logo search
1

2. Связь педагогики с другими науками.Отрасли педагогики.

Социальные функции образования и воспитания в современном обществе.

Наука – сфера человеческой деятельности, функция которой выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.

Система – множество элементов находящихся в отношениях и связях друг с другом образующих определенную целостность и единство.

Для развития педагогики большое значение имеют связи с другими науками, с которыми ее объединяет объект исследования — человек. Педагогика развивает, укрепляет и совершенствует свои связи с философией, психологией, физиологией, этикой, социологией и другими науками, что помогает ей глубже проникать в сущность воспитания и обучения и разрабатывать свои теоретические основы.

Связь педагогики с другими науками.

Философия – идеи о роли деятельности как факторе развития личности, о влиянии бытия и социальных условий на формирование ее сознания. Является теоретической основой для создания педагогических концепций, от системы философских взглядов исследователей зависит направление педагогического поиска и его результата.

Психология – законы развития психики человека, диагностические методики (тестирование, анкетирование). В педагогической деятельности необходимо учитывать психические свойства, интересы, потребности и возможности личности. А педагогика исследует закономерности управления развитием личности. Воспитание, обучение, образование человека есть не что иное, как целенаправленное развитие психики (мышления, деятельности). Психологические методики (тесты, анкеты и т.д.) используются в педагогике для выявления, описания, объяснения и систематизации педагогических фактов.

Физиология (биология, медицина) – механизмы управления физическим и психическим развитием, закономерности жизнедеятельности организма в целом и отдельных его частей, функциональных систем. Анатомия – представление о строении человеческого организма. Выбирается оптимальный подход.

Экономика методика определение затрат на обучение в связи с удорожанием жизни; стоимости обучения в различных типах образовательных учреждений; затрат на педагогические кадры, на строительство, оборудование… Появилась новая отрасль – экономика образования, занимающей специфику действия экономических факторов в сфере образования.

Социология - состав общества, сущность общественных отношений, структура рынка труда, характер влияния социальной среды на человека, закономерности взаимодействия человека, семьи, коллектива и общества. Результаты социологических исследований служат основой для оценки и решения различных педагогических проблем, связанных с организацией студенческого досуга, профессиональной ориентацией и др., раскрывают сущность социализации личности.

Политология и педагогика с разных сторон касаются механизмов формирования политики и политической культуры личности.

Информатика и связь с педагогикой укрепляет взаимодействие с информационными технологиями в образовании.

Культурология. Образование является частью культуры, поэтому педагогика рассматривается как элемент культуры.

Этика – понятие морали и ее место в системе общественных отношений.

Эстетика – ценностное отношение человека к миру.

Демография – сведения о народонаселении (рождаемость, смертность, миграция).

Менеджмент – методологические основы для обеспеченья руководства и координации деятельности участников педагогического процесса по достижению социально и личностно значимых результатов в обучении, воспитании, развитии обучающихся, то есть обеспечении условий для успешной деятельности педагогического коллектива по реализации стоящих перед ними задач.

Маркетинг –исследование, планирование, осуществление и контроль за тщательно сформулированными программами, задумками, чтобы вызвать добровольный обмен ценностями с целевыми рынками с целью достижения стремлений учебных заведений.

Развитие связи педагогики с другими науками приводит к выделению ее новых отраслей, пограничных научных дисциплин. Современная педагогика представляет собой сложную систему педагогических наук.

Отрасли педагогики и их основные задачи.

Общая педагогика - основные закономерности воспитания.

История педагогики - развитие педагогических идей и воспитания в различные исторические эпохи.

Сравнительная педагогика - закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах. Исследует закономерности функционирования развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и различий.

Возрастная педагогика - особенности воспитания человека на различных возрастных этапах (дошкольную педагогику, школьную педагогику, педагогику высшей школы, педагогику взрослых (андрогогику)).

Специальная педагогика (кондуктивная, коррекционная) - теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания и образования человека (детей и взрослых), имеющего отклонения в физическом и умственном развитии. (сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия).

Теория и методика воспитания - формирования личности учащихся и ученического коллектива.

Теория обучения (дидактика) – устанавливает факты и закономерные связи между различными сторонами процесса обучения.

Частные методики (предметная дидактика) - специфические частные закономерности обучения конкретным дисциплинам (языку, физике, математике, химии, истории и др.), накапливают технологический инструментарий, позволяющий оптимальными методами и средствами усваивать содержание той или иной дисциплины, овладевать опытом предметной деятельности, оценочными отношениями.

Профессиональная педагогика - закономерности, осуществляет теоретическое обоснование, разрабатывает принципы, технологии воспитания и образования человека, ориентированного на конкретную профессиональную сферу действительности (военная, инженерная, производственная, медицинская)

Производственная педагогика - закономерности обучения работающих, переориентацию их на новые средства производства, повышение их квалификации, переучивание новым профессиям.

Социальная педагогика - теоретические и прикладные разработки в области внешкольного воспитания и образования детей и взрослых. Многопрофильные образовательно-воспитательные учреждения {клубы, спортивные секции» студии музыкального и театрального искусства) являются средством повышения культуры общества, воспитания и развития личности, передачи профессиональных знаний, проявления творческих способностей людей.

Теория управления образовательными системами исследует основные процедуры обеспечения функционирования и развития системы образования – от прогнозирования до ликвидации недостатков.

Исправительно-трудовая педагогика: теоретическое обоснование и разработка методики перевоспитания правонарушителей всех возрастов.

Социальные функции образования и воспитания в современном обществе

Образование – целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства.

Образование как социальное явление – это относительно самостоятельная система, функцией которой является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированная на овладение определенными знаниями (прежде всего научными), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых в конечном счете определяется социально-экономическим и политическим строем данного общества и уровнем его материально-технического развития.

Социальная значимость образования – формирование интеллектуального, нравственного и ресурсного потенциала общества и государства; содействие политическому, экономическому и культурно-технологическому развитию общества.

Профессиональная значимость образования – развитие, обучение и воспитание личности в интересах самой личности, общества и государства; подготовка человека к успешной и безопасной преобразовательной деятельности в современном социуме.