Особенности содержания технологии
С.Н. Лысенкова открыла замечательный феномен: чтобы уменьшить объективную трудность некоторых вопросов программы, надо опережать их введение в учебный процесс.
Трудную тему С.Н. Лысенкова начинает не в заданные программой часы, а много раньше. Для каждой темы это начало разное. Например, перспективная подготовка, т.е. начало попутного прохождения трудной темы, приближенной к изучаемому в данный момент материалу. Перспективная (та, что только будет позже основной) тема дается на каждом уроке малыми дозами (5-7 минут). Тема при этом раскрывается медленно, последовательно, со всеми необходимым и логическим и переходами. В обсуждение вовлекаются сначала сильные, затем средние и лишь потом слабые ученики. Получается, что все дети понемногу учат друг друга. И учитель, и ученик совсем по-другому чувствуют себя в пространстве времени.
Второй пример - это уже обобщение по теме на основе определенны знаний. Усвоение материала происходит в три этапа: 1) предварительное введение первых (малых) порций будущих знаний; 2) уточнение новых понятий, их обобщение, применение; 3) развитие беглости мыслительных приемов и учебных действий. Такое рассредоточенное усвоение учебного материала обеспечивает перевод знаний в долговременную память.
Связующим звеном между годами обучения является большая перспектива (4 этап); ею оканчивается и начинается каждый учебный год.
3. В чем сущность и специфика следующих альтернативных технологий : вальдорфская педагогика (Р. Штейнер), технология свободного труда (С. Френе), технология вероятностного образования (А.М.Лобок ) технология мастерских?
В широком смысле под альтернативными технологиями принято рассматривать те, которые противостоят традиционной системе обучения какой-либо своей стороной, будь то цели, содержание, формы, методы, отношения, позиции участников педагогического процесса. С этой точки зрения всякая инновация может претендовать на статус альтернативной технологии.
Более адекватным определением этого понятия, видимо, будет следующее: это радикальный отказ как от традиционных концептуальных оснований педагогического процесса (социально-философских, психологических),так и от общепринятых организационных, содержательных и методических принципов, и замена их другими, альтернативными.
Так ,одной из сущностных характеристик традиционного обучения является авторитарность, подчиненное положение ребенка педагогу. Альтернатива этой системе - свободное воспитание - зародилась еще в древности (Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель), прошла сквозь века (В. Ратке. Я-А- Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И. Песталоцци) к новым временам Л. Толстой, М. Монтессори, А. Нейлл, К. Вентцель, Я. Корчак, П. Каптерев. П. Блонский). Оно провозглашает в качестве основной идеи воспитания обеспечение ребенка независимым свободным выборам поступка и деятельности.
Ещё одной альтернативой авторитарной, командно-административной педагогики выступают гуманистические и демократические технологии, основанные на отношениях уважения, равенства, педагогической любви к детям.
Важнейшей стороной традиционной системы образования является классно-урочная организация учебного процесса. Альтернативу такой организации составляют некоторые формы дифференциации и индивидуализации в разновозрастных группах и взаимодействие старших с младшими в технологиях, различные формы внеурочной работы.
В западноевропейских странах получила распространение технология «Иена-план», которая основывается на постоянных разновозрастных группах и отличном от класса обустройстве помещения для работы.
Сегодня эти и другие альтернативные идеи являются одним из источников новой, рождающейся парадигмы образования XXI века, целью которого будет свободный творческий человек.
Наиболее известными и распространенными альтернативными технологиями являются педагогика вальдорфской школы, психология свободного труда, технология вероятностного образования. Рассмотрим названные технологии более подробно.
Технология вальдорфской педагогики. Основоположник - Рудольф Штейнер, немецкий философ и педагог, автор системы школьного образования, получившей название вальдорфской от названия местной фабрики «Вальдорф-Астория», при которой была организована школа.
Р. Шгейнер воплотил в своей школе разработанное им философское учение — антропософию, согласно которой развитие способности к познанию приводит человека к совершенству. Антропософия соединяет в себе элементы субъективного идеализма (действительность как самопроявление духа), гегелевского объективного идеализма, а также христианства.
Итак, в вальдорфской педагогике ребенок - существо духовное, имеющее помимо физического тела еще и душу - божественное начало.
Ребенок - божья часть - приходит на Землю с определенной миссией. Высвободить душу ребенка, дать свершиться этой миссии - основная задача школы.
Вальдорфская педагогика является одной из разновидностей воплощения идей «свободного воспитания» и «гуманистической педагогики». Она может быть охарактеризована как система самопознания и саморазвития индивидуальности при партнерстве с учителем, в двуединстве чувственного и сверхчувственного опыта духа, души и тела.
- Часть I. Общие основы педагогики
- 1. Что является объектом и предметом исследования науки педагогики и каковы ее функции? в каких случаях педагогика представляется как наука и в каких — как искусство?
- 2. Раскройте содержание следующих категорий педагогики: воспитание, перевоспитание, самовоспитание, образование, обучение
- 3. Какова система педагогических наук (общая структура и отрасли)?
- 4. Дайте общую характеристику методов педагогического исследования (теоретических, эмпирических и математических). В чем логика педагогического исследования?
- 5. Какова типология и каково многообразие современных образовательных учреждений?
- Часть II. Теория воспитания
- В чем сущность классических и современных концепций воспитания?
- 2. В чем сущность и содержание современных подходов воспитания учащихся (системный, деятельностный, личностно-ориентированный, философско-антропологический, синергетический)?
- 3. В чем сущность и содержание физического воспитания школьников? Каковы формы, методы и средства совершенствования физической и духовно здоровой личности?
- 4. В чем сущность формирования эстетической культуры школьников? Каковы содержание, формы, методы и средства эстетического воспитания учащихся в школе?
- Часть III. Дидактика
- 1. Раскройте сущность и содержание основных законов, закономерностей и принципов обучения. Что такое обучение и каковы его признаки?
- 2. Проанализируйте следующие дидактические концепции: традиционная, педоцентрическая, проблемное обучение, программированное обучение, развивающее обучение.
- 3. Раскройте сущность, содержание и пути реализации на практике основных функций обучения.
- 5.В чем сущность и содержание государственного образователь- ного стандарта?
- 6. Какова сущность происходящих в настоящее время инноваци- онных образовательных процессов? Какова структура инновацион- ных процессов в системе образовании?
- Часть IV. Педагогические технологии
- 1. Какие существуют педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся?
- 2. Какие существуют педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса?
- Особенности содержания технологии
- Концептуальные положения
- Особенности содержания
- Особенности методики
- Концептуальные положения
- Особенности методики
- Концептуальные положения
- Особенности организации
- Часть V. История педагогики и образования
- 2. Как развивалась педагогическая мысль в России после коре пых преобразований в экономической, .Политической, культурно жизни, осуществленных Петром I? Каковы были при этом школь реформы?
- Часть VI. Педагогическая диагностика
- 1. В чем сущность и функции педагогической диагностики? Каковы возможности педагогической диагностики в совершенствовании учебно-воспитательного процесса в школе?
- 2. Какова методика диагностического исследования процесса социального развития учащихся? Каковы особенности этой методики в работе с младшими школьниками?
- 3. В чем сущность и содержание работы классного руководителя по диагностике основных направлений выбора школьниками будущей профессии?
- 4.Какова методика диагностического исследования общего со- стояния учебного процесса в классе (школе)?
- Часть. VII. Управление педагогическими системами
- 1. В чем сущность и содержание педагогического менеджмента? Каковы государственно-общественные системы управления образованием в нашей стране?
- 2. Что такое педагогическая система? Каковы ее структурные компоненты.
- 3. В чем сущность и содержание педагогической культуры учителя и руководителей школы? Каковы основные компоненты этой культуры, как они формируются и практически реализуются?
- 4Обучающая функция.
- 4. Каковы общие критерии в оценке труда учителя? Какие существуют формы и методы подготовки учителя к аттестации и каков порядок ее проведения?
- Часть VIII. Коррекционная педагогика
- 1. Что такое «норма» и «отклонение» в физическом, психическом, интеллектуальном и моторном развитии человека? Как в настоящее время в школе исследуются учащиеся по этим показателям?
- ЧастьIx. Методика музыкального воспитания младших школьников
- Часть X. Методика преподавания изо в начальной школе
- 1. Какова методика проведения уроков рисования с натуры, по памяти и по представлению? Каковы особенности методики проведения уроков по изображению родной природы и предметов быта чувашского народа?
- Каковы особенности методики проведения уроков по изображению родной природы и предметов быта чувашского народа?
- 2. Какова методика проведения уроков декоративного рисования? Каковы особенности методики проведения уроков по изучению украшения одежды, изделий труда, жилища чувашей?
- Каковы особенности методики проведения уроков по изучению украшения одежды, изделий труда, жилища чувашей?
- 3. Какова методики проведения уроков тематического рисования? Каковы особенности методики проведения уроков по иллюстрированию сказок и других литературных произведений чувашского народа?
- Часть XI. Методика преподавания технологии в начальной школе
- 1. Дайте краткий анализ авторских программ по трудовому обучению младших школьников (трудовое обучение в.Г. Машинистова, школа мастеров т.М. I сроним ус, основы дизайн-образования н.М. Конышевой)
- 2. Каково должно быть оснащение класса-кабинета трудового обучения для учащихся начальных классов?
- 3. Какова методика преподавания технологии в начальной школе?