Вторая хоровая ступень
Учебный план:
Ритмические упражнения в размеров 2/4 и 3/4.
Пунктирный ритм
Затакт
На каждом занятии хора проводятся ритмические упражнения в основном на материале разучиваемых песен, а также с использованием упражнений из других разделов хорового сольфеджио. На занятия ритмом выделяется от 5 до 10 минут. В отличие от других упражнений хорового сольфеджио, проводящихся обычно в начале занятий, упражнения по развитию чувства ритма могут проводиться в любой части урока. Такие упражнения активизируют внимание, служат своеобразным отдыхом от предыдущей работы (переключение внимания на другой вид деятельности уже отдых). Потребность в проведении подобных упражнений возникает и тогда, когда в разучиваемой песне не получается тот или другой ритмический рисунок. Иногда заведомо трудное место в песне подготавливают специальными ритмическими упражнениями, а уже потом разучивают.
На второй хоровой ступени ритмическому анализу разучиваемых песен, а также прослушиваемых музыкальных произведений уделяют еще больше внимания.
Метод ритмической пульсации и на этой ступени остается основным. Довольно часто применяется и метод пропевания знакомых мелодий на слоги "та", "ти" и т. д.
Упражнения, выполняемые на этом этапе, не только значительно усложняются ритмически, но и становятся более длительными. Появление размера 3/4 также усложняет упражнения. Например,
Особое внимание следует уделить ритмической группе «четверть с точкой - восьмая» (пунктирный ритм); трудной для усвоения. Ее следует сравнить с группой «восьмая - четверть - восьмая» (синкопа). В этих двух группах последняя длительность в такте восьмая; при сравнении ритмических групп хормейстер объясняет значение точки после четверти. Упражнения для закрепления этого материала:
Чтобы дети лучше поняли разницу между размерами 2/4 и 3/4, даются упражнения с переменными размерами:
При изучении последующих ритмических групп происходит сравнение дроблений, например, шестнадцатые сравниваются с восьмыми:
На этом этапе употребляется в основном инструментальная группировка. Хормейстер может акцентировать внимание детей на разнице группировок инструментальной и вокальной, но даже пение со словами на этой ступени проходит по инструментальным группировкам.
На этой же ступени появляется затакт. Дети должны понять, почувствовать устремленность затакта к сильной доле. Пример упражнения:
Многие упражнения постоянно поются на ритмические слоги, а также со словами (если это отрывки из песен) и обязательно сольмизируются в удобных тональностях. Вот, например, упражнение, которое сначала дается только ритмически, затем звуковысотно и, наконец, в разных тональностях:
На второй хоровой ступени продолжается игра в "Эхо" с постоянным усложнением ритмических и других задач. В частности, в игру включаются новые тембры; кроме хлопков в ладоши и ударов ногой, вводятся также удары двумя руками по коленкам.
Так выглядит индивидуальная партитура учащегося с применением ряда средств «собственного ритмического инструментария».
Хлопки:
Удары по коленям:
Удары ногой:
На второй ступени важны ритмические упражнения, в которых наряду с ровными ритмами появляются пунктирные, а позже (в конце второй ступени в начале третьей) синкопированные.
Продолжается расширение музыкального инструментария. Элементарное музицирование (особенно на первых двух ступенях) способствует музыкальному развитию детей, прежде всего возникновению чувства ансамбля, усвоению понятия о тембрах и т.д.
- В процессе музыкально-певческого воспитания школьников
- Музыкально-певческое воспитание школьников
- Основополагающие принципы формирования певческих навыков в детском возрасте
- Акустическая структура и биофизические характеристики детского певческого голоса9
- Интонационная характеристика певческого голоса
- Звуковысотный диапазон певческого голоса детей
- Динамическая характеристика певческого голоса
- Тембральная характеристика певческого голоса
- Г.П. Стулова вопросы методики вокальной работы с детьми11
- Начальные упражнения для голоса
- Азбука дыхания
- Цикл 2: Учимся смешанному дыханию.
- Цикл 3: Фонационная (звуковая) гимнастика.
- А.Н. Стрельникова. Парадоксальная дыхательная гимнастика
- Основной комплекс упражнений
- В.В. Емельянов. Фонопедический метод развития голоса13
- Первый комплекс упражнений14 Развитие показателей певческого голосообразования
- Д.Е. Огороднов. Комплексное музыкально-певческое воспитание (Работа по алгоритму)16
- Работа над вокально-ладовыми упражнениями
- Первые вокально-ладовые упражнения19
- Технология освоения упражнений
- Про филина
- Г.А. Струве. Хоровое сольфеджио
- Первая хоровая ступень (дошкольники)
- Вторая хоровая ступень (младшие школьники)
- Развитие чувства ритма*
- Первая хоровая ступень
- Вторая хоровая ступень
- В.Х. Хачатуров. Тайны певческого дыхания в детском эстрадном пении
- Первая ступень
- Вторая ступень
- 3 Ступень
- Рекомендуемая литература
- Приложение
- Диагностика базовых данных участника хорового коллектива
- Условные обозначения основных характеристик:
- Диагностическая карта певца
- Раздел 1 – одноголосие.
- Раздел 2 – двух-, трех- и многоголосие.
- Раздел 1
- Раздел 2
- Содержание