logo search
Социальная педагогика (2011)(1912-Uh)

Тема 15. Семейное воспитание, роль в физической социализации подростка.

В эпоху социальной нестабильности усиливается роль семьи как фактора социализации и воспитания человека. В то же время появляются трудности, которые заключает в себе проблема воспитания семьянина:

1. Во многом утрачены традиции российского семейного воспитания и его нравственные ценности, что затрудняет опору в воспитании семьянина в национальных традициях.

2. По статистическим данным в городской среде около половины семей распадается. В таких условиях ценность семейных отношений ребенком часто не ощущается.

3. Явственно обозначилась тенденция к снижению рождаемости.

4. Низок уровень сексуальной культуры общества в целом и родителей современных школьников, в частности. Обесценились такие понятия как «целомудрие», «супружеская верность», «женственность», «девичья честь», «родительский долг».

5. Занятость родителей приводит к отчуждению от школьных и жизненных проблем детей, в том числе и проблем воспитания семьянина. Увеличивается «закрытость» семьи, ее нежелание сотрудничать со школой.

6. Исчезли из социально-педагогической практики формы, позволяющие учебному заведению вторгаться в семейную жизнь или привлекать общественность, оказывая воздействие на «трудные семьи».

Основной идеей в деле воспитания человека в роли семьянина может быть идея гармонизации, согласования целей и интересов ребенка, семьи и школы. Идея гуманизации семейных отношений возможна при условии равноправного партнерства школы и семьи.

Необходимость семейного воспитания объясняется:

  1. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру;

  2. Ребенок больше предрасположен к воздействию семьи;

  3. Семья наиболее соответствует требованию постепенного приобщения ребенка к социальной жизни;

  4. Семья не однородная группа в которой представлены различные возрастные группы.

Воспитание семьянина возможно при условиях, если ребенок: – осознает себя представителем определенного пола, носителем мужского и женского начал, осваивая формы поведения, принятые в той национальной культуре, к которой он принадлежит; – понимает и переживает свою значимость как полноправного члена семьи, осваивая по мере взросления различные семейные роли; – учится принимать близких такими, какие они есть, проявлять терпимость, любить их; – испытывает потребность сохранения семейных отношений, круга семейных ценностей; знаком с функциональными обязанностями в семье (самообслуживание, забота о близких, досуг, бюджет и др.).

На содержании семейного воспитания отражается круг интересов семьи в области труда, общественной жизни, культуры, искусства, отношение родителей к своим семейным и общественным обязанностям, быт семьи (семейные традиции, взаимоотношения между членами семьи и т.п.).

Воспитательный потенциал семьи включает следующие функции:

1. Функция психического послабления, снятия нервного напряжения (в современной семье она явно недостаточна для ребенка);

2. Воспитательная функция (в семье происходит закрепление навыков и нравственных позиций);

3. Функция предоставления ребенку самостоятельно по своей инициативе закреплять социальные навыки, которым он обучается в школе (очень редко выполняется в семье).

К числу факторов, обогащающих воспитательный потенциал семьи либо компенсирующих его недостаточный уровень, могут быть отнесены следующие: уровень образования родителей, создание школ, способных удовлетворить запросы родителей и детей, достаточно высокий профессиональный уровень учительства, социокультурная среда города, создающая серьезные предпосылки для повышения культуры семьи. Из позитивных проявлений социокультурных возможностей можно назвать детскую печать. Количество газет и журналов для детей увеличивается. К сожалению, заинтересованность родителей в качественном образовании детей сталкиваются с ограниченными финансовыми возможностями семьи и школы.

Типологии семей с различным воспитательным потенциалом.

С точки зрения социально-педагогической, при рассмотрении различных ситуаций отклоняющегося поведения также необходимо рассматривать ситуацию семьи, в которой формируется подросток. Воспитательный потенциал каждой семьи не одинаков, существуют типологии различных семей.

В популярной литературе утверждается, что девять десятых подростков правонарушителей вырастают в криминогенных и слабых семьях. Однако преувеличивается связь правонарушений подростков со структурой семьи: в последние два десятилетия две трети подростков преступников росли в полных семьях. В тех случаях, когда развод происходит вследствие пьянства или аморального поведения одного из родителей, это способствует не ухудшению, а оздоровлению условий воспитания детей.

Социологи и криминологи различают семьи с разным воспитательным потенциалом: Г.М.Миньковский выделяет по этому признаку десять типов семьи: 1) воспитательно-сильные; 2) воспитательно-устойчивые; 3) воспитательно-неустойчивые; 4) воспитательно-слабые с утратой контакта с детьми и контроля над ними; 5) воспитательно-слабые с постоянной конфликтной атмосферой; 6) воспитательно-слабые с агрессивно-негативной атмосферой; 7) маргинальные: с алкогольной, сексуальной деморализацией ит.д.; 8) правонарушительские; 9) преступные; 10) психически отягощенные.

В семьях первого типа обстановка близка к оптимальной, главный признак – высокая нравственная атмосфера семьи в целом. Второй тип семьи создает благоприятные возможности для воспитания, трудности семьи преодолеваются с помощью других социальных институтов. Для третьего типа характерна не правильная педагогическая позиция родителей, которая выравнивается благодаря сравнительно высокому общему воспитательному потенциалу семьи. Четвертый тип объединяет семьи, где родители по разным причинам не в состоянии правильно воспитывать детей, утратили контроль за их поведением и интересами, уступив свое влияние обществу сверстников. Остальные типы семей являются с социально-педагогической точки зрения отрицательными.

Но однозначной связи между преступным поведением в ранней юности и определенным стилем семейного воспитания – дефицитом родительского тепла и внимания или, напротив, - гиперопекой не наблюдается.