О роли просвещения родителей в вопросах сопровождения подростков в выборе образовательной стратегии и профессиональной карьеры
Школьное образование обеспечивает переход от дошкольного детства, семейного воспитания к осознанному выбору последующей профессиональной деятельности, реальной самостоятельной жизни. От того, как будет устроена школьная действительность, система отношений школы и общества, зависит во многом и успешность в получении профессионального образования, и вся система гражданских отношений в этом обществе. От подготовленности к выбору пути, целевых установок миллионов российских школьников зависит то, насколько может быть обеспечен инновационный путь развития страны. В социологии существует понятие «образовательная» или «профессиональная траектория», раскрывающее возможности планирования и выбора для каждого ученика (выпускника) маршрута своего образования или дальнейшей жизненной карьеры. В педагогике привычнее употреблять термин «самоопределение» (личностное или жизненное) и множество исследований (Абульханова - Славская К.Г., Божович Л.И, Мудрик А.В., Сафин В.Ф.,) посвящено этой проблеме. В современной практике новой российской школы (и в условиях необходимости непрерывного образования человека) есть смысл говорить о построении «индивидуальной образовательной стратегии», значимость которой отражается в общественных, культурных, экономических и прочих условиях для осуществления образования каждого гражданина нашей страны. Стратегия - это искусство достижения желаемого будущего. Стратегия отвечает на вопрос "как получить желаемое"? И не просто получить, а получить при рассчитанных ресурсах, при эффективном использовании времени и сил. Индивидуальная образовательная стратегия - сформированная индивидуальная программа для достижения цели получения полного общего среднего образования и определения дальнейшего образовательного маршрута профессионального образования. Безусловно, индивидуальная образовательная стратегия учащегося старшей школы – это часть его личностного и профессионального самоопределения, гибкая система взглядов, предпочтений, целей и ценностей, имеющая определенный каркас на этапе взросления (исходя из множества периодизаций, определяем здесь возраст взросления между 16 - 18 годами).
Как показывает ряд социологических исследований, наша молодежь высоко оценивает фактор получения хорошего образования. Вполне удовлетворительно определяют молодые россияне и свои возможности его приобретения. Вместе с тем, юношество во многом воспринимает образование не как личностный ценностный ресурс, который должен пополняться и совершенствоваться. Чаще всего образование ценится в качестве инструмента для перехода на ступеньку «благополучной взрослости», то есть, является инструментальной ценностью.
В работах психологов зафиксирована чрезвычайно существенная характеристика самоопределения, которая заключается в его двуплановости: самоопределение осуществляется “через деловой выбор профессии и через общие, лишенные конкретности искания смысла своего существования” (Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе.// Вопр. психологии, 1979. № 2.) К концу юношеского возраста эта двуплановость ликвидируется. Однако психологическая сторона этого процесса никем и нигде еще не была прослежена. Более того, про то, как создаются социально-педагогические условия для перехода от «романтической направленности в мечтах о дальнейшей жизни» к реальному выбору профессии, дальнейшего образования у современных старшеклассников, известно так же очень мало. Индивидуальная образовательная стратегия учащегося в самом эффективном ее построении, на наш взгляд, должна совместить в себе: деловой выбор профессии, план личностного развития и (цитируем) «общие, лишенные конкретности искания смысла своего существования» (Л.И. Божович), опирающиеся, как на мощную базу, на эффективные модули образовательной программы, разносторонние социальные практики старшей школы. Вероятно, успешность образования ребенка в старшей школе вскоре будет полностью зависеть от того, смогут ли условия обучения (система психолого - педагогической поддержки и помощи, отлаженный диалог с родителями учеников, выстроенные маршруты ознакомления с реальным рынком труда в регионе) удовлетворить такому критерию.
Среди социально-педагогических условий, направленных на помощь в формировании индивидуальной образовательной стратегии учащихся старшей школы, необходимо выделить особо: специальную работу школы с родителями в вопросах определения дальнейшего (предпрофильного) профильного образования ученика и систему информирования родителей о возможностях выбора образовательной стратегии для получения профессионального образования после школы. Такая работа требует скоординированных действий психологов- профконсультантов, специалистов высшей школы, педагогов и самих родителей. Самоопределение школьника становится составной частью самых различных процессов, связанных с принятием жизненно важных решений. До определенного момента такие решения за него принимали родители. Какова роль родителей в принятии решения о дальнейшей жизни по окончанию школы, о дальнейшем образовании и карьере выпускника? Этот вопрос становится все более актуальным на этапе построения «новой школы», школы, в которой наряду с усвоением важных фундаментальных наук необходимо приобретать серьезные социальные компетенции, становиться взрослым и уметь отвечать за свое будущее. В течение 2009-2010 г.г. в рамках проекта «Абитур-класс» специалистами ППМС-Центра Гимназии № 56 и учеными СПбГУ проводилось исследование предпочтений и выборов старшеклассников (9-11 классы) в профессиональной ориентации и в вопросах «послешкольного» образования. В 2010г. данные этого исследования были подкреплены материалами специального проекта Хельсинской высшей школы экономики (Финляндия), направленного на изучение заинтересованности петербургских школьников в получении высшего образования в Финляндии. Одна из целей данной работы предполагала определить роль родителей современных выпускников в выборе дальнейшего образования (в том числе и возможных образовательных программ за рубежом). По материалам, полученным в результате письменного опроса и интервьюирования более 320 школьников, в рамках, ограничивающих формат данной статьи, можно представить следующие выводы: большинство петербургских выпускников получают информацию о дальнейших возможностях своего образования не от родителей. Источниками информации для выбора образования служат: 1- интернет-ресурсы (страницы вузов и специализированные сайты); 2- школа (педагоги и школьные психологи); 3- «референтная группа ровесников»; 4- городские службы профориентации; 5- родители. В вопросе выбора высшего образования, как дальнейшей жизненной стратегии среди мотивационных факторов: «перспективы роста», «возможность для самореализации», «финансовые перспективы», «престиж высшего образования», «страсть к науке», «мои родители настаивают на этом», «отсрочка от армии» (для юношей) фактор влияния родителей находится на последнем месте (после желания изучать науки и отсрочки от армии). В вопросе о том «какую роль играют родители в выборе вашего профессионального образования»12,8% школьников определили, что все «решают родители»; 6,2% считают, что они делают выбор «абсолютно самостоятельно»; 81% респондентов отметили, что «возможности и перспективы получения дальнейшего образования мы обсуждаем вместе с родителями, но окончательное решение принимаю я сам(-а)». В вопросе о том, получат ли выпускники поддержку от родителей, если захотят учиться за границей, 73% ответили утвердительно. И, наконец, в определении источника финансирования коммерческого обучения, если выпускник школы определяет для себя этот вариант, 97% респондентов определили этот источник как - «родители» (в том числе и в ситуации обучения за рубежом). Таким образом, можно предположить, что в отношениях современных старшеклассников и их родителей в вопросах построения жизненной (личностной, образовательной) стратегии мало что изменилось за десять-пятнадцать лет, хотя в более детальном рассмотрении намечается тенденция к более «потребительскому» отношению со стороны детей к роли родителей. Что касается взрослых, здесь тоже наметились изменения. В социологических исследованиях высказывается предположение о том, что современная семья все больше выполняет одну из своих главных функций как сугубо материальную (инвестиции в ребенка). Социокультурный и духовный контекст «вложений» в своих детей уходит на задний план. Понятие «социальный капитал» семьи, который должен передаваться из поколения в поколение, размывается, и это понятие чаще подменяется значением «материальный капитал». Безусловно, в рамках небольшого исследования, невозможно сделать обобщения по формированию тенденции в целом. Но обозначенная проблема изменения роли родителей в социальной поддержке детей на этапе их жизненного самоопределения требует, как минимум, того, чтобы школа находила новые формы организации работы с родителями. Возможно, должна быть усилена просветительская функция, расширено информационное пространство отношений семьи и школы. Модель профориентационной работы с юношеством, которая успешно работала в советской экономике и в культуре советской семьи, изжила себя. Появилась острая необходимость проанализировать современные проблемы самоопределения юношества и предложить обществу новую социально-педагогическую и социокультурную модель построения жизненной стратегии молодого поколения. Школа становится не только местом, где ребенок получает знания, но и тем, подчас, единственным местом для юношества, где получают навыки социальной жизни. Современное социальное развитие предполагает готовность к непрерывному образованию и к социальной мобильности человека в глобальном мире. Задача школы и семьи помочь молодому человеку обрести эту готовность.
Е.С. Исаева
- Оглавление.
- Психолого-педагогическое сопровождение процессов развития ребенка в образовательной среде
- Теоретическая модель становления профессионального сообщества специалистов системы сопровождения
- Психологический компонент методологической культуры современного учителя
- Психолого-педагогическое сопровождение развития личности в современных социокультурных условиях.
- Психологические аспекты развития и оценки универсальных учебных действий в процессе внедрения фгос.
- Организация психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения, как первичного звена психолого-медико-педагогического сопровождения
- Заседания пмПк образовательного учреждения.
- Индивидуальное обследование ребенка специалистами консилиума.
- 2. Коллегиальное обсуждение: определение образовательного маршрута и коррекционной помощи.
- 4. Согласование деятельности специалистов по коррекционно-развивающей работе.
- Реализация рекомендаций консилиума.
- 6. Оценка эффективности коррекционно-развивающей работы.
- Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение в дошкольном отделении гимназии
- Технология работа с портфолио дошкольника
- Создание условий для обеспечения успешной адаптации детей при переходе из доу в начальную школу
- Портрет современного выпускника школы и программы психолого-педагогического сопровождения старшеклассников как способ реализации фгос нового поколения
- Какой он - современный выпускник? Какими качествами должен обладать?
- Игра как способ достижения образовательных результатов в условиях введения фгос нового поколения: опыт реализации программ комплексного сопровождения учащихся гимназии
- Педагогическое сопровождение процессов становления и развития социокультурной идентичности субъектов оу.
- Концепция развивающей работы школьного психолога – помощь школьникам с проблемами в обучении
- Взаимодействие специалистов ппмс-сопровождения и родителей учащихся в образовательном процессе
- Сигнал о проблеме
- Поддержка и оказание обучающей помощи родителям детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (из опыта работы Родительского Клуба)
- Комплексное сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
- Проблемы педагогического сопровождения ребёнка в вопросах полового воспитания
- Диагностика включенности и эмоционального благополучия учащихся в образовательном процессе
- Взаимодействие сотрудников ппмс-центра с классными руководителями по результатам диагностики
- О роли просвещения родителей в вопросах сопровождения подростков в выборе образовательной стратегии и профессиональной карьеры
- Педагогическое сопровождение в вопросах профориентации подростков-спортсменов
- Активные формы работы с родителями
- Социальная и педагогическая интеграция. Проблемы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Проблемы образовательной интеграции
- Механизм реализации программы коррекционной работы с учащимися с ограниченными возможностями развития, обучающимися в условиях интегрированного/инклюзивного образования
- Организация работы Центральной психолого-медико-педагогической комиссии
- I Первичный уровень
- III Областной уровень
- Обращение на цпмпк.
- Запись ребенка на цпмпк.
- Задержка психического развития: Этиология. Клиника. Диагностика
- Биологические:
- Социально-психологические:
- Внимание.
- Восприятие.
- Память.
- Мышление.
- Мотивация.
- Психокоррекция в условиях сенсорной комнаты как элемент системы психологического сопровождения образовательного процесса в специальном (коррекционном) детском доме
- Методические рекомендации по логопедической диагностике
- 1. Системное недоразвитие речи тяжелой степени при умственной отсталости.
- 2. Системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости.
- 3. Системное недоразвитие речи легкой степени при умственной отсталости
- Логопедическое заключение при обследовании школьников.
- 1 Системное недоразвитие речи тяжелой степени при умственной отсталости.
- 2. Системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости.
- 3. Системное недоразвитие речи легкой степени при умственной отсталости.
- Школа равных возможностей: ппмс-сопровождение инклюзивного образования
- Опыт взаимодействия логопеда и учителя в рамках комплексного сопровождения учащихся с речевыми проблемами в условиях гимназии
- Профессиональное самоопределение обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья на основе трудового обучения и социально – трудового воспитания
- Особенности мотивационного компонента школьной зрелости детей с задержкой психического развития 6 -7 лет
- Список авторов.