logo search
ЭКЗАМЕН СЛУЖБА+вост

20 Вопрос. Организация деятельности по психологической коррекции и развитию.

Психокорреция – одно из направлений деятельности психолога, целью которой является систематичное целенаправленная работа психолога с детьми, отнесенными к группе риска и на специфическую помощь этим детям.

Дети группы риска – это дети, у которых уже имеются проблемы в поведенрии и развитии или их можно спрогнозировать.

Коррекция проводится всегда совместно с другими специалистами, педагогами, соц.педагогами, ОВД.

Цель развития – совершенствование, улучшение, работа с нормой.

Цель коррекции – исправление, т.е. работа с проблемой, вывести клиента на верхнюю границу нормы.

Осуществляется в активной форме с использованием игровых и специальных технологий.

Психологическая коррекция, под которой понимают целенаправленную работу психолога по устранению отклонений в личностном и психическом развитии учащихся.

Основные формы психокоррекционной работы: индивидуальные и групповые занятия по коррекции и развитию; активные формы коррекции (тренинг, деловая игра, часы общения); индивидуальные и групповые собеседования и пр.

Психолого-педагогическая коррекция осуществляется только в тех случаях, когда отклонения и нарушения не являются следствием поражения центральной нервной системы или психического заболевания, а также не требуют применения строгих мер административно-воспитательного характера.

Положение о псих. службе

Коррекция и развитие – систематич. целенаправленная работа психолога с детьми, отнесенным к группам риска.

Чем младше дети, тем больше индивид. работы.

У коррекции и развития – разные цели:

корр – исправление,

развитие – совершенствование.

Кач. критерий – объективное разрешение пробл. ситуации, наличие авторских программ и их разнообразие.

Колич. критерий – кол. человек, которым была оказана помощь, колич. программ, методик.

Термин "коррекция" буквально означает "исправление".

Психокоррекция - это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия.

Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются.

Выделяют специфические черты психокоррекционного процесса, отличающие его от психотерапии.

· Психокоррекция ориентирована на клинически здоровую личность людей, имеющих в повседневной жизни психологические трудности, проблемы, жалобы невротического характера, а также на людей, чувствующих себя хорошо, однако желающих изменить свою жизнь либо ставящих перед собой цель развития личности.

· Коррекция ориентируется на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения.

· В психокоррекции чаще ориентируются на настоящее и будущее клиентов.

· Психокоррекция обычно ориентируется на среднесрочную помощь (в отличие от краткосрочной - до 15 встреч - помощи при консультировании и долгосрочной - до нескольких лет - помощи при психотерапии).

· В психокоррекции акцентируется ценностный вклад психолога, хотя отклоняется навязывание определенных ценностей клиенту.

· Психокоррекционные воздействия направлены на изменение поведения и развитие личности клиента.

Виды психокоррекции

Исходя из определенных критериев, психокоррекционные мероприятия можно классифицировать.

1. По характеру направленности выделяют коррекцию:

· симптоматическую;

· каузальную.

Симптоматическая коррекция (коррекция симптомов), как правило, предполагает кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии, которые мешают перейти к коррекции каузального типа.

Каузальная (причинная) коррекция направлена на источники и причины отклонений. Данный вид коррекции более длителен по времени, требует значительных усилий, однако более эффективен по сравнению с симптоматической коррекцией, так как одни и те же симптомы отклонений могут иметь совершенно разную природу, причины и психологическую структуру нарушений.

2. По содержанию различают коррекцию:

· познавательной сферы;

· личности;

· аффективно-волевой сферы;

· поведенческих аспектов;

· межличностных отношений:

· внутригрупповых взаимоотношений (семейных, супружеских, коллективных);

· детско-родительских отношений.

3. По форме работы с клиентом различают коррекцию;

· индивидуальную;

· групповую:

· в закрытой естественной группе (семья, класс, сотрудники и т.д.);

· в открытой группе для клиентов со сходными проблемами;

· смешанную форму (индивидуально-групповую).

4. По наличию программ:

· программированную;

· импровизированную.

.

6. По продолжительности:

· сверхкороткую (сверхбыструю);

· короткую (быструю);

· длительную;

· сверхдлительную.

Сверхкороткая психокоррекция длится минуты или часы и направлена на разрешение актуальных изолированных проблем и конфликтов. Ее эффект может быть нестойким.

Короткая психокоррекция длится несколько часов и дней. Применяется для решения актуальной проблемы, как бы "запускает" процесс изменения, который продолжается и после завершения встреч.

Длительная психокоррекция продолжается месяцы, в центре внимания -личностное содержание проблем. Во время коррекции прорабатывается множество деталей, эффект развивается медленно и носит стойкий характер.

Сверхдлительная психокоррекция может продолжаться годы и затрагивает сферы сознательного и бессознательного. Много времени уделяется достижению понимания сути переживаний. Эффект развивается постепенно, носит длительный характер.

7. По масштабу решаемых задач различают психокоррекцию:

· общую;

· частную;

· специальную.

При конкретизации целей коррекции необходимо руководствоваться следующими правилами:

1. Цели коррекции должны формулироваться в позитивной, а не в негативной форме.

2. Цели коррекции должны быть реалистичны и соотнесены с продолжительностью коррекционной работы и возможностями переноса клиентом нового позитивного опыта и усвоенных на коррекционных занятиях способов действий в реальную практику жизненных отношений.

3. При постановке общих целей коррекции необходимо учитывать дальнюю и ближайшую перспективу развития личности и планировать как конкретные показатели личностного и интеллектуального развития клиента к окончанию коррекционной программы, так и возможности отражения этих показателей в особенностях деятельности и общения клиента на последующих стадиях его развития.

4. Нужно помнить, что эффекты коррекционной работы проявляются на протяжении достаточно длительного временного интервала: в процессе коррекционной работы; к моменту ее завершения; и, наконец, примерно полгода спустя можно окончательно говорить о закреплении или об утере клиентом позитивных эффектов коррекционной работы.

Основные компоненты профессиональной готовности к коррекцнонному воздействию

· Теоретический компонент: знание теоретических основ коррекционной работы, способов коррекции и т.д.

· Практический компонент: владение конкретными методами и методиками коррекции.

· Личностная готовность: психологическая проработанность у психолога собственных проблем в тех сферах, которые он предполагает корректировать у клиента.

Основные принципы психологической коррекции

1. Принцип единства диагностики и коррекции – отражает целостность процесса оказания психологической помощи как особого вида практической деятельности психолога. Подробно рассмотренный в трудах Д.Б. Эльконина, И.В. Дубровиной и др., этот принцип является основополагающим всей коррекционной работы, так как эффективность коррекционной работы на 90% зависит от комплексности, тщательности и глубины предшествующей диагностической работы.

2. Принцип нормативности развития. Нормативность развития следует понимать как последовательность сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития. Кроме понятия «возрастная норма» психологу приходится встречаться с понятием «индивидуальная норма», которая позволяет наметить в пределах возрастной нормы развития программу оптимизации развития для каждого конкретного клиента с учетом его индивидуальности и самостоятельного пути развития.

3. Принцип коррекции «сверху вниз». Данный принцип, выдвинутый Л.С. Выготским, раскрывает направленность коррекционной работы. В центре внимания психолога стоит завтрашний день развития, а основным содержанием коррекционной деятельности является создание «зоны ближайшего развития» для клиента (у Л.С. Выготского такими клиентами выступали дети). Коррекция по принципу «сверху вниз» носит опережающий характер и строится как психологическая деятельность, нацеленная на своевременное формирование психологических новообразований.

4. Принцип коррекции «снизу вверх». При реализации этого принципа в качестве основного содержания коррекционной работы рассматриваются упражнение и тренировка уже имеющихся психологических способностей. Этот принцип реализуется в основном сторонниками поведенческого подхода. В их понимании коррекция поведения должна строиться как подкрепление (положительное или отрицательное) уже имеющихся шаблонов поведения с целью закрепления социально-желательного поведения и торможения социально-нежелательного поведения. Таким образом, главной задачей коррекции «снизу вверх» становится вызывание любыми способами заданной модели поведения и ее немедленное подкрепление. В центре коррекции – наличный уровень психического развития, понимаемого как процесс усложнения, модификации поведения, комбинации реакций из уже имеющегося поведенческого репертуара.

5. Принцип системности развития психической деятельности. Этот принцип задает необходимость учета в коррекционной работе профилактических и развивающих задач. Системность этих задач отражает взаимосвязанность различных сторон личности и гетерохронность (т.е. неравномерность) их развития. Реализация принципа системности развития в коррекционной работе обеспечивает направленность на устранение причин и источников отклонения в психическом развитии. Успех такого пути коррекции базируется на результатах диагностического обследования, итогом которого становится представление системы причинно-следственных связей и иерархии отношений между симптомами и их причинами.

6. Деятельностный принцип коррекции. Согласно данному принципу основным направлением коррекционной работы является целенаправленное формирование обобщенных способов ориентировки клиента в различных сферах предметной деятельности, межличностных взаимодействий, в конечном счёте в социальной ситуации развития. Сама коррекционная работа строится не как простая тренировка навыков и умений, а как целостная осмысленная деятельность, естественно и органически вписывающаяся в систему повседневных жизненных отношений клиента.

Основные методы: арттерапия, игровой метод, метод функциональных тренировок.

Организация: на основе психодиагностических данных выделяется группа детей, уровень развития некоторых параемтров у них недостаточный. Для них разрабатывается программа и реализуется.

Развивающая и психокоррекционная работа

Данное направление предполагает активное воздействие психолога на процесс развития личности студента, его профессионального становления. Для этого используются разнообразные методы активного обучения (психологические тренинги, ролевые и деловые игры, дискуссии и пр.), что способствует проявлению у студентов самостоятельности мышления, формированию у них собственной социальной позиции, умению ее высказать.

Программы развивающих тренингов разрабатываются с учетом основных потребностей студентов в психологической поддержке на том или ином этапе обучения в ВУЗе, проводятся педагогами-психологами в соответствии с планом работы психологической службы АГПИ.

Особое место в данном направлении занимает работа по преодолению возникающих у студентов проблем в учебной деятельности, социальной адаптации и профессиональном становлении. Психокоррекционная работа со студентами "групп риска" осуществляется педагогом-психологом при тесном сотрудничестве с кураторами студенческих групп и руководством факультета.

Планы и программы психокоррекционной работы разрабатываются с учётом возрастных и индивидуальных особенностей студентов, результатов психодиагностики, интересов кураторов и руководства факультета.

· активное воздействие на ситуацию психического развития и становления личности студента с целью реализации возрастных и индивидуальных потенциальных возможностей;

· оказание помощи преподавателям в индивидуализации воспитания и обучения студентов;

· индивидуальная помощь в случаях неуспеваемости, разработка рекомендаций по коррекции случаев девиантного поведения по запросам преподавателей и (или) родителей;

· организация и проведение тренингов личностного роста и повышения самооценки, снижения агрессивности, коммуникативной компетентности, делового общения, профессионального совершенствования, родительской и семейной компетентности и т.п.;

В ходе психокоррекционной работы:

1. Психологи-педагоги разрабатывают и осуществляют программы, направленные на развитие личности студента, как в целом, так и с учетом задач воспитания на каждом этапе обучения в ВУЗе;

2. Психологи-педагоги разрабатывают совместно с кураторами и осуществляют программы коррекции, направленные на устранение отклонений в психическом развитии студента;

3. Программы развивающей и психокоррекционной работы включают психологическую и педагогическую части. Психологическая часть планируется и осуществляется психологом-педагогом. Педагогическая часть разрабатывается психологом-педагогом совместно с деканом, зам. декана по воспитательной работе, кураторами и выполняется последними с помощью психолога. К отдельным формам работы могут быть привлечены родители, другие студенты, представители общественности и др.;

4. Развивающая и психокоррекционная работа может проводиться:

- в процессе специальной работы психолога-педагога с отдельными студентами;

- в процессе специальной работы психолога-педагога с группами студентов;

- в контексте воспитательных мероприятий;

- в формах, подразумевающих участие кураторов, педагогов, родителей, администрации.