logo search
Социальная педагогика (2011)(1912-Uh)

Семья как фактор физической социализации ребенка.

Пожалуй, нет ни одной работы по теории социализации, в которой бы отсутствовало указание на социализирующее воздей­ствие семьи. Несмотря на изменение функций современной семьи по сравнению с традиционной, семья по-прежнему явля­ется такой инстанцией социализации, которая благодаря близким отношениям, связывающим членов, имеет фундаментальный ха­рактер для социализации. Ребенок и сознательно, и бессозна­тельно воспринимает множество установок родителей, братьев и сестер. В семье приобретаются первые важные установки, манеры поведения, ориентиры эмоци­онального и мотивационного поведения. Кроме того, семья ока­зывает большое влияние на другие инстанции социализации, в которых находится ребенок. Какую школу будет посещать ребенок, к какой группе ровесников примкнет, в какой союз вступит — все это вопросы, решение которых в значительной степени зависит от семьи. Семья, таким образом, подготавливает ребенка к включению в другие «инстанции социали­зации». В семье, которая в свою очередь имеет доступ к опреде­ленному типу культуры и является членом определенного обще­ства.

Семья влияет на физическую социализацию, побуждая, требуя и ограничивая двигатель­ную активность ребенка. Еще не разработано точных и убедительных теорий, изучающих тему семьи, двига­тельной активности и социализации, однако, рассматривая эту проблему с точки зрения социально-педагогической деятельности специалиста в области физической культуры необходимо учитывать этот аспект.

Учителю физкультуры, а также тренеру важно знать, что он постоянно имеет дело с учащимися или спортсменами, двигательное поведение которых также может определяться различной моторной социализацией в рамках семьи. К социализации относится т выработка опреде­ленных мотивов, установок и позиций в соответствии с определен­ными критериями, нормами и ценностями. Поэтому понятно, что семья, будь то сами родители или братья и сестры, помогает формировать представления ребенка о спорте, закладывая их «на всю жизнь».

Существующие результаты исследований, позволяют предположить, что пример родителей, активно занимающихся спортом, оказывает влияние на развитие у детей интереса к спорту. Установлено, что 55% опро­шенных спортсменов сообщили, что и их родители занимались спортом, а 22% даже выступали в большом спорте и ставили рекорды.

Насколько известно, увлеченность спортом растет по мере увеличения социального статуса человека, одновременно с этими, в зависимости от того, к какому слою общества принадле­жит человек, часто меняется и стиль воспитания. Он сам по себе может пробудить у детей ярко выраженный интерес к спорту, а не только пример родителей, занимающихся спортом. Это пред­положение в интересно как в педагогическом отно­шении, так и в социально-педагогическом. Нет детальных результатов исследования вопроса о том, может ли стиль воспита­ния, практикуемый родителями, повлиять на развитие у детей интереса к спорту или социальная ситуация семьи само отношение к спорту будет определяющим.

Установка и пример родителей в их отношении к спорту определяющим образом влияют на спортивные поведен­ческие стереотипы молодежи. Также существенное значение имеет и позиция, занимаемая братьями и сестрами ребенка. Таким образом, семья как первичная инстанция социализации может самым различным образом способствовать и препятствовать физической социализации

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем заключается проблема воспитания семьянина и условия ее решения?

2. Объясните необходимость семейного воспитания.

2. Какие функции включает воспитательный потенциал семьи?

3. Приведите примеры взаимосвязи семейной ситуации и случаев отклоняющегося поведения.

4. Как могут влиять семьи с разным воспитательным потенциалом на формирование личности подростка? Какие типы семьи можно выделить?