Диагностика включенности и эмоционального благополучия учащихся в образовательном процессе
Важными условиями развития учащихся, их успешности в обучении являются степень включенности, вовлеченности в учебу, эмоциональное благополучие. Включенность позволяет ребенку развивать дальше свои способности и обеспечивает более высокую ступень его развития, определяет качество его деятельности, степень ответственности. Познавательная мотивация учащихся лежит в основе успешного обучения, а переживание ребенком эмоционального благополучия является главным условием формирования личности (Божович Л. И.). Следовательно, удовлетворение потребности в психологическом комфорте, создание благоприятной эмоциональной среды является одним из важнейших условий формирования познавательной мотивации. Способность ребенка включаться в учебную деятельность значимо влияет на становление таких особенностей поведения, как ответственность личности, ответственное выполнение задания, самоконтроль, целеустремленность, дисциплинированность, произвольность, инициативность. Эмоциональное благополучие в школе является одним из наиболее важных критериев отношения ребенка к школе и к учебе в целом, его удовлетворенности своей успеваемостью, взаимоотношениями с одноклассниками и учителями.
Под термином «эмоциональное благополучие» мы понимаем удовлетворенность личности деятельностью, взаимоотношениями, защищенность в данном коллективе, ее внутреннее спокойствие.
Специалистами ППМС - центра гимназии №56 г. Санкт-Петербурга в ходе российско-фламандского сотрудничества в рамках программы сопровождения разработана, прошла апробацию и регулярно проводится диагностика включенности и эмоционального благополучия учащихся. Эти показатели можно определять постоянно, а значит, учитель и родители могут быстро реагировать и оказывать необходимую помощь ребенку в процессе обучения. Как проявляется включенность ребенка в учебу?
Включенность в учебный процесс определяется следующими показателями:
ребенку интересно учиться, он с удовольствием выполняет задания;
он способен сконцентрироваться – ничто не может сбить, отвлечь от деятельности;
ребенок может длительно заниматься одним и тем же делом, выполнять какие - либо задания;
ребенок пытается как можно лучше выполнить задание, мобилизует свои способности и навыки;
любая деятельность выполняется ребенком с включением интенсивной умственной деятельности.
Состояние эмоционального благополучия учащихся включает в себя:
открытость, восприимчивость к окружающему миру;
адекватность реакций;
желание все исследовать;
быстрая адаптация к новым условиям;
ребенок энергичен;
при встрече с новыми задачами может взять на себя риск;
ребенок чувствует себя «как рыба в воде».
Однако необходимо заметить, что перечисленный ряд индикаторов эмоционального благополучия не может быть завершен окончательно. Образовательный процесс должен соответствовать потребностям и интересам учащихся, обеспечивать психологический комфорт, гарантировать достижение уровня компетентности соответствующей индивидуальным особенностям ребенка. Поэтому система диагностики и мониторинга включенности и эмоционального благополучия в образовательном процессе позволяет вовремя реагировать и не только решать проблемы, но и предотвращать их появление.
Диагностический комплекс включает в себя систему мероприятий, позволяющих выявлять учебные и социально-эмоциональные затруднения учащихся, и ставит своей целью получение целостной картины включенности в обучение и эмоционального благополучия, как всего классного коллектива, так и каждого ученика в отдельности. Диагностика проводится специалистами ППМС-центра.
Этапы диагностики:
Самоанализ успеваемости учащимся - блок «Как я учусь?».
Самоанализ учащимся своего интереса к уроку и включенности в учебной процесс – блок «Интересно ли мне учиться?»
Самоанализ учащимся эмоционального благополучия – блок «Как я себя чувствую на уроке?»
Экспертная оценка учителем успеваемости, включенности и эмоционального благополучия учеников на различных предметах (заполнение диагностической карты класса).
Соотнесение данных самодиагностики учащихся с данными экспертной оценки учителя.
Выводы и рекомендации по сопровождению учащихся.
Диагностический инструментарий: бланки для ученика и учителя, пиктограммы для учащихся.
Бланк для ученика
Анкета «Включенность и эмоциональное благополучие»
Фамилия, имя____________________________ Класс _________________
Предметы | Как я учусь | Интересно ли мне учиться | Как я себя чувствую? |
|
|
|
|
Самоанализ успеваемости:
Я учусь всегда хорошо – уровень А
Я чаще всего учусь хорошо – уровень В
Я учусь иногда хорошо, а иногда плохо – уровень С
Я чаще всего плохо учусь – уровень Д
Я всегда учусь плохо – уровень Е
Самоанализ включенности
Мне всегда интересно на уроке – уровень А
Мне чаще интересно на уроке – уровень В
Мне иногда интересно, а иногда нет – уровень С
Мне чаще неинтересно – уровень Д
Мне всегда скучно на уроке – уровень Е
Самоанализ эмоционального самочувствия
Я всегда хорошо себя чувствую на уроке – уровень А
Я чаще хорошо себя чувствую – уровень В
Я иногда себя хорошо чувствую, а иногда нет – уровень С
Я чаще себя чувствую плохо – уровень Д
Я чаще плохо себя чувствую – уровень Е
Бланк для учителя
Анкета «Включенность и эмоциональное благополучие»
Класс ___________ Предмет ________________ Дата заполнения __________
№ | Фамилия, имя ученика | Успеваемость
| Включённость | Эмоциональное благополучие |
1 |
|
|
|
|
Ход диагностики:
учащимся предлагается проанализировать свою успеваемость, заинтересованность и эмоциональное состояние на различных предметах, используя пиктограммы, выбирая наиболее подходящий для себя вариант ответа.
учитель фиксирует результаты наблюдений за учеником, заполняет диагностическую карту класса.
Анализ полученных результатов: данные, полученные в ходе диагностики, рассматриваются в уровнях:
Вариант ответа | Уровень |
А | Высокий |
В | Выше среднего |
С | Средний |
Д | Ниже среднего |
Е | Низкий |
Специалисты ППМС-центра гимназии интерпретируют результаты исследований, выдвигают гипотезы для выявления причин проблемы, делают выводы, выносят решения и рекомендации для учителя и родителей по конкретным проблемам.
- Оглавление.
- Психолого-педагогическое сопровождение процессов развития ребенка в образовательной среде
- Теоретическая модель становления профессионального сообщества специалистов системы сопровождения
- Психологический компонент методологической культуры современного учителя
- Психолого-педагогическое сопровождение развития личности в современных социокультурных условиях.
- Психологические аспекты развития и оценки универсальных учебных действий в процессе внедрения фгос.
- Организация психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения, как первичного звена психолого-медико-педагогического сопровождения
- Заседания пмПк образовательного учреждения.
- Индивидуальное обследование ребенка специалистами консилиума.
- 2. Коллегиальное обсуждение: определение образовательного маршрута и коррекционной помощи.
- 4. Согласование деятельности специалистов по коррекционно-развивающей работе.
- Реализация рекомендаций консилиума.
- 6. Оценка эффективности коррекционно-развивающей работы.
- Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение в дошкольном отделении гимназии
- Технология работа с портфолио дошкольника
- Создание условий для обеспечения успешной адаптации детей при переходе из доу в начальную школу
- Портрет современного выпускника школы и программы психолого-педагогического сопровождения старшеклассников как способ реализации фгос нового поколения
- Какой он - современный выпускник? Какими качествами должен обладать?
- Игра как способ достижения образовательных результатов в условиях введения фгос нового поколения: опыт реализации программ комплексного сопровождения учащихся гимназии
- Педагогическое сопровождение процессов становления и развития социокультурной идентичности субъектов оу.
- Концепция развивающей работы школьного психолога – помощь школьникам с проблемами в обучении
- Взаимодействие специалистов ппмс-сопровождения и родителей учащихся в образовательном процессе
- Сигнал о проблеме
- Поддержка и оказание обучающей помощи родителям детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (из опыта работы Родительского Клуба)
- Комплексное сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
- Проблемы педагогического сопровождения ребёнка в вопросах полового воспитания
- Диагностика включенности и эмоционального благополучия учащихся в образовательном процессе
- Взаимодействие сотрудников ппмс-центра с классными руководителями по результатам диагностики
- О роли просвещения родителей в вопросах сопровождения подростков в выборе образовательной стратегии и профессиональной карьеры
- Педагогическое сопровождение в вопросах профориентации подростков-спортсменов
- Активные формы работы с родителями
- Социальная и педагогическая интеграция. Проблемы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Проблемы образовательной интеграции
- Механизм реализации программы коррекционной работы с учащимися с ограниченными возможностями развития, обучающимися в условиях интегрированного/инклюзивного образования
- Организация работы Центральной психолого-медико-педагогической комиссии
- I Первичный уровень
- III Областной уровень
- Обращение на цпмпк.
- Запись ребенка на цпмпк.
- Задержка психического развития: Этиология. Клиника. Диагностика
- Биологические:
- Социально-психологические:
- Внимание.
- Восприятие.
- Память.
- Мышление.
- Мотивация.
- Психокоррекция в условиях сенсорной комнаты как элемент системы психологического сопровождения образовательного процесса в специальном (коррекционном) детском доме
- Методические рекомендации по логопедической диагностике
- 1. Системное недоразвитие речи тяжелой степени при умственной отсталости.
- 2. Системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости.
- 3. Системное недоразвитие речи легкой степени при умственной отсталости
- Логопедическое заключение при обследовании школьников.
- 1 Системное недоразвитие речи тяжелой степени при умственной отсталости.
- 2. Системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости.
- 3. Системное недоразвитие речи легкой степени при умственной отсталости.
- Школа равных возможностей: ппмс-сопровождение инклюзивного образования
- Опыт взаимодействия логопеда и учителя в рамках комплексного сопровождения учащихся с речевыми проблемами в условиях гимназии
- Профессиональное самоопределение обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья на основе трудового обучения и социально – трудового воспитания
- Особенности мотивационного компонента школьной зрелости детей с задержкой психического развития 6 -7 лет
- Список авторов.