Семинар №3 семейное воспитание как основа социализации личности.
Цель: Ознакомить студентов с проблемами семьи как института социализации детей и изучить ее воспитательный потенциал.
ПЛАН
Определение понятий «брак» и «семья».
Сущность и структура семьи.
Исторические типы семьи.
Типы современной семьи.
Семейные кризисы.
Проблемы воспитания семьянина в современных условиях.
Условия воспитания хорошего семьянина.
Основные функции современной семьи.
Воспитательный потенциал семьи как основа социализации личности.
Спорт и семейное воспитание.
Основные понятия:
Брак – исторически обусловленная, санкционируемая и регламентируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу, детям и обществу.
Семья – объединение, чаще всего, совместно проживающих лиц, связанных взаимными правами и обязанностями, возникающими из брака, родства, усыновления или иной формы устройства детей на воспитание.
Семейное воспитание – воспитание детей, осуществляемое родителями или лицами, их заменяющими (родственниками, опекунами).
Модели семейных отношений
Гражданский брак (совместное проживание без регистрации) выступает, по обоюдному согласию обоих, моделью временного союза. Гражданский брак основан, прежде всего, на чувстве влечения и любви и часто рекомендуется в качестве «пробной» формы совместной жизни для молодых людей.
Юридический брак юридическая регистрация брачных отношений — это стремление партнеров к серьезной и длительной совместной жизни, а также демонстрация в общественном мнении, перед родственниками и знакомыми, своего официального брачного союза.
Церковный брак венчание в церкви.
Визитный брак примеры: она живет в своей квартире со старшим ребенком, а он в своей (другой) квартире с младшим. Выходные, праздники и отдых проводят вместе; проживание в разных городах (вынужденное, связанное со служебной необходимостью).
Родительский брак один партнер является намного старше своего брачного партнера. Различие в возрасте между супру
Партнерский брак признание равенства обоих супругов. Нет отношений «снизу» и «сверху», «лидер и ведомый», признание равных прав и обязанностей.
Задание 4: Ответьте на вопросы:
Какая модель семейных отношений наиболее распространена сегодня?
Сформулируйте свои определения понятия «развод» и назовите его социально-педагогические последствия. Как развод отражается на детях?
Задание 5: Верно, или неверно:
1. Современная семья не может лучше выполнять свои воспитательные функции.
2. Советы педагогов не влияют на качество семейного воспитания.
З. Больше других на воспитание детей в семье влияют экономические причины.
4. Культура семейного воспитания полностью утрачена.
5. Жизнь семьи идет своим чередом независимо от желания родителей.
6. Мастерство родительского воспитания основывается только на знаниях родителей.
7. Когда родители по-разному влияют на воспитание ребенка, он растет всесторонне развитым.
8 Общественное воспитание пытается сделать ребенка человеком, а семейное индивидам.
9. К старым методам семейного воспитания возврата нет.
10. Люди меняются от поколения к поколению, поэтому воспитательные процессы в семье существенно отличаются в каждом поколении.
Типичные ошибки семейного воспитания:
1. Излишняя помощь, контроль и опека над ребенком на протяжении всей жизни родителями;
2. Родители часто спорят о том, как нужно любить и воспитывать ребенка, но не принимается во внимание тот факт, что мать любит ребенка материнской любовью, а отец - отцовской;
3. Считается, что любить, своего ребенка это значит всеми силами стремиться оградить его от всяких переживаний и стра,даний;
4. Родители не поддерживают со своим ребенком психологический контакт постоянный психологический контакт;
5. Психологическое подавление ребенка;
6. В общении с детьми родители не контролируют свои эмоции;
7. Родители часто говорят своим детям: «Ничего уже не исправить, все упущено и говорить с тобой бесполезно, ты все равно ничего не поймешь».
Задание 6: Проанализируйте педагогические ситуации, ответьте на вопросы.
Ситуация 1:
Летом семья Димы переехала в новый микрорайон на другой конец города Старые друзья были далеко, один-два раза съездил, но как-то не так получалось общение, как раньше. Новых друзей в школе пока еще не приобрел — до первого сентября оставалось еще две недели.
Как-то вечером, гуляя по двору, он познакомился с ребятами намного старше себя, а потом охотно проводил с ними оставшиеся дни каникул.
- Ничего, начнется учеба – у него времени не будет свободного с ними гулять. Да и товарищи появятся, - успокаивал отец встревоженную мать.
Однако учебный год начался, а Дима еще больше привязался к своим сомнительным дружкам, стал прогуливать уроки и целые учебные дни и, что самое страшное, приобщаться к курению и спиртным напиткам. На все требования родителей он отвечал:
- Да, я такой! А что я могу с собой сделать? Мне с ними хорошо! Оставьте меня в покое.
Вопросы:
1. В чем заключается социально-педагогический характер данной ситуации?
2. Проанализируйте поведение родителей Димы.
3. Что бы вы предприняли на месте ею родителей?
4. Что и как может помочь Диме в этой ситуации?
5. К каким специалистам нужно обратиться?
Ситуация 2:
Мам, дай, пожалуйста, деньги на дискотеку!
Варианты ответов:
1.Возьми (дает больше, чем надо), сдачу принесешь.
2.Ты знаешь, где у нас деньги лежат. Возьми побольше, может быть захочешь
там что-то купить или кого-то угостить.
3.Нет у меня, надоел ты мне со своими просьбами, когда сам будешь зарабатывать?
Ситуация 3: «Ситуация молчаливого одобрения».
Дочь вернулась из школы.
Дочь: Меня сегодня вызывали к завучу.
Мама: Да?
Дочь: Ага. Светлана Ивановна сказала, что я слишком много болтаю на уроках.
Мама: Понятно
Дочь: Терпеть не могу эту старуху. Когда она зудит, мы с Галей рассказываем друг другу анекдоты.
Мама. (поднимает глаза от вязанья на дочь) ..?
Дочь: Ведь учителей не выбирают. Конечно, мне бы лучше ‚смириться. Плохих учителей почему-то в нашей школе больше, чем хороших, и если я буду с каждым из них ссориться я не могу поступить в колледж. Получается, что я сама себе делаю хуже.
(Во время этой реплики мать не произносит ни слова).
Вопросы:
1. Объясните поведение матери и ее влияние на дальнейшеё отношение дочери к учителям и школе.
2. Вы согласны с реакцией матери на слова дочери? ;
3. Как бы вы отреагировали на такие слова?
►Участвуйте в обсуждении полученных результатов со студентами и преподавателем.
- Национальный государственный университет
- Содержание
- Введение
- Раздел 1. Основы социальной педагогики
- Тема 1. Социальная педагогика как наука, методы педагогического исследования.
- Тема 2. История воникновения социальной педагогики.
- Тема 3. Принципы социальной педагогики.
- Раздел 2. Основы социально-педагогической деятельности.
- Тема 4. Средовая адаптация и становление личности.
- Тема 5. Акцентуация характера в подростковом возрасте.
- Тема 6. Девиации как социально-педагогическая проблема.
- Тема 7. Особенности отклоняющегося поведения несовершеннолетних, пути индивидуального подхода.
- Тема 8. Алкоголизм как форма девиантного поведения подростков.
- Причины и последствия детского алкоголизма.
- Тема 9. Наркомания как форма девиантного поведения.
- Тема 10 . Суицид как форма девиантного поведения.
- Тема 11. Агрессивное поведение подростков, роль спортивной деятельности в его коррекции
- Раздел 3. Социализация личности.
- Тема 12 соцализация личности. Факторы социализации.
- Тема: 13 социальная роль спорта в социализации личности.
- Тема14. Семья как основа социализации личности.
- Тема 15. Семейное воспитание, роль в физической социализации подростка.
- Семья как фактор физической социализации ребенка.
- Тема 16. Социально-педагогическая деятельность с семьей.
- Тема 17. Гуманистический подход в педагогической практике и спортивной деятельности.
- Сравнительный анализ педагогических ориентаций разного типа
- Литература:
- Семинар № 2. Диагностика в работе социального педагога, учителя физкультуры, тренера. Методы социально-педагогического-исследования.
- Литература
- Семинар №3 семейное воспитание как основа социализации личности.
- Литература:
- Семинар №4 система профессиональной подготовки социальных педагогов и критерии эффективности их работы.
- Литература
- Семинар № 5. Модели социализации учащейся молодежи, роль средств массовой информации.
- Литература:
- Семинар №6. Гуманистический подход в педагогической практике и спортивной деятельности.
- Литература:
- Словарь-справочник по социальной педагогике
- Литература
- Приложения
- Определение типов акцентуации характера.
- Опросник Басса-Дарки