logo search
ЭКЗАМЕН СЛУЖБА+вост

3. История и современное состояние пс за рубежом

США: Развитие ПС началось гораздо раньше, чем в России, примерно в 1800 г. В США так же как и в России первыми практическими психологами были ученые: проблемы самовоспитания (была проблема работы с нестандартными детьми, в 1896 г. были созданные первые курсы в Пенсильвании, которые считаются отправной точкой в развитии ПС в США.)

Официальная точка развития ПС в США: заявление Л. Витмера о необходимости серьезной базовой подготовки специалистов для работы с трудными детьми.

Термин «школьный психолог» появился в Германии в 1910 г.: Штерн предложил называть психологами людей, которые проводят диагностику в школе.

А. Геззел – первый школьный психолог в штате Коннектикут в США. Он проводил диагностику общего профиля развития.

После второй мировой войны в США начался бэби-бум – психологов не хватает: появляются факультеты, университеты, профессиональные центры. Бэби-бум увеличил количество психологов в школе и тут же резко увеличились требования к выпускнику.

В 1969 г. появилась национальная ассоциация школьных психологов.

Сегодня наличие школьного психолога в США утверждено законом (обязаловка). В США есть определенные нормы для психологов и условия. Чтобы попасть на гос.службу в США, необходимо иметь лицензию и некоторое время стажировки в учебных заведениях. Специалисты имеют многими правами (если психолог сказал прийти, а родители не пришли, он может подать в суд).

Европа: Франция, Германия – образование отдельно от психологии.

Первая проблема, как предпосылки зарождения ПС: изменение уровня интеллекта 1905 г. (Появился тест Бине).

В 1909 г. в Париже появилась первая школьная психологическая служба.

1947 г. Париж – группа школьных психологов под руководством А.Валона

После войны появилось очень много проблем и Валон сказал: «Найти подход к каждому ребенку». Первое описание функций школьного психолога появилось в 1951 году во Франции. В 1960 году официально организованы городские психологические центры во Франции.

Сегодня во Франции школьный психолог имеет мощную поддержку психологического центра и психолог может вмешиваться в условия воспитания детей.

Тенденции в других странах:

селекция – обнаружение, что есть еще проблемы – появление психологов в образовательном учреждении, складывание системы – появление психологических центров и т.д.

Израиль: ПС существует в виде специализированных центров.

Подготовка психологов – многоступенчатая: 1. базовое высшее образование, 2. 2-3 года отработать в центре, получить опыт, 3. аттестация, 4. работа в ОУ.

Общие тенденции развития ПС:

1. Развитие теории ведет за собой развитие практики

2. Все ПС начались из общей для человечества проблемы: дети с особыми образовательными нуждами

3. Началная точка в развитии всех ПС – глобальная диагностика всего на свете.

4. Сопутствующее рождение психодиагностического инструмента.

5. Ряд кризисов: связано с нарастанием опыта

6. Сегодня целью всех ПС является содействие психологическому здоровью клиента.