33. Особенности социализации ребенка в условиях современного российского общества
Из множества существующих интерпретаций понятия «социализация» наиболее распространенной является ее понимание как процесса усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта (социальных норм, ценностей, установок, обычаев, традиций, коллективных представлений, верований и т. д.).
Можно сказать, что социализация – это, с одной стороны, процесс стихийного воздействия социальных условий на индивида, а с другой – результат целенаправленного воспитания, осуществляемого социальными институтами по определенным программам.
Основными институтами социализации традиционно являются семья, система образования и религия.
Социальные институты, отвечающие за социализацию поколения, являются консервативными по своей сути, они направлены на поддержание и трансляцию сложившегося в обществе социокультурного образца, а трансформирующееся общество требует инновационных форм поведения, которые не могут быть алгоритмизированы в традиционно сложившихся институтах.
Таким образом, создается эмоциональный вакуум у той части социума, которая более всего стремиться к поиску адекватных способов понимания себя и окружающего мира. Этот недостаток восполняется у части подростков обращением к музыке, что определяется как ее специфическими особенностями, так и спецификой социальной ситуации, в которой оказывается современный российский подросток в особенности в крупных городах.
Для крупного города с его высоким темпом жизни, приоритетом личной активности, большей социально-экономической разнородностью свойственны скудость эмоциональных контактов, анонимность общения, значительная дистанцированность людей друг от друга, приоритеты индивидуализма. Для подростков, которые в силу возрастных особенностей расположены к коллективизму, к эмоционально насыщенным отношениям, создаются, таким образом, дополнительные трудности. К свойственному этому возрасту процессу отрыва от семьи, ослаблению эмоциональных контактов с родителями добавляется разница ценностных приоритетов, что дополнительно увеличивает степень генерационного отчуждения и затрудняет процесс направленной семейной социализации. Это сказывается на увеличении массовой доли стихийной социализации. Ценностные установки, закладываемые в процессе такого рода социализации, во многом формируются под воздействием подростковой субкультуры, в частности музыкальной, т.к. одним из основных критериев формирования «своей» среды и референтной группы является сфера музыкальных интересов, обеспечивающая, едва ли не основные потребности человека в этом возрасте - эмоциональную близость и потребность в общении.
34 вопрос Современные тенденции развития школьного образования в России. Важнейшей мировой тенденцией современного образования является его интеграция и интернационализация, ведущая к сближению стран, созданию условий для формирования единого мирового образовательного пространства. Присоединение России к Болонской декларации (2003 г.), принятой большинством европейских стран, означает движение нашей страны в направлении сближения образовательных систем. Основные положения Болонской декларации можно свести к следующим важным пунктам: внедрение двухуровневой (трехуровневой) системы подготовки специалистов (бакалавр-магистр); введение кредитной системы; обеспечение контроля качества образования; расширение мобильности; обеспечение трудоустройства выпускников.
Важнейшими направлениями информатизации образования являются:
* формирование виртуальной информационной среды на уровне учебного заведения;
* системная интеграция информационных технологий в образовании, поддерживающих процессы обучения, научных исследований и организационного управления;
* построение и развитие единого образовательного информационного пространства;
* постоянное обеспечение новой научно-технической и научно-методической информации;
* создание широкой сети информационных центров, ориентированных на решение задач информационного обеспечения системы образования компьютерными программами.
Характерными чертами этой новой отечественной системы исторического образования можно считать:
* ликвидацию марксистско-ленинской идеологической основы системы образования; * придание системе образования относительно демократического и открытого для общественности характера вместо существовавшего ранее “закрытого”, ведомственного подхода;
* становление государственно-общественного механизма управления системой образования (а не ведомственного, как было в советскую эпоху);
* обеспечение принципа регионализации и децентрализации образования вместо унификации и централизации;
* признание идеи вариативности образования как ценности, отвечающей гуманистической сущности человека;
* признание поли культурности, многонациональности и поликонфессиональности российского общества как фундаментальных факторов, которые должны быть отражены в системе исторического образования.
Цель модернизации состоит в создании механизма устойчивого развития многоуровневой системы образования. Достижение названной стратегической цели предполагает решение приоритетных взаимосвязанных задач:
* обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;
* достижение современного качества общего и профессионального образования;
* формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов;
* повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;
Стратегическая цель государственной политики в области образования повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач: - модернизация институтов образования как инструментов социального развития; - формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях; - обеспечение инновационного характера базового образования в соответствии с требованиями экономики, основанной на знаниях; - создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров.
- 1 Вопрос. Сущность государственной политики социальной защиты детства в Российской Федерации
- 3. Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
- 4. Основные направления международной деятельности по социальной защите детства
- 5. Система социальной защиты детства за рубежом (на примере одной из европейских стран) Швеция – модель социальной защиты детства
- 6 Вопрос Международные основы социальной защиты прав и интересов несовершеннолетних.
- 7. Нормативно-правовые основы социальной защиты семейных прав граждан рф
- Вопрос 8. Нормативно-правовые основы защиты прав и интересов детей в рф
- 10. Нормативно-правовые основы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
- 11. Нормативно правовые основы уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних
- 12 Вопрос Правовые основы социального обслуживания семьи и детей в рф.
- 13. Защита прав ребенка в социально-педагогической деятельности в учреждениях образования.
- 14. Государственная система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
- 16.Государственный подход к организации социальной помощи и социального воспитания в России. Практика призрения на этапе Просвещения.
- 17.Государственное и общественное призрение в России в 19 веке.
- 20 Вопрос. Социально-педагогическое консультирование как направление деятельности соц. Педагога.
- 21. Характеристика моделей социально-педагогического консультирования.
- 22. Консультирование в системе сопровождения ребенка с социальными проблемами.
- 23 Вопрос. Социально-педагогическое консультирование семьи
- 24. Социально-педагогическая профилактика правонарушений среди несовершеннолетних.
- 25. Технология социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов и их семей.
- 26. Технология социально-педагогической реабилитации девиантного поведения
- 27. Социально-педагогическая поддержка семей группы риска
- 28. Социально-педагогическая поддержка и сопровождение многодетных семей
- 29. Социально-педагогическая поддержка и сопровождение детей мигрантов в оу
- 30. Социально-педагогическая деятельность по профилактике конфликтов в образовательных учреждениях.
- 31. Профессионально-этические нормы деятельности социального педагога
- 32. Социализация ребенка как многофакторный процесс
- 33. Особенности социализации ребенка в условиях современного российского общества
- 35. Психологические особенности детей дошкольного возраста 3-6 лет
- 36. Общая психологическая характеристика развития младшего школьника. Задачи воспитания.
- 1. Восприятие:
- 37. Общая психологическая характеристика развития подростка. Задачи воспитания.
- 39. Психологические основы методов и форм воспитательной работы.
- 40. Половое воспитание школьников и формирование культуры межполовых отношений