашению Великочешского князя Ростислава открыли в столице Велиграде первую школу учения книжного на славянском языке. Их ученики расселились по всему миру и нашли покровительство у Ярослава Мудрого (978 - 1054). Крещение Руси, охарактеризованное К Д. Ушинским, со словами Великого князя Владимира «Кто не придёт к реке креститься, богат ли, беден ли, будет мне врагом» свидетельстует о насильственном принятии христианства.
М. И. Демков писал: «С X в., с введением христианства на Руси, появлются первые школы. Школы эти устраивались при церквях или на дому у частных лиц. В качестве учителей или мирян, которых называли мастерами. В школе «учились дети всех сословий... древнерусская школа являлась общественной школой грамотности», - писал М.И. Демков. Славянский алфавит, книги священного писания и учение у мастеров грамоты, книжное учение считалось началом добрых дел, хотя «мзду» - плату за обучение и воспитание по договору родители должны были платить мастерам грамоты.
Итак, святые Кирилл и Мефодий, создали славянскую письменность. Приняв христианство, великие князья Владимир Святой и Ярослав Мудрый открыли дорогу к храму для всех сословий Киевской Руси через ученье у мастеров грамоты и книжное ученье через церкви монастыри.
Основой древнерусской педагогики являлась христианская вера и культура, по утверждению А.Н. Джуринского. Киевский период при обучении детей всех сословий сделал Киевскую Русь грамотнее по сравнению с Западной Европой.
- Часть I. Общие основы педагогики
- 1. Что является объектом и предметом исследования науки педагогики и каковы ее функции? в каких случаях педагогика представляется как наука и в каких — как искусство?
- 2. Раскройте содержание следующих категорий педагогики: воспитание, перевоспитание, самовоспитание, образование, обучение
- 3. Какова система педагогических наук (общая структура и отрасли)?
- 4. Дайте общую характеристику методов педагогического исследования (теоретических, эмпирических и математических). В чем логика педагогического исследования?
- 5. Какова типология и каково многообразие современных образовательных учреждений?
- Часть II. Теория воспитания
- В чем сущность классических и современных концепций воспитания?
- 2. В чем сущность и содержание современных подходов воспитания учащихся (системный, деятельностный, личностно-ориентированный, философско-антропологический, синергетический)?
- 3. В чем сущность и содержание физического воспитания школьников? Каковы формы, методы и средства совершенствования физической и духовно здоровой личности?
- 4. В чем сущность формирования эстетической культуры школьников? Каковы содержание, формы, методы и средства эстетического воспитания учащихся в школе?
- Часть III. Дидактика
- 1. Раскройте сущность и содержание основных законов, закономерностей и принципов обучения. Что такое обучение и каковы его признаки?
- 2. Проанализируйте следующие дидактические концепции: традиционная, педоцентрическая, проблемное обучение, программированное обучение, развивающее обучение.
- 3. Раскройте сущность, содержание и пути реализации на практике основных функций обучения.
- 5.В чем сущность и содержание государственного образователь- ного стандарта?
- 6. Какова сущность происходящих в настоящее время инноваци- онных образовательных процессов? Какова структура инновацион- ных процессов в системе образовании?
- Часть IV. Педагогические технологии
- 1. Какие существуют педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся?
- 2. Какие существуют педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса?
- Особенности содержания технологии
- Концептуальные положения
- Особенности содержания
- Особенности методики
- Концептуальные положения
- Особенности методики
- Концептуальные положения
- Особенности организации
- Часть V. История педагогики и образования
- 2. Как развивалась педагогическая мысль в России после коре пых преобразований в экономической, .Политической, культурно жизни, осуществленных Петром I? Каковы были при этом школь реформы?
- Часть VI. Педагогическая диагностика
- 1. В чем сущность и функции педагогической диагностики? Каковы возможности педагогической диагностики в совершенствовании учебно-воспитательного процесса в школе?
- 2. Какова методика диагностического исследования процесса социального развития учащихся? Каковы особенности этой методики в работе с младшими школьниками?
- 3. В чем сущность и содержание работы классного руководителя по диагностике основных направлений выбора школьниками будущей профессии?
- 4.Какова методика диагностического исследования общего со- стояния учебного процесса в классе (школе)?
- Часть. VII. Управление педагогическими системами
- 1. В чем сущность и содержание педагогического менеджмента? Каковы государственно-общественные системы управления образованием в нашей стране?
- 2. Что такое педагогическая система? Каковы ее структурные компоненты.
- 3. В чем сущность и содержание педагогической культуры учителя и руководителей школы? Каковы основные компоненты этой культуры, как они формируются и практически реализуются?
- 4Обучающая функция.
- 4. Каковы общие критерии в оценке труда учителя? Какие существуют формы и методы подготовки учителя к аттестации и каков порядок ее проведения?
- Часть VIII. Коррекционная педагогика
- 1. Что такое «норма» и «отклонение» в физическом, психическом, интеллектуальном и моторном развитии человека? Как в настоящее время в школе исследуются учащиеся по этим показателям?
- ЧастьIx. Методика музыкального воспитания младших школьников
- Часть X. Методика преподавания изо в начальной школе
- 1. Какова методика проведения уроков рисования с натуры, по памяти и по представлению? Каковы особенности методики проведения уроков по изображению родной природы и предметов быта чувашского народа?
- Каковы особенности методики проведения уроков по изображению родной природы и предметов быта чувашского народа?
- 2. Какова методика проведения уроков декоративного рисования? Каковы особенности методики проведения уроков по изучению украшения одежды, изделий труда, жилища чувашей?
- Каковы особенности методики проведения уроков по изучению украшения одежды, изделий труда, жилища чувашей?
- 3. Какова методики проведения уроков тематического рисования? Каковы особенности методики проведения уроков по иллюстрированию сказок и других литературных произведений чувашского народа?
- Часть XI. Методика преподавания технологии в начальной школе
- 1. Дайте краткий анализ авторских программ по трудовому обучению младших школьников (трудовое обучение в.Г. Машинистова, школа мастеров т.М. I сроним ус, основы дизайн-образования н.М. Конышевой)
- 2. Каково должно быть оснащение класса-кабинета трудового обучения для учащихся начальных классов?
- 3. Какова методика преподавания технологии в начальной школе?