Семья как фактор физической социализации ребенка.
Пожалуй, нет ни одной работы по теории социализации, в которой бы отсутствовало указание на социализирующее воздействие семьи. Несмотря на изменение функций современной семьи по сравнению с традиционной, семья по-прежнему является такой инстанцией социализации, которая благодаря близким отношениям, связывающим членов, имеет фундаментальный характер для социализации. Ребенок и сознательно, и бессознательно воспринимает множество установок родителей, братьев и сестер. В семье приобретаются первые важные установки, манеры поведения, ориентиры эмоционального и мотивационного поведения. Кроме того, семья оказывает большое влияние на другие инстанции социализации, в которых находится ребенок. Какую школу будет посещать ребенок, к какой группе ровесников примкнет, в какой союз вступит — все это вопросы, решение которых в значительной степени зависит от семьи. Семья, таким образом, подготавливает ребенка к включению в другие «инстанции социализации». В семье, которая в свою очередь имеет доступ к определенному типу культуры и является членом определенного общества.
Семья влияет на физическую социализацию, побуждая, требуя и ограничивая двигательную активность ребенка. Еще не разработано точных и убедительных теорий, изучающих тему семьи, двигательной активности и социализации, однако, рассматривая эту проблему с точки зрения социально-педагогической деятельности специалиста в области физической культуры необходимо учитывать этот аспект.
Учителю физкультуры, а также тренеру важно знать, что он постоянно имеет дело с учащимися или спортсменами, двигательное поведение которых также может определяться различной моторной социализацией в рамках семьи. К социализации относится т выработка определенных мотивов, установок и позиций в соответствии с определенными критериями, нормами и ценностями. Поэтому понятно, что семья, будь то сами родители или братья и сестры, помогает формировать представления ребенка о спорте, закладывая их «на всю жизнь».
Существующие результаты исследований, позволяют предположить, что пример родителей, активно занимающихся спортом, оказывает влияние на развитие у детей интереса к спорту. Установлено, что 55% опрошенных спортсменов сообщили, что и их родители занимались спортом, а 22% даже выступали в большом спорте и ставили рекорды.
Насколько известно, увлеченность спортом растет по мере увеличения социального статуса человека, одновременно с этими, в зависимости от того, к какому слою общества принадлежит человек, часто меняется и стиль воспитания. Он сам по себе может пробудить у детей ярко выраженный интерес к спорту, а не только пример родителей, занимающихся спортом. Это предположение в интересно как в педагогическом отношении, так и в социально-педагогическом. Нет детальных результатов исследования вопроса о том, может ли стиль воспитания, практикуемый родителями, повлиять на развитие у детей интереса к спорту или социальная ситуация семьи само отношение к спорту будет определяющим.
Установка и пример родителей в их отношении к спорту определяющим образом влияют на спортивные поведенческие стереотипы молодежи. Также существенное значение имеет и позиция, занимаемая братьями и сестрами ребенка. Таким образом, семья как первичная инстанция социализации может самым различным образом способствовать и препятствовать физической социализации
Вопросы для самоконтроля:
1. В чем заключается проблема воспитания семьянина и условия ее решения?
2. Объясните необходимость семейного воспитания.
2. Какие функции включает воспитательный потенциал семьи?
3. Приведите примеры взаимосвязи семейной ситуации и случаев отклоняющегося поведения.
4. Как могут влиять семьи с разным воспитательным потенциалом на формирование личности подростка? Какие типы семьи можно выделить?
- Национальный государственный университет
- Содержание
- Введение
- Раздел 1. Основы социальной педагогики
- Тема 1. Социальная педагогика как наука, методы педагогического исследования.
- Тема 2. История воникновения социальной педагогики.
- Тема 3. Принципы социальной педагогики.
- Раздел 2. Основы социально-педагогической деятельности.
- Тема 4. Средовая адаптация и становление личности.
- Тема 5. Акцентуация характера в подростковом возрасте.
- Тема 6. Девиации как социально-педагогическая проблема.
- Тема 7. Особенности отклоняющегося поведения несовершеннолетних, пути индивидуального подхода.
- Тема 8. Алкоголизм как форма девиантного поведения подростков.
- Причины и последствия детского алкоголизма.
- Тема 9. Наркомания как форма девиантного поведения.
- Тема 10 . Суицид как форма девиантного поведения.
- Тема 11. Агрессивное поведение подростков, роль спортивной деятельности в его коррекции
- Раздел 3. Социализация личности.
- Тема 12 соцализация личности. Факторы социализации.
- Тема: 13 социальная роль спорта в социализации личности.
- Тема14. Семья как основа социализации личности.
- Тема 15. Семейное воспитание, роль в физической социализации подростка.
- Семья как фактор физической социализации ребенка.
- Тема 16. Социально-педагогическая деятельность с семьей.
- Тема 17. Гуманистический подход в педагогической практике и спортивной деятельности.
- Сравнительный анализ педагогических ориентаций разного типа
- Литература:
- Семинар № 2. Диагностика в работе социального педагога, учителя физкультуры, тренера. Методы социально-педагогического-исследования.
- Литература
- Семинар №3 семейное воспитание как основа социализации личности.
- Литература:
- Семинар №4 система профессиональной подготовки социальных педагогов и критерии эффективности их работы.
- Литература
- Семинар № 5. Модели социализации учащейся молодежи, роль средств массовой информации.
- Литература:
- Семинар №6. Гуманистический подход в педагогической практике и спортивной деятельности.
- Литература:
- Словарь-справочник по социальной педагогике
- Литература
- Приложения
- Определение типов акцентуации характера.
- Опросник Басса-Дарки