3. История и современное состояние пс за рубежом
США: Развитие ПС началось гораздо раньше, чем в России, примерно в 1800 г. В США так же как и в России первыми практическими психологами были ученые: проблемы самовоспитания (была проблема работы с нестандартными детьми, в 1896 г. были созданные первые курсы в Пенсильвании, которые считаются отправной точкой в развитии ПС в США.)
Официальная точка развития ПС в США: заявление Л. Витмера о необходимости серьезной базовой подготовки специалистов для работы с трудными детьми.
Термин «школьный психолог» появился в Германии в 1910 г.: Штерн предложил называть психологами людей, которые проводят диагностику в школе.
А. Геззел – первый школьный психолог в штате Коннектикут в США. Он проводил диагностику общего профиля развития.
После второй мировой войны в США начался бэби-бум – психологов не хватает: появляются факультеты, университеты, профессиональные центры. Бэби-бум увеличил количество психологов в школе и тут же резко увеличились требования к выпускнику.
В 1969 г. появилась национальная ассоциация школьных психологов.
Сегодня наличие школьного психолога в США утверждено законом (обязаловка). В США есть определенные нормы для психологов и условия. Чтобы попасть на гос.службу в США, необходимо иметь лицензию и некоторое время стажировки в учебных заведениях. Специалисты имеют многими правами (если психолог сказал прийти, а родители не пришли, он может подать в суд).
Европа: Франция, Германия – образование отдельно от психологии.
Первая проблема, как предпосылки зарождения ПС: изменение уровня интеллекта 1905 г. (Появился тест Бине).
В 1909 г. в Париже появилась первая школьная психологическая служба.
1947 г. Париж – группа школьных психологов под руководством А.Валона
После войны появилось очень много проблем и Валон сказал: «Найти подход к каждому ребенку». Первое описание функций школьного психолога появилось в 1951 году во Франции. В 1960 году официально организованы городские психологические центры во Франции.
Сегодня во Франции школьный психолог имеет мощную поддержку психологического центра и психолог может вмешиваться в условия воспитания детей.
Тенденции в других странах:
селекция – обнаружение, что есть еще проблемы – появление психологов в образовательном учреждении, складывание системы – появление психологических центров и т.д.
Израиль: ПС существует в виде специализированных центров.
Подготовка психологов – многоступенчатая: 1. базовое высшее образование, 2. 2-3 года отработать в центре, получить опыт, 3. аттестация, 4. работа в ОУ.
Общие тенденции развития ПС:
1. Развитие теории ведет за собой развитие практики
2. Все ПС начались из общей для человечества проблемы: дети с особыми образовательными нуждами
3. Началная точка в развитии всех ПС – глобальная диагностика всего на свете.
4. Сопутствующее рождение психодиагностического инструмента.
5. Ряд кризисов: связано с нарастанием опыта
6. Сегодня целью всех ПС является содействие психологическому здоровью клиента.
- 1. Пс., определение, цели, задачи.
- 2. Модели пс, варианты и их особенности.
- 3. История и современное состояние пс за рубежом
- 4. Практическая психология образования в России. История развития, актуальное состояние.
- 5. Основные проблемы, тенденции и перспективы развития п.С.О.
- 6. Психолог как субъект образовательного процесса. Профессиональное место и статус психолога в образовательном процессе.
- 7. Основные направления деятельности психолога
- 8. Психологическое и психическое здоровье.
- 9. Основные направления деятельности психолога (профилактика)
- 10. Этические нормы, правила и стандарты деятельности педагога-психолога, условия, необходимые для их реализации.
- 11. Положение о пс в различных оу. Характеристика и сравнительный анализ.
- 12. Эксперимент в образовании. Проблемы и перспективы. Понятия инновационного процесса в образовании. Особенности психологического обеспечения.
- 13. Структура псо.
- Отдел службы практической психологии образования Министерства образования Российской Федерации:
- 2. Профессиональная линия:
- 14. Кабинет психолога. Основные требования к оформлению и оборудованию.
- Музыкальные средства
- Обобщенные характеристики музыкальных произведений, отражающих сходное эмоциональное состояние
- Организация пространства кабинета
- Организация фитодизайна
- Светоцветовое оформление кабинета
- 15. Центр психологической помощи. Цель, задача, структура. Направления деятельности, виды центров психологической деятельности.
- II.2. Основные задачи деятельности Центра определяются:
- II.5. В соответствии с основными задачами работа гор(рай) Центра проводится по следующим направлениям:
- II.7. Структура центра:
- 1) Отдел психологического просвещения и повышения квалификации:
- 2) Консультативный отдел:
- 3) Диагностико-коррекционный отдел:
- 16. Планирование работы психолога. Виды планов. Основные требования к планированию работы.
- 17. Психологическое просвещение в деятельности психолога.
- 18. Основные требования к документации педагога-психолога. Виды документов. Требования к ведению и хранению документации.
- Документация
- 19. Психологическое консультирование, формы организации и методы работы психолога.
- 20 Вопрос. Организация деятельности по психологической коррекции и развитию.
- 21 Вопрос. Проблема эффективности и результативности деятельности психолога. Количественные и качественные критерии эффективности.
- Критерии эффективности-результативности деятельности психолога
- 22. Организация совместной деятельности психолога со специалистами смежных профессий.
- 23. Психолого-медико-психологический консилиум и психолого-медико-педагогическая комиссия.
- 24 Вопрос. Единое профессиональное пространство. Профессиональное объединение специалистов.
- 25. Психологическая диагностика как одно из основных направлений деятельность психолога
- 26 Вопрос. Организационно-методическая работа психолога.
- Методические средства.
- 27. Профессиональная деятельность психолога с педагогами
- 28 Вопрос. Работа с родителями как одно из направления деятельности школьного психолога.
- Цели, задачи и необходимость работы
- Информационные методы Информационные тексты
- Устные информационные сообщения
- Информационные лекции
- 33. Психологическая готовность к школьному обучению: основные показатели, их диагностика и коррекция неготовности
- 36. Проблема школьных страхов и тревожности у младших школьников
- 43. Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков.
- 47. Профилактика экзаменационного стресса.
- Коррекция экзаменационного стресса
- Во избежание экзаменационного стресса студентам можно дать следующие рекомендации:
- 52. Цели и задачи пс в вуЗе
- 5. Психологического консультирования:
- 6. Просветительской работы:
- 53. Психологическая помощь в период адаптации студентов к обучению в вуЗе.
- 55. Особенности и динамика учебной мотивации студентов