logo search
Социальная педагогика (2011)(1912-Uh)

Словарь-справочник по социальной педагогике

Акцентуация– резкая выраженность черт личности, определяющих индивидуальное своеобразие ее психических проявлений на грани нормы и патологии. Выделяют различные типы акцентуаций характера: гипертимный, циклойдный, лабильный, сензитивный, эпилептоидный, неустойчивый, конформный и до. Они не являются болезнью и не препятствуют общей личностной адаптации, но создают определенный затруднения.

Альтруизм– понятие, обозначающее бескорыстное служение другим людям, способность жертвовать личными интересами для блага других. Альтруизм – противоположность эгоизма.

Аттракция(от лат.Attrahere– привлекать, притягивать) взаимное тяготение людей друг к другу, механизм формирования привязанностей, дружеских чувств, симпатии, любви; возникновение у одного человека чувства привлекательности при восприятии другого. Проявляется как социальная установка на другого.

Аффективное поведение– система эмоционально окрашенных действий человека, для которых характерна высокая степень их интенсивности. Оно во многом определено эмоциональным состоянием субъекта. Основное в аффективном поведении – стремление к немедленному удовлетворению страсти, владеющей индивидом: вожделения, мести, желания снять напряжение. При потере контроля такое поведение перестает быть социальным, человеческим.

Аффилиация (от англ.Affiliate– присоединять) – стремление человека быть в обществе других людей. Особенно такое состояние характерно для человека при возникновении у него тревожности.

Благотворительность – буквально: творить (совершать) благо людям: любовь кого-либо к людям.

Бонтон – хорошие манеры, изысканность в обращении.

Брак – социальный институт, представляющий собой совокупность социальных норм, санкционирующих взаимоотношения мужчины и женщины, а также систему их взаимных обязанностей для функционирования семьи и жизнедеятельности семейной группы. Правовой регламентации подлежит минимальный возраст вступления в брак, перечень юридических оснований для его расторжения и т.д. Нормы брака регистрируются моралью, обычаями и традициями. По процедуре брачной церемонии браки разделяются на гражданский и церковный. Иногда к браку относят так называемый фактический брак, то есть супружеские отношения, не оформленные в установленном законом порядке.

Быт– область повседневной жизни, рассматриваемая как отличная от профессиональной, производственной, официальной деятельности людей. В узком смысле термин употребляется как синоним домашнего быта, но существует и общественный быт, который составляет один из основных компонентов образа жизни. Основные виды: 1) домашний труд и семейное обслуживание; 2) занятия, посвященные детям и семейному общению; 3) досуговое общение с целью отдыха, развлечения, обмена информацией; 4) повседневная культурная жизнь; 5) занятия, посвященные активному физическому развитию и общению с природой; 6) занятия, связанные с удовлетворением физиологических потребностей и уходу за собой. Нормы и ценности быта, их временная и предметно-пространственная структура определяются уровнем развития производственных сил, характером общественных отношений, культурными особенностями, этническими и природно-климатическими факторами.

Великодушие – проявление душевной доброты и щедрости по отношению к малознакомым людям в трудных для них ситуациях. Великодушие – оказание другим людям безвозмездной помощи. Великодушие относится к так называемым «сверхнормативным» поступкам, совершаемым сверх того, что ожидается в данной ситуации. Типичное проявление великодушия в спортивной практике – оказание помощи сопернику, попавшему в беду.

Возрастная периодизация – выделение периодов жизни человека по совокупности анатомо-физиологических и социально-психологических признаков. Принято выделять: младенчество – от момента рождения до 1 года; предшкольный возраст – от 1 года до 3 лет; дошкольный – от 3 до 6 лет; младший школьный возраст – от 6 до 10 лет; отроческий возраст – от 10 до 13 лет; подростковый возраст – от 13 до 15 лет; юношеский – от 15 до 21 года; зрелый возраст – от 21 до 60 лет; пожилой возраст – от 60 до 75 лет; старческий – от 75 до 90 лет; долгожители – 90 лет.

Воспитание – процесс передачи старшими поколениями общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к жизни и труду, необходимому для обеспечения дальнейшего развития общества. Воспитание как категория педагогики употребляется в нескольких значениях: в социальном смысле, когда речь идет о воспитательном воздействии на человека всего общественного строя и окружающей действительности.

Воспитуемость – свойство человека, характеризующее его восприимчивость к воспитательным воздействиям. Воспитуемость связана с пластичностью психики и выступает в качестве одного из субъективных условий успешности процессов воспитания и самовоспитания.

Воспитанность– один из общих эффектов воспитания и самовоспитания. Воспитанность – сложное, интегральное качество человека, характеризующееся степенью сформированности необходимых психологических свойств (черт характера, особенностей мотивационной сферы и т.п.) и привычек, а также уровнем усвоения и реализации в поведении определенных социальных норм и правил в соответствии с общественными ожиданиями и требованиями по отношению к человеку определенного возраста.

Восприятие социальное– восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов: самих себя, других людей, социальных групп, больших социальных общностей. Важной формой восприятия социального является межличностное восприятие – восприятие другого человека. Оно предполагает формирование представлений о мотивах, способностях, установках другого человека, то есть «прочтение» его психологических характеристик на основе восприятия внешних, физических черт. В настоящее время в социальной психологии разработаны специальные методы развития способности к пониманию другого человека, включенные в программы обучения общению (социально-психологического тренинга).

Гендерная роль– набор ожидаемых норм поведения для мужчин и женщин.

Гордость– чувство собственного достоинства, в котором проявляется уважение человека к самому себе. Обычно гордость обусловлена реальными успехами, достижениями, заслугами человека. Это чувство предопределяет поведение людей, предполагая поступки, соответствующие их представлению о себе, и предостерегает от недостойных поступков.

Гражданственность– чувство неразрывной связи с народом, сознание ответственности за безопасность, процветание Родины, ее продвижение по пути исторического прогресса. Гражданственность – высшая ступень развития личности. В детские и школьные годы закладывается ее фундамент, но формирование не заканчивается. Воспитывая россиянина, гражданина своего Отечества, акцент необходимо сделать: – на осознании учащимися как нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему; – сохранение национальной самобытности, поддержание чувства национальной гордости, национального самопознания в сочетании с пониманием места и роли своего народа и страны в развитии мировой культуры; – знание и широкое использование своих гражданских прав и добросовестного выполнения гражданских обязанностей; – ответственность за сохранение духовного, промышленного, научного, культурного потенциала России. В условиях растущего интереса к проблемам возрождения, сохранения и развития этнических традиций, учитывая опасность возникновения националистических тенденций и межнациональной розни, педагогам, касающимся в своей деятельности данной проблематики, ориентиром может служить судьба Петербурга как города, возникшего и закрепившегося в результате сотрудничества разных типов культур, как в этническом, так и в конфессиональном аспекте.

Гуманизация спорта– одно из современных направлений в развитии спорта как социального явления, выражается в широком использовании его возможностей как средства физического и духовного совершенствования человека, оздоровления общества в целом. Гуманизация спорта заложена в принципах Олимпийского движения и проявляется в следующих тенденциях: – гуманистическое обновление сферы спорта, развитие его этических, эстетических и эвристических потенциалов, создание условий для подлинного человеческого общения в этой сфере, гуманного отношения людей между собой, к природе; – реализация посредством спорта общечеловеческих, гуманистических ценностей, привлечение внимания широкой общественности к негативным явлениям в современном спорте.

Гуманизация школьного образования– преобразование педагогической системы, содействующей целостному развитию и позитивной самореализации ребенка, духовному его становлению.

Гуманизм– совокупность идей и взглядов, утверждающих ценность человека независимо от его общественного положения и право личности на свободное развитие своих творческих сил, провозглашающих принципы равенства, справедливости, человечности отношений между людьми.

Гуманистическая ориентация– реализация в деятельности педагогического коллектива школы целевых установок на целостное развитие и позитивную самореализацию учащихся. Компонентами такой ориентации выступают, с одной стороны, осознание учителями целей гуманистической педагогики, наличие мотивов и инновационной педагогической деятельности и профессиональная компетентность, а с другой, динамика развития педагогической системы во всех ее внутренних и внешних связях, где значимы показатели и параметры самого процесса преобразования, а не только его конечные результаты. В реальной школьной практике проявление этих компонентов может быть сведено к преобразованию уровней педагогической системы (таблица 1).

Таблица 7

Гуманизация на разных уровнях педагогической системы

Школа как:

Основные характеристики

организационная структура

– расширение педагогической деятельности учителей;

– совершенствование компетентности педагогов;

– создание системы коллегиальности, профессиональной взаимозависимости и взаимной ответственности между учителями;

– интеграция школьной жизни на основе учета способностей и интересов членов школьного сообщества;

– активное участие членов школьного сообщества в планировании, подготовке и проведении совместной школьной жизни;

– вариативность источников информации и средств учебной деятельности, свободный доступ к ним;

– здоровая среда.

Учебное заведение

– целостное развитие ребенка на основе «экологии» и обогащения детства;

– индивидуальный стиль учения и участие личности в совместной учебной деятельности;

– содействие осознанному, критическому отношению учащегося к содержанию, ходу учебного процесса и к собственным успехам в учении;

– культурологическая интеграция школьного образования;

– реализация деятельностного подхода;

– усиление валеологического и антропологического аспектов образования.

Социальный институт

– межличностное взаимодействие, стабильность связей, отсутствие какого-либо насилия;

– взаимодействие членов школьного сообщества ориентировано на создание атмосферы: эмоциональной отзывчивости; защищенности, безопасности; эмоциональной отзывчивости; взаимной ответственности; позитивной взаимозависимости; успеха радости, что позволяет каждому ребенку ощущать собственную значимость, осознать собственное достоинство;

– сотрудничество в достижении совместных образовательных целей;

– сосуществование различных культурных и мировоззренческих установок;

– открытость в отношении с общественными институтами, взаимозависимость и сотрудничество.

Девиантное поведение– система поступков или отдельные поступки человека в зависимости от его возраста, носящие характер отклонения от принятых в обществе норм.

Дезадаптация психическая. Адаптация в широком смысле слова означает приспособление строения функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Решающую роль в успешности адаптации к изменившимся условиям играет функциональное, психическое и моральное состояние человека. Дезатаптация психическая – это нарушение приспособительного поведения индивида в силу действия тех или иных, внешних или внутренних причин, непосильных или несправедливых требований, чрезмерных нагрузок, трудностей и возникающего в ответ несогласия, сопротивления, самозащиты и т.д. Основу дезадаптации психической, как правило, составляет конфликт, а под его влиянием возникает неадекватное реагирование на условия или требования среды в форме тех или иных отклонений в поведении. Чаще всего дезадаптивное поведение формируется постепенно как реакция на систематически, постоянно провоцирующие факторы, справиться с которыми ребенок сам не может. Такое положение может привести к деструктивным формам поведения, вызывающим необратимые изменения в личности (правонарушения, преступления, пьянство и алкоголизм, наркомания, токсикомания, половая распущенность). Нельзя назвать дезадаптивным поведением протест подростка против несправедливости, грубости, жестокости в школе, в семье. Это свойство подростковому возрасту, так как идет процесс становления личности.

Дидактогения детей – негативные изменения в психическом состоянии, а также свойства личности и поведения учащихся, вызванные педагогическими ошибками воспитателя. Дидактогения детей может носить характер задержек психического развития, либо отклонений в психическом развитии и поведении. Есть две разновидности педагогических ошибок: 1) невнимание к ребенку, рождающее его педагогическую запущенность; 2) грубость, бесцеремонность, бестактность в общении с ним, наносящие ему психическую травму. Профилактика – индивидуальный подход к коррекции.

Делинквентное поведение. Четыре проблемы: побеги детей и подростков из дома и бродяжничество, злоупотребление спиртными напитками, аутогрессивное поведение, нанесение татуировок. Дети до 7 лет не уходят из дома, в период с 7 до 9 лет – редко. Это бывает из-за педагогической некомпетентности родителей, а также при стремлении некоторых детей к повышенной коммуникативности. Чаще всего побеги из дома совершают подростки в 10-13 лет. Причина – отсутствие должной заботы родителей, частные сердитые нарекания и брань в их адрес в семье, наказание по пустякам. Противоправные действия детей до 14 лет не влекут за собой для них уголовную ответственность. Отвечают за детей родители или воспитатели. От 14 до 18 лет школьники наказываются в судебной форме только за тяжкие преступления, причем меры пресечения к ним применяются менее строгие, чем по отношению к взрослым. Противоправное поведение чаще всего выражается в агрессивности и присвоении чужого. Агрессивность может проявляться уже в дошкольном возрасте в драках детей из-за игрушек. Агрессия как проявление неприспособленности к социальной среде отчетливо проявляется в возрасте от 10 до 13 лет. Она выражается либо в семейных потасовках при разрешении конфликтов, либо в избиении физически слабых, неуверенных в себе, лишенных родительской защиты учащихся. Агрессивность у юношей обычно отмечается в следующих ситуациях: при противопоставлении себя детям, взрослым или старикам; в конфликтах между отдельными молодежными группами; при регуляции отношений внутри молодежной группы с помощью физической силы. Агрессивность к младшим выражается в насмешках над ними, толчках, подзатыльниках, иногда в отбирании мелких личных вещей и денег. Агрессивность является средством насмешливой и снисходительной демонстрации своего возрастного превосходства и физической силы. Эффективный способ борьбы с этим злом (А.С. Макаренко) – шефство старшего над конкретным младшим. Агрессия старших подростков и юношей по отношению к взрослым часто имеет целью определение границ дозволенного в поведении и носит демонстративный характер. Она может проявиться в нарочитом нарушении тишины, возражениях старшим (нередко в вызывающей и обидной форме), стычках на местах наибольшего скопления взрослой публики, порче общественного имущества. Правильным в таких обстоятельствах будет поведение взрослых, которые поведут с молодыми спокойный, неторопливый и доброжелательный разговор, аргументировано доказывая неправильность их поведения и твердо пресекая возможность обострения ситуации. Агрессия нередко бывает направлена на отдельного взрослого. Чаще это отмечается при криминальном поведении, осуществляемом целой молодежной группой. При перевоспитании правонарушителей требуется выдержка, умение терпеливо и настойчиво объяснить неправильность их взглядов и поведения, переубеждать и открывать для молодежи достойные и увлекательные жизненные перспективы (см. трудные дети).

Дистервег Фридрих Адольф Вильгельм (1790-1866) – немецкий педагог-демократ, последователь Песталоцци. Особое внимание уделял народной педагогике. Разделял идеи общечеловеческого воспитания. Основными принципами считал природосообразность, культуросообразность, самодеятельность.

Духовность – индивидуальная выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей: идеальной потребности познания; социальной потребности жить и действовать «для других».

Душевность – качество личности, способность проявлять душевное отношение к другому человеку, понимать его. Сочувствие, участие, поддержка без корысти, без «расчета на вознаграждение».

Индивидуальность– уникальное, неповторимое своеобразие личности, совокупность только ей присущих индивидуально-психологических особенностей. Проявляется в специфике темперамента, характера, интересов, интеллекта, потребностей и способностей.

Кризисы развития взрослого человека.Научное понимание вопроса о кризисах развития взрослого человека соотносится с поиском и обретением человеком новых возможностей, соответствующих изменившимся объективным и субъективным обстоятельствам жизнедеятельности. Преодоление кризиса всегда связано с переоценкой своих жизненных ценностей и целей, смысловым новообразованием. Негативной стороной кризиса выступает то, что он часто характеризуется болезненными переживаниями, отказом человека от самообновления, потерей квалификации.Пути прохождения кризиса: 1. Острое прохождение кризиса, когда затрагиваются глубинные, сущностные проблемы, стоящие перед человеком. 2. Спокойное проживание кризиса, когда человек регулярно изменяет себя, идет на самообновление. 3. Уход от разрешения противоречий, от решения проблемы, когда человек уходит от самоопределения, не берет на себя ответственность («вечный ребенок», «прячущийся», «транзит», «интегратор», «наседка», «безмужняя», «карьеристка с отлаженной семейной жизнью»). Отказ от решения проблемы превращает человека из подлинного в функционирующего. В разных научно-теоретических школах приводятся следующие классификации кризисов развития: возрастные, семейные, личностные, кризисы смысла жизни, кризисы творческой личности, событийно-биографические кризисы, профессиональные кризисы.

    1. Возрастные кризисы

Э. Эриксон определил четыре основные кризиса: 16-23 года – кризис идентификации КТО Я? Поиски и определение своих представлений о будущей жизни, выработка жизненных планов. Могут быть симптомы путаницы ролей – неприкаянности. Кто опознал себя, будет сталкиваться с фактами, противоречащими сложившимся у него представлениям о себе.

28-32 года – кризис коррекции. Прежние планы и представления оказываются не совсем верными, а поведение не приводит к намеченной цели. В этом возрасте часто происходят разводы. Полюсами этой проблемы выступают – близость, с одной стороны, и одиночество, с другой. Уделом может стать одиночество – состояние человека, которому не с кем разделить свою жизнь и не о ком заботиться.

37-42 года – кризис середины жизни. Человек, заглядывая вперед, впервые видит конец жизни. Эта стадия характеризуется шкалой: самопоглощенность-общечеловечность. Один интересуется судьбами людей за пределами семейного круга, другой сосредотачивается на себе, своих потребностях и комфорте.

55-60 лет – кризис нравственного смысла жизни. Психосоциальный параметр этого периода заключен между целостностью и безнадежностью. Один испытывает удовлетворение от прожитой жизни, другой видит только упущенные возможности и считает, что переделывать или начинать что-то уже поздно.

    1. Семейные кризисы.Выделяются в соответствии с этапами социализации человека как члена семьи, с теми новыми задачами и ролями, которые ему необходимо усвоить, чтобы семья могла полноценно развиваться.

I кризис: зачатие, беременность, рождение ребенка. Появляются новые качества: материнство, отцовство. Проблемы восстановления сексуальных отношений, преодоление страха за ребенка – у женщины, отчуждение – у мужчины.

II кризис:семьи с ребенком дошкольного возраста. Нарастание пресыщенности материнства (отцовства) и раздражение по поводу хронической нехватки времени для собственных нужд и личных дел.

III кризис: семьи с ребенком младшего школьного возраста. Обусловлен расширением семейных контактов с внешним миром, опосредованно через ребенка (школа, учителя, сверстники ребенка)

IV кризис: семьи с ребенком подросткового возраста. Ребенок становится совсем не таким, каким его хотели видеть. У него развивается самостоятельность.

V кризис: семьи с ребенком, покидающим дом. Он стал взрослым и уходит в поисках независимости. Родители часто ощущают при этом потерю. Поиск источников обновления семейных взаимоотношений.

VI кризис: семьи со взрослым ребенком, образующим новую семью. Способность или неспособность отказаться от прежней власти над своим ребенком, переосмыслить себя и свои возможности помочь детям.

VII кризис: семьи, сталкивающиеся с проблемами психофизиологических изменений (климакс, снижение потенции у мужчин).

VIII кризис: родители становятся бабушками и дедушками. Новые роли в семейных отношениях. Увеличение количества свободного времени, возможностей творческого его использования.

IХ кризис: постаревшей семьи. Осознание собственного отношения к смерти и одиночеству. Потеря супруга. Плохое здоровье. Мысли о бессмертии души. Иногда обретают веру.

    1. Личностные кризисы

Существуют кризисы, обусловленные самими качествами личности, ее особенностями и развитием.

1. Кризисы творческой личности.

2. Кризисы личностного роста (экзистенциональный кризис). Потеря смысла жизни, в таком случае, является не только основной причиной самоубийства, но и проблемной ситуацией, в результате преодоления которой человек может проявить сущность своего бытия, обрести смысл жизни. Обнаружить смысл жизни можно тремя путями: – совершая дело (подвиг); – переживая ценности (любовь к другому человеку); – путем страдания, при этом у человека всегда идет выбор – подняться или сломаться.

    1. Событийно-биографические кризисы

1. Сильная степень: смерть близкого человека, развод.

2. Средняя степень: травма или болезнь, сексуальные проблемы, потеря дома, беременность, брак.

3. Слабая степень: перемена места жительства, уход детей из дома, отпуск и т.д.

    1. Профессиональные кризисы

Изучаются в связи с экстремальными условиями работы человека, как проблема его адаптации, особенно молодежи, к условиям труда, трудовой социализации и как проблема информационного устаревания, если человек не может повышать свою квалификацию.

Кризисы профессионального развития учителя.

Примерный возраст, в котором педагог наиболее вероятно испытывает профессиональный кризис, это: 24-25 лет, 32-33 года, 42-43 года. Современная ситуация усиливает динамику личностных и профессиональных кризисов развития, которая в свою очередь накладывается еще и на динамику социального кризиса. Типы кризисов в профессии: 1.Кризис адаптации к профессии. Как правило, кризисные состояния испытывают творчески работающие молодые учителя. 2.Кризис рутинной работы(через 10-15 лет). Может превратиться в функционера. 3.Кризис учителя с большим опытом работы(с изменением ценностного мира учащихся).

Леность проявляется в отсутствии желания трудиться и учиться. По многим причинам леность справедливо считается большим недостатком характера детей и взрослых. Общество построено на труде. Прогресс современных демократических стран с рыночным хозяйством невозможен без развития свободного творческого и высокоэффективного труда, без значительного повышения эффективности производства.

Наибольшая трудность в профилактике лени заключается для родителей в своевременном распознавании ее симптомов. Родители ошибочно принимают признаки лени за проявление усталости, желание спать, наступление заболевания. В таких условиях ребенок не привыкает подчинять свои желания сознательным целям, пониманию долга и целесообразности. Бывает и обратное, лень развивается от нереальных требований со стороны родителей: завышенные задания вызывают чувства протеста, безнадежности и отвращения к труду. Ребенок может стать ленивым из-за отсутствия трудовой обстановки в семье. Каждый член семьи должен иметь определенные домашние обязанности, а посильный труд детей должен поощряться и уважаться. В последние несколько лет подростки и старшеклассники открыто демонстрируют свою лень по отношению к учебе, презирают старательных учеников за прилежание, аргументируя это тем, что образованные, интеллигентные люди получают мало денег. Здесь следует объяснить и убедить подростков, что положение с оплатой труда людей, занимающихся умственной деятельностью в нашей стране, временное, вызванное трудностями переходного периода. Кроме того, так называемая коммерция сейчас носит у нас весьма примитивный, а то и криминальный характер. Воспитание воли значительно способствует преодолению лени. Перебороть свою душевную слабость всегда приятно любому человеку. Борьбу с ленью у детей надо начинать при первом ее появлении, пока она не превратилась в привычку. Воспитательное воздействие на ленивых следует предпринимать с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Например, у младших школьников имеет место чаще всего не лень, а неорганизованность. Следует учитывать, что проблема лености не разрешена достаточно успешно даже в передовых промышленных странах мира, хотя трудовое воспитание и обучение поставлено там лучше, чем у нас. Дело в том, что в этих странах многие люди все больше начинают уделять внимания досугу в ущерб производству. Проблема усиления мотивации к трудовой деятельности является злободневной для США, Англии, Германии, Японии и других стран.

Личность как совокупность социальных качеств. Безответственность: нежелание отвечать за выполнение порученных заданий и обязанностей; неспособность осознать социальные или организационные последствия своих действий. Ответственность: осознание независимости своих действий и их последствий от своего решения и управления; готовность отвечать за них в рамках социальной или организационной структуры.

Безразличие: склонность оставлять без внимания и вмешательства осложнения, мешающие выполнению задания и достижению намеченной цели; недостаток решимости активно использовать внутренние средства субъекта.

Боязливость: склонность избегать неясных и опасных ситуаций, которые требуют решения с определенной степенью риска.

Смелость: стремление к риску при принятии решений в неясных, незнакомых или опасных ситуациях даже при сильном эмоциональном давлении; способность действовать упорядоченно при информационной неопределенности, а также в ситуациях, связанных с чувством неуверенности или страха.

Беспринципность: склонность во время подготовки и реализации деятельности легко отказываться от личностных критериев, правил, принципов, ценностей, норм и идеалов.

Принципиальность: способность твердо придерживаться в изменяющихся условиях принципов, норм, идеалов, принятых субъектом. Энергичность: умение развить в короткое время значительное, иногда максимальное волевое усилие, резко повышающее активность. Сознательность: осознание своих настоящих, действительных побуждений и их причин, главной цели, значения и смысла действий.

Менталитет– это осознаваемые и неосознаваемые представления, установки, стереотипы социального поведения, формирующиеся у народа, общества на протяжении истории и влияющие на его современный образ жизни.

Российский менталитет формировался под влиянием многих этнических, социально-исторических, культурных факторов. Тысячелетняя история России была не только процессом собирания ее земель, но и формирования этнического типа, в котором на восточно-славянскую основу наложились финские, тюркские, монгольские и другие этнические населения. Это, с одной стороны, определило особую стойкость ее генофонда (Л.Н. Гумилев), сформировало такие черты национального характера, как способность концентрировать духовные и физические силы, терпеливо переносить напасти в годины бедствий, выработало «привычку к сверхусилию»; с другой, повялило на внутреннюю противоречивость нашего этнического типа, что нередко отмечали русские мыслители (Ф.М. Достоевский, С.Н. Булгаков). В процессе исторического и культурного развития России сформировались такие черты ее менталитета, как максимализм, устремленность к абсолютным социальным ценностям, царству правды и справедливости, патриархально-общинное сознание, отказ от индивидуальной свободы в пользу коллективности, народовластия; философия страдания, пассивности, связанная с ожиданием чуда, харизматического лидера, Второго пришествия; нигилизм и стремление разрушать прошлое «до основанья», обусловленные идеологией возмездия, социальной мести. Социально-исторические корни российского менталитета обусловлены тем, что большая часть нашей истории была связана с доиндустриальными формами жизни, сельской общиной. Растворенная в общине личность чужда самостоятельности, новациям, она следует патриархальным традициям, нормам поведения. Специфика российских специальных условий определялась и затянувшимся господством феодальных отношений, крепостного права. Это тормозило общественный прогресс, было причиной раскола общественного самосознания. Как отмечал Н.А. Бердяев, русская жизнь была построена «на разрывах»: власть и народ, народ и интеллигенция, интеллигенция и царизм. Самодержавие выдвигало идеологию триединства: «самодержавие, православие, народность». Между основными полюсами российского менталитета – «феодально-монархическим сознанием» и «сермяжной правдой» – специфическое место занимала российская интеллигенция, которой было свойственно обостренное чувство совести, исторической вины перед народов, склонность к социальной риторике и увлечению радикальными идеями и проектами.

Особую роль в формировании российского менталитета выполняла культура, она выступала фактором консолидации нации, собирания ее сил. Российскую культуру отличали высокое гражданское чувство, патриотический дух, вера в будущее России, ее особый путь, особую миссию в мире. В ней духовный тип России противопоставлялся Западу. Западная и восточная культурная ментальность имеют свою специфику. Запад – носитель культуры динамического, активистского типа, ориентирующейся на преобразование внешней реальности. Востоку более свойствен традиционалистский тип культуры, нацеленной на созерцательное, адаптивное отношение к миру, природе, человеку. Идеологи русской идеи хотели защитить культуру России от негативных явлений индустриальной цивилизации, от «цивилизованного коварства». В менталитете русской культуры взаимодействуют оба начала, однако восточное начало лидировало. Это объяснялось влиянием православно-христианской традиции, пришедшей из Византии. Отсюда особый дух нашей культуры – готовность к всечеловеческому единению, покаянию, «самообнажению, беспощадному самосуду». Именно это и позволило русской культуре определить свое время, выдвинув ряд идей, адресованных постиндустриальной цивилизации: идеи космизма, ненасилия, соборности, диалога, всечеловеческого братства. Православно-христианская идея стимулировала лучшие качества национального характера (открытость, доверчивость, бескорыстие, самоотверженность, широту души) и в то же время закрепляло наше историческое отставание: пассивность, покорность, отрицательное отношение к богатству, уравнительные устремления. Православно-христианская идея была долгое время и основной социальной идеей.

Ментальность – это образ мыслей, «совокупность духовных установок и навыков» народа, общества.

Методология социальной педагогики – философское направление научного познания, указывающее пути функционирования всего общества, его групп и развитие отдельной личности, индивида в конкретных историко-культурных условиях общества, а также пути исследования воздействия отдельных групп на социальное формирование личности. Социальная педагогика, являясь методологической базой социальной работы с человеком, обеспечивает необходимый педагогический компонент, поэтому в своем прикладном содержательном контексте интерпретируется как педагогика социальной работы.

Методика– сложившаяся совокупность методов, позволяющих решать социально-педагогические задачи и ситуации.

Народная педагогика– это система принятых в данной местности данным народом приемов и методов воспитания, которые передаются от одних поколений к другим и усваиваются ими, прежде всего, как определенные знания, умения и навыки, приобретенные людьми в процессе жизни. Народная педагогика предполагает передачу социального опыта, норм поведения, общественных традиций той или иной идеологии. Народная педагогика проявляется в моральных законах и обычаях, закрепляя сложившиеся традиции. Существуя со времени возникновения человеческого общества, она впитала в себя вековые обычаи и требования к воспитанию детей. Народная педагогика учила трудолюбию с малых лет – поначалу в семейных делах, но вырастал человек и проверка его трудовой подготовки всегда была общественной. Одна из важнейших заслуг народной педагогики перед всем человечеством состоит в разработке ею принципов одной из главных педагогик – педагогики труда.

Общие задачи у человечества в народной педагогике:

  1. Выжить. Для этого надо было быть способным на защиту и на обеспечение пищей хотя бы только самого себя.

  2. Уметь учиться жить в обществе людей и для людей (с помощью общества выжил и развился человек как вид).

  3. Воспитание членов общества: выработка приемов эффективной передачи всей жизненной информации последующему поколению, сохранение преемственности в воспроизводстве жизни и забота о поступательном развитии.

Формы реализации народной педагогики:

  1. Создание образа совершенного человека, который выступает как отражение коллективного опыта данной общности людей, как идеал, в котором сконцентрирована цель воспитания.

  2. Каждый член общества является одновременно объектом и субъектом воспитания, и учителем, и учеником.

  3. Главным методом воспитания считается воспитание в процессе труда. Участие в общественном труде рассматривается как обязательное требование к каждому члену общества.

  4. Процесс воспитания сопровождается максимальным расширением набора воспитательных средств и связан практически с педагогизацией всех условий жизни человека и коллектива, общности.

  5. Общественный постоянный контроль за каждым через общественное мнение.

Наторп Пауль (1854-1924 гг.) – немецкий философ, представитель марбургской школы неокантианства. В этике Наторп разработал концепцию «социальной педагогики», основанной на идеале неограниченного господства духа и направленной на пробуждение в каждом человеке сознания внутренней свободы. Исходя из педагогических принципов Песталоцци, Наторп стремился создать систему воспитания, цель которой – гармония индивидуального и социального начал в человеке. Эта концепция оказал влияние на теоретиков «этического социализма». Он считал главными задачами педагогики выявление тех социальных условий, которые наиболее благоприятны для воспитания человека, и определение путей гражданского воспитания.

Нравственное воспитание. Формирование долга, ответственности, гуманности, справедливости, чести, благородства в отношении человека к обществу, Родине, окружающим людям и самому себе во все времена определяло нравственное воспитание. Эти общечеловеческие моральные ценности были и остаются главной мерой достоинств личности. Ребенок не рождается на свет нравственным или безнравственным, он постепенно становится таким в зависимости от того, в какой среде живет и какое воспитание получает. Не правы родители, которые полагают, что их задача – формировать у ребенка лишь простые нравственные понятия, такие, как доброта, честность, правдивость, такт, а забота о его развитии как активного члена общества – дело школы и государства. Они не учитывают того, что воспитание честности, доброты, совести неотделимо от формирования гражданских качеств личности.

Нравственное самоопределение– высший уровень нравственного развития личности, показатель ее зрелости. Нравственное самоопределение отражает добровольное следование личности моральным требованиям общества, при котором имеет место адресование моральных требований к самому себе в качестве должного. Нравственное самоопределение также отражает активность нравственного сознания, характеризующегося оцениванием жизненных ситуаций и выбором альтернативы поведения через нравственные критерии.

Педагогический такт. Так в буквальном смысле слова означает «прикосновение». Это нравственная категория, помогающая регулировать взаимоотношения людей. Основываясь на принципе гуманизма, тактичное поведение требует, чтобы в самых сложных и противоречивых ситуациях сохранялось уважение к человеку. Быть тактичным – нравственное требование к каждому человеку, особенно к педагогу, который общается с развивающейся личностью. Педагогический такт отличается от общего понятия такта тем, что обозначает не только свойства личности учителя (уважение, любовь к детям, вежливость), но и умение выбрать правильный подход к учащимся, то есть это воспитывающее, действенное средство влияния на детей.

Педагогический такт– это мера педагогически целесообразного воздействия учителя на учащихся, умение устанавливать продуктивный стиль общения. Педагогический такт предполагает и гибкость поведения учителя – тактику. Ведь педагог выступает перед детьми в разных ролях, которые требуют проявления такта в различных тональностях. Выбор тактики в общении связан с умением пользоваться ролевыми позициями. Это три позиции: – «пристройка сверху» – демонстрация независимости, решение взять ответственность на себя (это позиция «родителя»); – «пристройка снизу» – зависимая, подчиняемая и не уверенная в себе личность (это позиция «дитяти»); – «пристройка рядом» – выражение корректности и сдержанности в поведении, умение считаться с ситуацией, понимать интересы других и распределять ответственность между собой и ними (это позиция «взрослого»).

Условия овладения педагогическим тактом: прежде всего – это знание психологии возраста и индивидуальных особенностей современных детей; – не менее важны и знания основ морали, умение видеть нравственный смысл в поступках; – необходимы знания способов воздействия на занимающихся, которые должны переходить в умения: любить детей, показывать свою любовь; наблюдать, видеть внутренние пружины поведения детей; ориентироваться в обстановке; избирать целесообразный способ воздействия; беседовать с детьми (нетактичный учитель отводит ученику позицию пассивного слушателя, проявляет снисходительность словом, жестом и мимикой).

Значение в формировании правильного стиля общения имеют выдержка, самообладание, справедливость, творческий подход к опыту других, развитие педагогической техники, чувства юмора.

Педагогическое общение– взаимодействие педагога с учащимися, направленное на оптимизацию учебно-воспитательного процесса. Педагог должен быть активизатором дидактического и коммуникативного общения.

Типичные ошибки педагогического общения: – авторитет личности подменяется авторитетом должности; – неумение, а порой и нежелание правильно понять и истолковать мысли и чувства другого человека (воспитанника, коллеги, родителей и т.д.); – слаборазвитая способность выражать свои мысли и чувства понятным для других образом; – недостаточное внимание эмоциональной стороне взаимодействия, неумение вызвать положительные эмоции; – недооценка оптимистического настроения, поддерживающего человека и пробуждающего веру в себя и в свои способности.

Структура педагогического общения:

  1. Моделирование педагогом предстоящего общения с классом (прогностический этап).

  2. Организация непосредственного общения в момент начального взаимодействия (коммуникативная атака).

  3. Управление общением в ходе педагогического процесса.

  4. Анализ осуществленной системы общения и моделирование ее на предстоящую деятельность.

Этап моделирования требует знания особенностей аудитории: характера ее познавательной деятельности, вероятностных затруднений, динамики работы. Этап, называемый «коммуникативная атака», говорит за себя: нужна техника быстрого включения класса в работу, нужно владеть приемами самопрезентации и динамического воздействия. На этапе управления общением необходимо умение поддерживать инициативу занимающегося, организовывать диалогическое общение, корректировать свой замысел с поправкой на реальные условия. Анализ общения направляется на соотнесение цели, средства и результата.

Функции общения: познание личности, обмен информацией, организация деятельности, обмен ролями, сопереживание, самоутверждение.

Поведение– присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью.

Принципы социальной педагогики.Классификация принципов социальной педагогики основана на выделении важнейших факторов, определяющих эффективность социально-педагогической деятельности по регулированию отношений между личностью и средой.

  1. Принцип целостностиотражает связь социального воспитания с другими факторами, определяющими развитие ребенка. Он дает обоснование процессу гармонического развития человека как существа биосоциального и экзистенциального. Принцип целостности в социальной педагогике означает достижение единства всех условий, обеспечивающий эффективность социального развития личности:

Реализация принципа целостности способствует упорядочению социально-педагогического процесса.

  1. Принцип природосообразности – один из старейших педагогических принципов. Впервые он был сформулирован мыслителями Древнего Рима, в дальнейшем получил научное обоснование в трудах чешского педагога Я.А. Каменского (середина ХVIIв.) и швейцарского педагога-исследователя И.Г. Песталоцци (рубеж ХVIII-ХIХ вв.).

Суть принципа природосообразности заключается в обосновании выбора естественного пути развития человека. Согласно этому принципу любой педагогический процесс, в каких бы условиях он ни проводился, требует соблюдения следующих условий:

Принцип природосообразности рассматривается как защита подрастающего человека от возможного разрушительного влияния среды, насильственного давления, диктата.

  1. Принцип гуманизмаявляется инвариантным компонентом отношения человека к другим людям, к обществу на всех исторических этапах развития цивилизации. Его сущность состоит в приоритете общечеловеческих ценностей в личностно ориентированном педагогическом процессе. Реализация этого принципа требует соблюдения определенных условий, а именно:

  1. Принцип культуросообразности предполагает максимальное использование культуры той среды, в которой происходит педагогический процесс. Для его реализации необходимо соблюдение следующих условий:

Вышеперечисленные основные принципы социальной педагогики взаимосвязаны. Их практическая реализация предполагает анализ и синтез конкретных задач; тщательный отбор содержания, методов, средств и форм; соблюдение необходимых условий при осуществлении социально-педагогической деятельности.

Профилактика– совокупность мероприятий по предупреждению нарушений.

Самовоспитание– работа человека над собой с целью формирования качеств своей личности. В самовоспитании человек выступает как субъект самовоздействия и самоуправления. Самовоспитание предполагает достаточно высокий уровень развития самосознания, а также способность к самонаблюдению, самоконтролю и самоанализу своих поступков, сравнению себя с другими и формированию адекватной самооценки. Самовоспитание выражается в стремлении к самопознанию и самосовершенствованию. В детские годы самовоспитание находится в зачаточном состоянии и его проявления неразрывно связаны с воспитательными воздействиями педагогов и родителей. Интенсивное развитие самовоспитания начинается в подростковом возрасте в связи с формированием «чувства взрослости» и повышенной критичности подростка к воспитательным воздействиям взрослых. В юношеском возрасте, а затем в зрелые годы самовоспитание становится главнейшим фактором социализации личности. Источником и движущей силой самовоспитания является диалектическое противоречие между самооценкой реального «Я» («Я-концепция») и идеальным «Я». По мере развития личности изменяются ее идеалы, что обусловливает непрерывность и беспредельность процесса самовоспитания в развитии личности.

Семья – ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными (биологическими, хозяйственными) и духовными (нравственными, правовыми, психологическими, эстетическими) процессами.

Типы современной семьи: 1. Молодая семья. Основа ее нравственного мира – поиски общих идеалов, обретения единых потребностей и мотивов семейной жизни. «Пик» разводов в таких семьях приходится на возраст 30-34 года. 2. Материнская семья. В нее входят женщины от 15-19 лет и 40-44 года. Первые характеризуются наивностью и неопытностью, другие – зрелым решением – уйти от одиночества. 27 % детей таких матерей находятся в доме ребенка. 3. Многодетная семья. В нее входят: – люди, сделавшие сознательный выбор; – обстоятельства (рождение двойни, тройни, боязнь прервать беременность); – слияние двух неполных семей; –проявление неблагополучия, где дети – средство добывания определенных благ.

В эпоху социальной нестабильности усиливается роль семьи как фактора социализации и воспитания человека. В то же время появляются трудности, которые заключает в себе проблема воспитания семьянина:

1. Во многом утрачены традиции российского семейного воспитания и его нравственные ценности, что затрудняет опору в воспитании семьянина в национальных традициях.

2. По статистическим данным в городской среде около половины семей распадается. В таких условиях ценность семейных отношений ребенком часто не ощущается.

3. Явственно обозначилась тенденция к снижению рождаемости.

4. Низок уровень сексуальной культуры общества в целом и родителей современных школьников, в частности. Обесценились такие понятия как «целомудрие», «супружеская верность», «женственность», «девичья честь», «родительский долг».

5. Занятость родителей приводит к отчуждению от школьных и жизненных проблем детей, в том числе и проблем воспитания семьянина. Увеличивается «закрытость» семьи, ее нежелание сотрудничать со школой.

6. Исчезли из социально-педагогической практики формы, позволяющие учебному заведению вторгаться в семейную жизнь или привлекать общественность, оказывая воздействие на «трудные семьи».

Основной идеей в деле воспитания человека в роли семьянина может быть идея гармонизации, согласования целей и интересов ребенка, семьи и школы. Идея гуманизации семейных отношений возможна при условии равноправного партнерства школы и семьи.

Ситуация – совокупность внешних обстоятельств, побуждающих личность к определенной активности.

Социализация – это воспитательный потенциал общества и его влияние на подрастающее поколение. Это процесс включения подрастающего поколения в систему социальных ролей, детерминированных социально-экономическим строем данного общества, путем активного освоения и развития существующих систем ценностей и норм поведения.

Социализация в спорте– процесс формирования личности спортсмена, аккумулирующий ценности, нормы, традиции, идеалы и правила спортивного поведения, которые накопила и создала его спортивная команда и которые детерминирует тренер. В процессе социализации в спорте происходит не только преобразование различных этических, нравственных качеств спортсмена, но и непременное обязательное накопление индивидуального опыта социальной жизни в спорте и в своей спортивной команде. Наиболее важными интегральными механизмами социализации спортсмена являются научение, подражание, имитация, рефлексия, эмпатия – сопереживание. Посредством указанных механизмов происходит освоение и присвоение опыта данной спортивной общности, сохранение и передача этого опыта последующим поколениям спортсменов. Существенным признаком процесса социализации является формирование самосознания у спортсмена. Косвенно об уровне социализации можно судить по показателям мотивации достижений, самооценке и уровню притязаний спортсмена.

Социализация личности в спорте. В физической культуре и спорте имеется целая совокупность общественных отношений, начиная с тренировки и кончая состязанием. Как особый вид социальной деятельности физическая культура и спорт связаны с воспроизводством самого человека. Особенно ярко проявляются общественные отношения в системе спортивных соревнований, которые можно рассматривать как особую форму социальной активности, в процессе которой создаются такие социальные ценности, как спортивная победа, престиж определенной общности людей, зрелище, сопереживание и т.п. Понятие «вовлечение в спорт» самым тесным образом связано с понятием «спортивная социализация» в том смысле, что принятие определенной роли означает начало этого процесса. Поэтому проблема «спортивной социализации» отвечает на вопрос, до какой степени вовлечение в спорт может оказать влияние на социально желательное развитие личности соревнующихся и участников спортивного движения и до какой степени это способствует социальной интеграции на различных уровнях общественной жизни. Главное в социализации личности человека средствами физической культуры и спорта заключается в использовании физического воспитания для нравственного, эстетического воспитания физкультурника и спортсмена, для превращения человека в творческую личность.

Социальная активность – системное свойство личности, отражающее ее позиции и отношения к общественно значимым ценностям. Социальная активность характеризуется направленностью на определенную деятельность, цели. Интенсивность социальной активности может быть выражена в разной степени – от сильной творческой позиции и инициативного отношения к избранной цели, целям и соответствующим деятельностям до практически пассивного, созерцательного отношения и позиции. Наиболее отчетливо степень социальной активности представлена в комплексе отношений человека, раскрывающего сущность его характера.

Социальная группа– единица социальной структуры (строения общества) в соответствии с видом структуры общества (классовым, профессиональным, демографическим и т.д.).

Социальная педагогика– гуманистическая область знаний, связанная с исследованием проблем человека в среде, целостности формирования личности в среде, культуросообразности окружающей среды.

Цель социально-педагогической подготовки социального работника – научить рассматривать человека в обществе, в социуме как открытую социально-педагогическую систему, применять методологию и теорию в различных областях социальной работы.

Методология социальной педагогики – философское направление научного познания, указывающее пути функционирования всего общества, его групп и развитие отдельной личности, индивида в конкретных историко-культурных условиях общества, а также пути исследования воздействия отдельных групп на социальное формирование личности. Социальная педагогика, являясь методологической базой социальной работы с человеком, обеспечивает необходимый педагогический компонент, поэтому в своем прикладном содержательном контексте интерпретируется как педагогика социальной работы.

Назначение социальной педагогики – преодолеть отрыв (в воздействии объективных и субъективных факторов на формирование личности) от философии, социологии, приблизить педагогические исследования, теорию педагогики к конкретным социокультурным условиям жизни общества. В разных странах существовали различные концепции и принципы социальной работы. Основной областью своей деятельности социальные работники всего мира уже на самых ранних этапах избрали «личность в среде» (с упором на личность человека и его семью) и «среда – личность» (с акцентом на социальные условия, окружающие личность и семью) или «личность в ситуации».

.

Социальная политика– это принципы и виды социальной деятельности, направляющие и регулирующие отношения между индивидами, группами, общинами, социальными институтами. Они основаны на ценностях и обычаях социума и в основном обуславливают распределении ресурсов и уровень благополучия членов социума.

Социальная помощь – система специальных мер, осуществляемых службами помощи и направленных на поддержку и содействие человеку, семье или группе в преодолении их личных сложных жизненных ситуаций, которая побуждает их к активной самопомощи в создании или сохранении достойных и комфортных условий жизни и личностного развития.

Социальная работа – это профессиональная деятельность, осуществляемая специалистами и их помощниками и направленная на оказание индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц, попавших в трудную для них жизненную ситуацию, через информирование, консультирование, прямую натуральную и финансовую помощь, социальную реадаптацию, уход и обслуживание больных, одиноких, педагогическую и психологическую поддержку, ориентирующую нуждающихся в помощи на собственную активность по разрешению трудных ситуаций и помогающая им в этом.

Объектом социальной работы является любой человек, добровольно обратившийся за помощью, и тот, кто нуждается в ней.

Социальная ситуация развития спортсмена – специфическое для каждого возраста сочетание социальных факторов психического развития, то есть своеобразие социальной среды и положения человека в ней, особенности обучения и воспитания, собственной активности личности, ее внутренней позиции. Социальная ситуация развития спортсмена в каждом возрасте характеризуется целым комплексом дополнительных условий (по сравнению с неспортсменами), оказывающих влияние на его политическое развитие. Наиболее существенными среди них являются социально-психологические особенности избранного вида спорта, этап спортивной подготовки, конкретные особенности ее содержания и методики, отношения между спортсменом и тренером, социально-психологический климат спортивной команды, статус спортсмена в команде, его внутренняя позиция по отношению к целям спортивной деятельности и др.

Социальная служба– система государственных и негосударственных структур, осуществляющих социальную работу и имеющих в своем составе специализированных видов работ (правовая, педагогическая, психологическая и иные виды помощи).

Социальная среда понимается как объективно пережитая человеком объективная реальность, это своеобразный показатель усвоенной им культуры, уровня его социального развития, уклада жизни, меры участия в жизни общества.

Социальное благополучиескладывается из национальной системы программ, ресурсов и служб, помогающих людям удовлетворять социальные, экономические, образовательные, здравоохранительные и т.п. нужды и отражающих состояние коллективного благополучия общины, общества в целом.

Социальное управление– сознательное воздействие на общественную систему с целью ее упорядочения. В социальном управлении главными компонентами управляющей и управляемой подсистем (субъекта и объекта управления) выступают люди как представители различных организаций или какие-либо организационные подразделения в целом. Специфика социального управления состоит в тесном взаимодействии его субъектов и объектов, перемене их местами, а также в множественности его субъектов. Управление создает формы управляемых объектов, вырабатывает стимулы их развития и функционирования. Управление, обладая системным характером, интегрирует производственные, социальные, научные и иные процессы в целостность, гармонически развивающуюся общественную систему.

Социальные услуги– деятельность социальной службы по удовлетворению потребностей и интересов клиентов.

Социальный педагог – это профессионально подготовленный специалист в области педагогики отношений в социуме. В семье и семейно-соседской общности, в сельской общине и на предприятии, в общеобразовательной и профессиональной школах, в больнице, приюте, детском доме или интернате для престарелых, в исправительном учреждении социальный педагог влияет на формирование воспитывающих, гуманистических, нравственно и психологически комфортных отношений в социуме. Субъективной позиции клиента. Цели деятельности социального педагога: создание благоприятных условий для развития личности; оказание комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и социалной адаптации личности, защита личности.

Социально-педагогическая технология- совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор методов, приемов и средств достижения определенной социально-педагогической цели.

Справедливость – предполагает моральную оценку общественных отношений, констатирующую социальную значимость поведения людей, сущность и тенденции социальной политики. Моральное осуждение того или иного явления является симптомом его разложения, а моральное одобрение – признак его социальной значимости. Справедливость утверждается юридическим законодательством, нравственными нормами и правами, сложившимися в жизни разных социальных групп, в определенных конкретно-исторических условиях. Справедливость в сфере физической культуры и спорта предполагает использование объективной моральной оценки взаимоотношений спортивного коллектива с обществом, отношения граждан как членов общества к занятиям физическим упражнениями, к спортивным соревнованиям, к соперникам, к интересам команды, к своим личным запросам.

Стыд– одно из проявлений нравственного самосознания личности, моральное чувство, в котором человек выражает осуждение своих действий и моральных качеств (либо проявления людей, с которыми он идентифицирует себя). Стыд развивается либо под воздействием собственного осуждения, либо – осуждения со стороны других. Стыд выступает в качестве важного стимула к развитию множества интеллектуальных, физических и социальных навыков и образованию определенных типов защиты «Я»: проекции, рационализации, вытеснения, замещения и т.д.

Субкультура (от лат.Sub– под) – 1) культура какой-либо социальной или демографической группы; 2) в чем-то ограниченная культура социальной общности, обусловленная бедностью ее социальных связей, неполнотой или затрудненностью доступа для нее к культурному наследию. Молодежь развивает собственную субкультуру, в частности, создает свой жаргонный язык, моду, музыку, нравственный климат, более богатую в некоторых отношениях, чем культура взрослых. Ее особенности объясняются, с одной стороны, избытком жизненной энергии, богатством воображения, а с другой, отсутствием у нее экономической и социальной самостоятельности.

«Трудные дети». Понятие возникло в довоенное время в обыденной жизни, затем почти не употреблялось, а вновь появилось в 50-60-е годы. На основе анализа современной научно-педагогической литературы, составляющего содержание понятия, указываются три признака: 1. Отклоняющееся поведение. Делинквентное поведение – цепь проступков, провинностей, мелких правонарушений, отличающихся от криминальных, то есть уголовно наказуемых, серьезных правонарушений и преступлений. Девиантность – отклонение от принятых в обществе норм. В объем этого понятия включаются как делинквентное, так и другие виды нарушения поведения (от ранней алкоголизации до суицидных попыток). 2. «Педагогически запущенные дети», нарушения поведения которых нелегко исправляются и корригируются. 3. Дети, особенно нуждающиеся в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимании коллектива сверстников и окружающих. Не все педагогически трудные дети: некоторые относительно легко поддаются перевоспитанию. Термин «трудные дети» неудачен. Его не следует применять в общении с конкретным школьником и его родителями. В зарубежной психологической и педагогической литературе применяется термин «учащиеся с проблемами».

Урбанизация – социально-экономический процесс, выражающийся в росте городов, городского населения и распространении городского образа жизни на все общество. Признаки урбанизации: доля городского населения; плотность и степень равномерности размещения крупных городов; транспортная и иная доступность крупных городов для остального населения; многообразие отраслей народного хозяйства; доступное разнообразие видов трудовой и досуговой деятельности населения; распространение городских форм жизни как на население городов, так и на жителей села.

Ценностные ориентации личности– разделяемые личностью социальные ценности, которые выступают в качестве целей жизни и основных средств их достижения и в силу этого приобретают функцию важнейших регуляторов социального поведения индивидов.

Честь – выражает представление о нравственной ценности человека как представителя определенной социальной группы:мужская, женская, военная честь и т.п.

Честолюбие – социальное чувство, проявляющееся как мотив действий, которые совершаются ради достижения человеком первенства, главенства, приобретения влияния и веса в какой – либо сфере общественной жизни.

Школьная психологическая служба – организованная структура и одновременно система мероприятий, направленная на психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в школах. Конкретно работа психолога в школе складывается из следующих взаимосвязанных разделов: психодиагностика, психопрофилактика, специальная работа по развитию и психокоррекции, психологическое просвещение и психологическое консультирование. Частично функции психолога в школе при соответствующей подготовке могут и должны взять на себя учителя, в том числе и учителя физкультуры.

«Школьное сообщество» – объединение учащихся, учителей, администрации и обслуживающего персонала в рамках учебного заведения.

Опыт развития школьных обществ гуманистической ориентации характеризуется следующими признаками: – наличием понимаемого всеми членами сообщества целостного образа собственной школы, представлением о ее прошлом, настоящем и будущем; – целостным подходом к школьному образованию, сочетаемым с консультированием, диагностикой, коррекцией и вариативностью организации совместной жизнедеятельности; – формированием здорового образа жизни в учебном заведении, которому свойственны осознанный порядок, позитивные ценности совместной жизни, мажорный тон, творческая самореализация учащихся и учителей, поддержка педагогических инициатив и новаций; – реализацией защитной функцией школы по отношению к личности каждого члена школьного сообщества; – педагогически целесообразной организацией природной и архитектурной среды учебного заведения.

Эгоизм – себялюбие, врожденное качество, связанное с инстинктом самосохранения и присущее большинству людей.

Эгоцентризм– склад сознания, мыслей и чувств, при котором поведение целиком определяется стремлением к личной выгоде, а личные интересы ставятся заведомо выше интересов других людей.

Элитарная школа – специальное образовательное учреждение для особой категории людей, относящихся к элитному слою общества. В такое образовательное учреждение могут направлять детей также некоторые семьи, не относящиеся к элитному обществу, но имеющие необходимые средства и возможности и считающие, что их детям такое обучение необходимо.

Эмпатия (от греч.Empatheia– сопереживание) – качество личности, ее способность проникать с помощью чувств в душевные переживания других людей, сочувствовать им, сопереживать, разделять их; постижение эмоционального состояния другого человека, проникновение, «вчувствование» в него. В качестве особых форм эмпатии выделяютсопереживание– переживание субъектом эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним исочувствие– переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого. Как показывают психологические исследования, эмпатию трудно воспитать, но также трудно и разрушить. Эмпатия сближает людей в общении, доводя его до уровня доверительного, интимного. Эмпатическая способность возрастает, как правило, с обогащением жизненного опыта. Она легче реализуется в случае сходства поведенческих и эмоциональных реакций индивида.

Этика – теоретическая наука о морали, ее социальной сущности, специфике и закономерностях развития.

Мораль – исторически сложившиеся нормы и правила поведения человек в обществе.

Нравственность – мораль, проявляемая в действиях, поступках.

Структура морали: 1. Нравственное сознание. 2. Нравственные отношения. 3. Нравственная практика.

Общие функции морали: – регулятивная; – стимулирующая; – оценочная; – познавательная; – воспитательная.

Анализ нравственного поведения личности в процессе социальной деятельности привел к понятию профессиональной этики: служебной, медицинской, педагогической, актерской и др., изучающих специфические особенности профессиональной морали.

Педагогическая этика – самостоятельный раздел этической науки, изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает ее функции, этические категории, разрабатывает основы педагогического этикета.

Задачи педагогической этики: 1. Изучение процесса формирования нравственных потребностей учителя и их влияния на развитие духовных и материальных потребностей учащихся. 2. Изучение причин неудачи воспитательного процесса и путей их устранения. 3. Изучение путей формирования и поддержания педагогического авторитета. 4. Определение тех нравственных качеств, которыми должен обладать педагог. 5. Изучение передового педагогического опыта и внедрение его. 6. Выявление природы конфликтов, определение их последствий, изучение способов их разрешения.

Основные принципы педагогической этики: – педагогический гуманизм; –педагогический оптимизм; – педагогическая солидарность и коллективизм; –убежденность учителя; – общая культурность и энциклопедичность знаний; – нравственная авторитетность; – разумная, дифференцированная требовательность; – добросовестное отношение к своим обязанностям; – уверенность в себе.

Этика спортивная – разновидность профессиональной этики, рассматривающая совокупность нравственных принципов, норм и правил поведения спортсменов, тренеров, судей, спортивных руководителей, врачей, зрителей. Соблюдение норм спортивной этики усиливает нравственное влияние спорта: повышает ответственность спортсменов, тренеров, всех участников спортивной деятельности за свое поведение, за отношение к процессу спортивной тренировки, спортивной борьбы, коллективу, к своим соперникам. Дисциплина, уважение к личности, большое трудолюбие в спорте и учебе, культура поведения – эти общие нормы нравственности конкретизируются в спорте в соответствии с его особенностями, со спецификой того или иного вида. Достичь успеха в воспитании спортсмена можно лишь при условии высокой этической воспитанности педагога-тренера.

Этика спортивно-педагогическая представляет комплекс педагогических и спортивных этических норм. В ней объединяется совокупность нравственных чувств, взглядов, оценок, норм поведения и жизненных идеалов, характеризующих наиболее значимые особенности педагогической деятельности тренера.

«Я»-концепция – понятие, раскрывающее одну из сторон самосознания личности. Термином «Я»-концепция обозначается образ собственного «Я», выступающий как установка по отношению к самому себе и включающий: – когнитивный компонент – образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т.д.; – эмоциональный компонент – самоуважение, себялюбие, самоунижение и т.д.; – оценочно-волевой компонент – стремление повысить уровень самооценки, завоевать уважение других людей и т.д. «Я»-концепция трактуется как предпосылка и как следствие социального взаимодействия между людьми, как следствие социализации личности.