logo search
ЭКЗАМЕН СЛУЖБА+вост

2. Модели пс, варианты и их особенности.

Модель – отражение, описание специфики организации деятельности ПС.

Модель включает:

Организационный уровень:

1. Описывает нормативную базу (Конвенция о правах ребенка, конвенция о правах человека, федеральные и региональные законы и подзаконные акты, которые имеют отношение к ПС)

2. Описывает нормативные документы конкретн.образоват.учреждения (Устав и положение ОУ) – Этический кодекс, положение о ПС конкретного ОУ

3. Штат и описание кадрового состава

Содержательный уровень:

Структура ПС

(концепция ПС)

Психологическая служба (содержательно) – такая организация работы, которая позволяет реализовать все основные направления профессиональной деятельности.

Психологическая служба (организационно) – структура взаимодействия и подчинения различных организаций, реализующих психологическую помощь.

Модель – это структура, которая отличает работу одной психологической службы от другой.

Психолог может выбрать ту или иную модель.

Содержательный

Количественный

Изменение содержания деят-ти происходит при расширении.

Модель «один психолог на одну организацию».

«+» - все права в руках одного человека.

«+» - не с кем сравнивать

«+» - сам определяет, какие проблемы ему решать

«+» - потребность постоянного роста

«–» - один человек не может объять необъятное, то есть всё успеть.

Модель «скорой помощи» – психолог на территории своего кабинета.

«+» - психолог работает с ярко заявленной проблемой, которая поступила к нему в виде заказа.

«+» - проблемы сами находят психолога.

«–» - психолога мало кто знает в организации.

«–» - психолог не анализирует ситуацию, не прогнозирует. Он работает с симптомами, а не с причинами. Нет профилактической работы.

«–» - ограничивается индивидуальной работой.

Эта модель может считаться одной из наиболее распространённых, она требует развития. Такая модель свойственна начинающим психологам.

Модель «несколько специалистов в одной организации». В системе образования часто встречается.

«+» - уменьшение клиентов на одного психолога.

«+» - есть на кого ориентироваться.

«+» - часто несколько психологов образуют метод. объединение.

«–» - у этих психологов нет общих целей и задач. Это выгодно для начальства, так как психологов легче контролировать, но для психологов это плохо.

«–» - нездоровая конкуренция.

Модель «вне кабинета» «психолог с первичными действиями вне кабинета». С применением диагностических срезов. Психолог – специалист, который активно взаимодействует с участниками диагностики.

«+» - скапливается информационная база.

«+» - психолога знает много сотрудников предприятия.

«+» - психолог выходит на совещания, читает лекции.

«–» - у психолога мало времени на анализ полученной информации.

«–» - люди возмущены отрывом от производства.

В какой-то момент модель продуктивна, но всё же требует развития.

Модель «психологическая служба».

«+» - наличие общих задач, целей, стратегии и тактики деятельности.

«+» - психологическая служба имеет руководителя и через него психологи взаимодействуют с администрацией.

«+» - рациональное использование материально - технической базы, изготовление раздаточного материала. Наличие совместного интеллектуального и материального фонда.

«+» - посменная работа.

«+» - совершенствование и обмен опытом. Это стимулирует к повышению разряда и категории.

«–» - подобная модель деятельности не описана документально.

«–» - руководитель психологической службы выполняет функции и психолога, и руководителя.

Но эта модель самая продуктивная.

Психологическая служба – это явление скорее уникальное, чем постоянно действующее.

Модель «активный психолог» «психолог с активными практическими методами».

Диагностика не цель, а средство. Модель включает коррекционные и развивающие программы.

Модель «психолог, работающий с руководящим персоналом».

Психолог – практик, он выступает как специалист, регулирующий психологические процессы в организации.

Модель «психолог – стратег».

Специалист, который выступает как человек, решающий судьбу организации, делает комплексный анализ психологической ситуации в организации. Он влияет на ситуацию тогда, когда она прогнозируется.

Эта модель позволяет психологу не только задавать вопросы, но и принять меры.

Первая модель. Психолог работает на “территории” своего кабинета и ведет консультации с учениками, их родителями и учителями по их обращению. Психолог не ставит своей задачей оказывать влияние ни на форму, ни на содержание того, что происходит в школе как в рамках учебного процесса, так и в сфере сложившихся отношений. Позиция психолога – это позиция стороннего специалиста, отстаивающего права и интересы ребенка.

Вторая модель. К предыдущему функционалу добавляется: проведение диагностики детей разного возраста по запросам администрации образовательного учреждения и отдельных учителей, посещение занятий по просьбе педагогов с целью выработки рекомендаций по работе с конкретными детьми. При высокой квалификации психолог становится главным участников педагогических консилиумов, рассматривающих проблемы успеваемости отдельных учащихся.

Третья модель. Включает в себя, как обязательный компонент, проведение обучающих семинаров и тренингов с учениками и учителями. Психолог ставит задачу изменить стереотипы поведения, способы и формы организации коммуникации учителя с учениками. При высокой квалификации психолог на групповых занятиях с детьми и подростками формирует у них соответствующие их возрасту социальные умения, рассматривает проблемы, характерные для учеников определенного возраста, дает им средства, позволяющие успешно справляться с проблемами, делает акцент не на “вытаскивании из ямы, а на предупреждение о том, что впереди яма”.

Четвертая модель. Модель включает в себя работу психолога с содержанием и способами профессиональной деятельности педагога. Его целью становится влияние на профессиональное сознание учителей и администрации образовательного учреждения в направлении формирования целостной педагогической позиции (цели, ценности, задачи, содержание и способы его реализации в конкретных технологиях), а также психологического сопровождения образовательных процессов. При высокой степени квалификации психолог, работающий в рамках этой модели, становится проводником идей трансформации всех отношений в школе, внесения в Правила школы идеи уважения чести и достоинства каждого, задачи превращения школы в открытую систему, направленную на развитие личности каждого ее участника.

Пятая модель. Различные типы практико-ориентированных исследований. Как правило, являются частью работы психолога по четвертой модели, но могут иметь и самостоятельный статус. Объектом исследования является целостный учебно-воспитательный процесс, организуемый в соответствии с декларируемыми целями и задачами, а также и все то, что происходит в этом процессе с ребенком.

Факторы, влияющие на выбор модели ПС:

  1. общие

    1. материально-технические возможности заказчика

    2. готовность самого специалиста к работе в определенном типе модели

    3. феномен моды

    4. отношение администрации

  2. частные (особенности специалистов ПС)

Перед тем, как идти в уже существующую ПС или создавать собственную, необходимо «прозондировать почву» по данным факторам.