Музыкально-певческое воспитание школьников
Когда запоют в наших школах, тогда можно будет сказать, что они пошли вперед.
К.Д. Ушинский5
Музыкально-певческое воспитание является неотъемлемой частью процесса формирования музыкальной культуры школьников. Известный современный ученый, педагог, хормейстер и общественный деятель, профессор МПГУ Ю.Б. Алиев на протяжении многих лет убеждает в том, хоровое пение как вид музыкального творчества в наибольшей мере приемлем для решения задач общего музыкального образования, стоящих перед школой.
Певческий голос – природный музыкальный инструмент, имеющийся у каждого нормально развитого, здорового школьника. Есть основание полагать, что пение является первичным из всех видов музыкального исполнения, одним из первых проявлений музыкальности человека. Недаром даже при обучении игре на музыкальных инструментах часто говорят о пении как о начале всякого серьезного музыкального образования. Известный пианист и педагог К.Н. Игумнов называл пение «жизненной основой музыки».
Мысли о пении как основе музыкального воспитания высказывались задолго до того, как сложилась отечественная система массового музыкального обучения и воспитания в условиях общеобразовательной школы. Еще в дореволюционных пособиях поднимались вопросы приобщения детей к музыке посредством обучения пению. Г. Рукавишников в 1904 году писал: «…по многочисленным наблюдениям, дети, которые сначала учились петь, а затем играть, делают гораздо более быстрые успехи в музыке, нежели те, которые пению не учились»6. А. Карасев – известный педагог-музыкант и опытный хормейстер, наряду с этим замечал, что именно творческая, активная сторона процесса пения является одним из основных рычагов музыкального воспитания.
Способность к пению естественна для каждого здорового человека, как и способность к речи. Однако говорить учат всех детей, а петь – сравнительно немногих. В результате мы часто наблюдаем неспособность управления своим голосом. Следовательно, начинать вокально-техническое развитие в совокупности с музыкально-эстетическим воспитанием необходимо уже с младшего возраста. Главное, чтобы музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников шли взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших классов, а вокально-хоровая работа, закладываемая на уроках музыки, находила свое продолжение во внеурочных формах.
Значение пения как средства музыкального воспитания высоко оценивали многие выдающиеся педагоги и музыканты. Так Б. Асафьев указывал на единство художественно-воспитательных и музыкально-социальных функций хорового пения. Он горячо отстаивал мысль о том, что хоровые занятия в школе – это актуальное направление всей учебно-воспитательной работы школьного коллектива.
Ратовал за школьное хоровое пение Д.Б. Кабалевский: «…постепенное расширение и оттачивание исполнительского мастерства и общей музыкальной культуры всех школьников дает возможность даже в условиях массового музыкального воспитания в классе стремиться к достижению уровня подлинного искусства. Каждый класс – хор! – вот идеал, к которому должно быть направлено это стремление»7.
Эффективность музыкально-эстетического воспитания детей в процессе певческой работы подчеркивали В.Н. Шацкая, Г.С. Федоров, Ю.Б. Алиев, Г.А. Струве, Д.Е. Огороднов и многие другие. Обобщая их мысли, можно прийти к выводу о том, что хоровому пению как коллективной музыкальной деятельности, активно влияющей на развитие музыкальной и общей культуры учащихся, свойственны следующие положительные особенности:
в коллективной хоровой деятельности, когда учащийся на виду у всех, он раскрывается перед руководителем и сверстниками, его легче изучить, обучить и направить;
участие в общем деле формирует у школьника умение общаться, объективно оценивать свои действия, помогает осознать имеющиеся недостатки, как музыкальные, так и поведенческие;
работая в хоре, ученик формирует положительные личностные качества, необходимые для работы в коллективе, учиться применять свои силы, музыкальные способности и умения с пользой для себя и для хора;
хоровая деятельность, активная и социально-ценная, представляет существенный фактор, обеспечивающий становление в сознании ученика необходимости единства слова и дела, полезного намерения и личностных средств его осуществления;
в процессе коллективного хорового творчества развиваются самостоятельность и чувство локтя, инициатива и другие волевые качества, так необходимые ученику, музыкальная деятельность переключает его внимание на полезное дело, значимое и для него и для остальных участников коллектива;
в хоровом пении согласуются и объединяются разнообразные музыкально-воспитательные средства, положительно воздействующие на ученика, что усиливает позитивные влияния и нейтрализует отрицательные (предупреждает асоциальное поведение ребенка);
в хоровом, коллективном пении можно с большой степенью достоверности выявить подлинную структуру межличностных отношений учащихся, социальный статус основной массы членов малых групп в хоре, их отношений с лидерами, определить учащихся, пользующихся авторитетом, и тех, кто склонен подчиняться, какие мотивы определяют их поведение;
в хоровом пении личные и коллективные успехи и недостатки явственно могут быть прослежены и соответствующим образом отмечены поощрением или замечанием.
Сегодня названная форма музыкально-творческой работы достаточно широко распространена. Детские хоровые коллективы организуются не только в школах, но и в Дворцах пионеров и школьников, Домах культуры, Центрах развития детского и юношеского творчества, школах искусств, хоровых студиях и хоровых школах. Эта массовость явления требует квалифицированных кадров, достигнувших высокого уровня образованности и исполнительской подготовки, владеющих глубокими методологическими знаниями в области возрастной психологии, физиологии и музыкальной педагогики, вариативными методиками и технологиями обучения, способных продуктивно и качественно организовывать и осуществлять профессиональную деятельность, связанную с музыкально-певческим воспитанием школьников.
Современному педагогу-музыканту, предполагающему создание детского хорового коллектива, прежде всего, следует четко определиться с возрастными категориями учащихся, которые изъявляют желание петь в коллективе. Исходя из этого, ему необходимо выбрать соответствующий вид детского или юношеского хора, разработать для него долгосрочную образовательную программу с четкими целями и задачами, ключевыми положениями и критериями оценки качества музыкального воспитания школьников.
Не менее важно для специалиста определиться в критериях отбора участников хорового коллектива с опорой на принципы добровольности и заинтересованности. При зачислении ребенка в хор учителю следует исходить из характеристик детского голоса, отличающегося своим физиологическим состоянием, диапазоном звучания, тембром и т.д. На последующей работе скажутся и такие показатели, как уровень общего развития учащегося, степень музыкальности ребенка, его привычная музыкальная среда, общее здоровье и выносливость организма, и многое другое.
На данном этапе мы предлагаем педагогу-хормейстеру использовать специальную технологию оценки базовых данных потенциального певца, которая реализуется с помощью различных приемов и методов выявления тех или иных параметров и характеристик (см. Приложение 1). Выявленные индивидуальные показатели являются точкой отсчета при определении нагрузок для каждого ребенка, уровня сложности музыкально-певческой работы; для конкретизации певческой группы (подготовительная или основная), вида хора (младший, средний, старший, юношеский, женский или смешанный) и др. Подобная диагностика также необходима для осуществления задач профилактики и охраны детского голоса. Сравнительный анализ динамики изменения этих показателей (при систематической проверке данных певцов по предложенной технологии) позволяет оценивать результативность и качество работы, выстраивать индивидуальные траектории развития обучающихся и реализовывать их с применением дифференцированных методов и приемов.
- В процессе музыкально-певческого воспитания школьников
- Музыкально-певческое воспитание школьников
- Основополагающие принципы формирования певческих навыков в детском возрасте
- Акустическая структура и биофизические характеристики детского певческого голоса9
- Интонационная характеристика певческого голоса
- Звуковысотный диапазон певческого голоса детей
- Динамическая характеристика певческого голоса
- Тембральная характеристика певческого голоса
- Г.П. Стулова вопросы методики вокальной работы с детьми11
- Начальные упражнения для голоса
- Азбука дыхания
- Цикл 2: Учимся смешанному дыханию.
- Цикл 3: Фонационная (звуковая) гимнастика.
- А.Н. Стрельникова. Парадоксальная дыхательная гимнастика
- Основной комплекс упражнений
- В.В. Емельянов. Фонопедический метод развития голоса13
- Первый комплекс упражнений14 Развитие показателей певческого голосообразования
- Д.Е. Огороднов. Комплексное музыкально-певческое воспитание (Работа по алгоритму)16
- Работа над вокально-ладовыми упражнениями
- Первые вокально-ладовые упражнения19
- Технология освоения упражнений
- Про филина
- Г.А. Струве. Хоровое сольфеджио
- Первая хоровая ступень (дошкольники)
- Вторая хоровая ступень (младшие школьники)
- Развитие чувства ритма*
- Первая хоровая ступень
- Вторая хоровая ступень
- В.Х. Хачатуров. Тайны певческого дыхания в детском эстрадном пении
- Первая ступень
- Вторая ступень
- 3 Ступень
- Рекомендуемая литература
- Приложение
- Диагностика базовых данных участника хорового коллектива
- Условные обозначения основных характеристик:
- Диагностическая карта певца
- Раздел 1 – одноголосие.
- Раздел 2 – двух-, трех- и многоголосие.
- Раздел 1
- Раздел 2
- Содержание