logo search
Материалы конференций по ППС РП НШ

Диагностика включенности и эмоционального благополучия учащихся в образовательном процессе

Важными условиями развития учащихся, их успешности в обучении являются степень включенности, вовлеченности в учебу, эмоциональное благополучие. Включенность позволяет ребенку развивать дальше свои способности и обеспечивает более высокую ступень его развития, определяет качество его деятельности, степень ответственности. Познавательная мотивация учащихся лежит в основе успешного обучения, а переживание ребенком эмоционального благополучия является главным условием формирования личности (Божович Л. И.). Следовательно, удовлетворение потребности в психологическом комфорте, создание благоприятной эмоциональной среды является одним из важнейших условий формирования познавательной мотивации. Способность ребенка включаться в учебную деятельность значимо влияет на становление таких особенностей поведения, как ответственность личности, ответственное выполнение задания, самоконтроль, целеустремленность, дисциплинированность, произвольность, инициативность. Эмоциональное благополучие в школе является одним из наиболее важных критериев отношения ребенка к школе и к учебе в целом, его удовлетворенности своей успеваемостью, взаимоотношениями с одноклассниками и учителями.

Под термином «эмоциональное благополучие» мы понимаем удовлетворенность личности деятельностью, взаимоотношениями, защищенность в данном коллективе, ее внутреннее спокойствие.

Специалистами ППМС - центра гимназии №56 г. Санкт-Петербурга в ходе российско-фламандского сотрудничества в рамках программы сопровождения разработана, прошла апробацию и регулярно проводится диагностика включенности и эмоционального благополучия учащихся. Эти показатели можно определять постоянно, а значит, учитель и родители могут быстро реагировать и оказывать необходимую помощь ребенку в процессе обучения. Как проявляется включенность ребенка в учебу?

Включенность в учебный процесс определяется следующими показателями:

Состояние эмоционального благополучия учащихся включает в себя:

Однако необходимо заметить, что перечисленный ряд индикаторов эмоционального благополучия не может быть завершен окончательно. Образовательный процесс должен соответствовать потребностям и интересам учащихся, обеспечивать психологический комфорт, гарантировать достижение уровня компетентности соответствующей индивидуальным особенностям ребенка. Поэтому система диагностики и мониторинга включенности и эмоционального благополучия в образовательном процессе позволяет вовремя реагировать и не только решать проблемы, но и предотвращать их появление.

Диагностический комплекс включает в себя систему мероприятий, позволяющих выявлять учебные и социально-эмоциональные затруднения учащихся, и ставит своей целью получение целостной картины включенности в обучение и эмоционального благополучия, как всего классного коллектива, так и каждого ученика в отдельности. Диагностика проводится специалистами ППМС-центра.

Этапы диагностики:

  1. Самоанализ успеваемости учащимся - блок «Как я учусь?».

  2. Самоанализ учащимся своего интереса к уроку и включенности в учебной процесс – блок «Интересно ли мне учиться?»

  3. Самоанализ учащимся эмоционального благополучия – блок «Как я себя чувствую на уроке?»

  4. Экспертная оценка учителем успеваемости, включенности и эмоционального благополучия учеников на различных предметах (заполнение диагностической карты класса).

  5. Соотнесение данных самодиагностики учащихся с данными экспертной оценки учителя.

  6. Выводы и рекомендации по сопровождению учащихся.

Диагностический инструментарий: бланки для ученика и учителя, пиктограммы для учащихся.

Бланк для ученика

Анкета «Включенность и эмоциональное благополучие»

Фамилия, имя____________________________ Класс _________________

Предметы

Как я учусь

Интересно ли

мне учиться

Как я себя

чувствую?

Самоанализ успеваемости:

Я учусь всегда хорошо – уровень А

Я чаще всего учусь хорошо – уровень В

Я учусь иногда хорошо, а иногда плохо – уровень С

Я чаще всего плохо учусь – уровень Д

Я всегда учусь плохо – уровень Е

Самоанализ включенности

Мне всегда интересно на уроке – уровень А

Мне чаще интересно на уроке – уровень В

Мне иногда интересно, а иногда нет – уровень С

Мне чаще неинтересно – уровень Д

Мне всегда скучно на уроке – уровень Е

Самоанализ эмоционального самочувствия

Я всегда хорошо себя чувствую на уроке – уровень А

Я чаще хорошо себя чувствую – уровень В

Я иногда себя хорошо чувствую, а иногда нет – уровень С

Я чаще себя чувствую плохо – уровень Д

Я чаще плохо себя чувствую – уровень Е

Бланк для учителя

Анкета «Включенность и эмоциональное благополучие»

Класс ___________ Предмет ________________ Дата заполнения __________

Фамилия, имя ученика

Успеваемость

Включённость

Эмоциональное

благополучие

1

Ход диагностики:

Анализ полученных результатов: данные, полученные в ходе диагностики, рассматриваются в уровнях:

Вариант ответа

Уровень

А

Высокий

В

Выше среднего

С

Средний

Д

Ниже среднего

Е

Низкий

Специалисты ППМС-центра гимназии интерпретируют результаты исследований, выдвигают гипотезы для выявления причин проблемы, делают выводы, выносят решения и рекомендации для учителя и родителей по конкретным проблемам.