1. В чем сущность и содержание педагогического менеджмента? Каковы государственно-общественные системы управления образованием в нашей стране?
Для раскрытия сущности и содержания педагогического менеджмента необходимо определиться, что такое «управление», «менеджмент».
Управление - функция организованных систем различной природы, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и цели.
В зависимости от природы объекта различают биологическое управление, техническое управление, социальное управление.
Разновидностью социального управления является управление педагогическими системами.
Педагогическое управление как практическая деятельность - это управление обучением и воспитанием учащихся.
Управление осуществляется в процессе деятельности, направленной на выработку решений, организации, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации.
Любая управленческая деятельность состоит из последовательности, взаимосвязанных действий (функций), представляющих законченный цикл: анализ, целеполагание, планирование, организационная деятельность, контроль, регулирование.
Основная цель управления - эффективное и планомерное использование сил, средств, времени, людских ресурсов для достижения оптимального результата.
Как отмечает Ю. Конаржевский в работе «Внутришкольный менеджмент», в условиях перехода от административно-командной системы к рыночной экономике требуются особые подходы к проблемам управления, и прежде всего к руководству людьми.
Таким инструментом, использование которого позволяет достигать поставленных целей, задач, опираясь на труд интеллект, мотивы поведения, профессиональное умение и знание других, является менеджмент.
Менеджмент (английское слово) означает способ, манеру обращения с людьми, власть и искусство управления, особого рода умелость и административные навыки, орган управления.
Менеджмент —это наука и искусство управления.
Цель менеджмента - создание научно-обоснованной системы развивающего управления.
Задачи менеджмента: внедрение перспективных инноваций, мобилизация неиспользованных резервов и научного потенциала коллектива, оптимизация деятельности и повышения эффективности работы всех подсис- тем управления, направленность на получение продуктивного результата - развития личности, учреждения, окружающей среды.
Менеджмент — это такое руководство людьми и такое использование средств, которое позволяет решать поставленные задачи гуманным, экономичным и рациональным путем.
Педагогический менеджмент - это наука о закономерностях, принципах, формах, методах, средствах управления, обеспечивающая оптимальное функционирование и развитие учреждения в системе образования.
Главным элементом педагогического менеджмента является профессиональный характер управленческой деятельности.
Закономерности педагогического менеджмента: гуманистичность, демократичность, аналитичность, целеполагание.
Принципы педагогическог о менеджмента:
целеполагание как основа планирования, организации и контроля всей деятельности менеджеров любого уровня управления;
целенаправленность управления (умение ставить цели с учетом реальности, перспективности, социальной значимости);
кооперация и разделение управленческого труда (опора на коллективное творчество и разум);
функциональный подход (постоянное обновление, уточнение и конкретизация функций исполнителей);
комплексность управления (определение цели, задач, организация, выполнение принятых решений, контроль, координация деятельности);
систематическое самосовершенствование педагогического менеджмента на всех уровнях управления.
Функции педагогического менеджмента:
- принятие решений (распоряжения, приказы, рекомендации, советы, планы);
- организация выполнения принятых решений (материально-техническое обеспечение, согласование, учет потребности личности исполнителя);
- предварительный, текущий, итоговый контроль (учет результатов, анализ, оказание помощи);
- инспектирование.
Характерные черты менеджера:
доступность любому работнику, его доброжелательность. Понимает, что управлять - значит делать дело руками других;
противник кабинетного стиля управления. Терпимо относится к выражению открытого несогласия, строит отношения на доверии и уважении;
-в трудные минуты не стремится найти виновного, а ищет причину сбоев и отклонений, старается не приказывать, а убеждать, строгий контроль заменяет доверием;
- оседает атмосферу, в которой свободное высказывание идей становится нормой, формирует хороший психологический климат в коллективе, не удовлетворяет интересы одних работников за счет ущемления других;
- публично признает свои ошибки и заслуги сотрудников.
Большой вклад в развитии науки управления внесли Бабанский, Кондаков, Конаржевский, Кричевский, Лазарев, Поташник, Портнов, Петрова, Сластенин, Симонов, Шамова, Фролов и др.
Государственный характер образования состоит в том, что в стране проводится единая государственная политика в области образования, определяемая Законом РФ «Об образовании», принятым в 1992 . Организационной основой государственной политики в области образования является Федеральная программа развития образования, которая принимается высшим органом законодательной власти на конкретный промежуток времени. Ее содержание определяется как общими принципами государственной политики, так и объективными данными анализа состояния системы образования с учетом перспектив и тенденций ее развития.
Принципы государственной политики в области образования сформулированы в Законе РФ «Об образовании»:
Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности и любви к Родине.
Единство федерального, культурного и образовательного пространства. Защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства.
Общедоступность образования, адаптивность системы образования и подготовки обучающихся, воспитанников.
Светский характер образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях.
- Свобода и плюрализм в образовании.
Демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.
На федеральном уровне государственная система управления образованием представлена федеральными органами исполнительной власти: Министерством образования и науки Российской Федерации и двумя Федеральным агентствами: Федеральным агентством по образованию (Рособ-разование) и Федеральным агентством по надзору в образовании и науке (Рособрнадзор). На уровне субъектов РФ управление региональными системами образования осуществляют министерства образования республик и отдельных областей и краев, управления, комитеты, департаменты образования в областях, краях, автономных образованиях и городах федерального подчинения.
Управление образованием на уровне местного самоуправления не входит, в соответствии с принципами современного российского федерализма, в систему государственного управления образованием, однако его значение исключительно велико. Именно этот уровень наиболее близок к управлению и организации самой разветвленной системы образовательных учреждений - общеобразовательных.
Наряду с государственными создаются общественные органы управления системой образования. Они состоят из представителей учительского и ученического коллективов, родителей и общественности.
Важнейшим признаком общественного характера управления образованием, кроме создания коллегиальных органов управления, являются разгосударствление (создание негосударственных учебных заведений) и диверсификации (одновременное развитие различных типов учебных заведений) образовательных учреждений.
Реальным воплощением общественного характера управления образованием является деятельность коллективного органа управления — совета школы. Функции и содержание работы совета определяются «Временным положением о государственных общеобразовательных учебных заведениях в Российской Федерации».
Высшим руководящим органом школы является конференция, которая проводится не реже одного раза в год. Конференция имеет широкие полномочия: на общешкольной конференции избирается совет школы, его председатель, определяется срок их деятельности. Каждое учебное заведение принимает на конференции Устав учебного заведения, учитывающий реальное состояние, цели, задачи, перспективы своего развития. Как коллегиальный орган совет школы утверждает основные направления развития, пути повышения качества учебно-воспитательного процесса.
В период между конференциями в роли высшего руководящего органа выступает совет школы, (учебного заведения).
Деятельность совета школы осуществляется по следующим основным направлениям:
- организует выполнение решений конференций;
наряду с родителями (лицами, их заменяющими) обеспечивает социальную защиту учащихся при рассмотрении в государственных и общественных органах вопросов, затрагивающих интересы этих учащихся;
устанавливает возраст учащихся при наборе I класс, необходимость и вид ученической формы;
-рассматривает отчеты расходования бюджетных ассигнований, формирует собственный фонд, определяет направление использования бюджетных и внебюджетных средств учебного заведения;
заслушивает отчеты о работе директора школы, его заместителей, отдельных педагогов;
-совместно с администрацией учебного заведения и его общественными организациями создает условия для педагогического образования родителей.
Совет школы, как правило, возглавляемый одним из представителей общественности или родителей, работает в тесном контакте с администрацией школы. Решение совета считается правомочным, если за его принятие проголосовало не менее двух третей присутствующих членов совета.
Совет школы — общественный коллегиальный орган, в задачи которого входят помощь, необходимая для эффективного осуществления образовательного процесса и развития школы, реализация важнейших требований, предъявляемых государством и обществом к обучению и воспитанию учащихся. В зависимости от традиций, условий и позиции администрации, учителей, учащихся и родителей возможны различные варианты деятельности совета.
Типичная их структура состоит из 3-х секторов (блоков): педагогического, родительского, ученического.
Педагогический сектор. В его состав входят заместители директора, представители общественных организаций и группа учителей, избранных педсоветом. Он рассматривает кадровые вопросы, помогает в организации педагогического контроля, разбирает конфликтные ситуации и т.д.
Родительский сектор. Он выполняет функции родительского комитета (который вливается в состав родительского сектора), состоит из разных комиссий и оказывает помощь в руководстве школой.
Ученический сектор. Он состоит из учащихся старших классов, представителей детских общественных организаций (избранных коллективом учащихся) и выполняет функции учкома (дежурство по школе, деятельность кружков, трудовые дела, соревнования, олимпиады и т.д.).
Каждая школа разрабатывает свое «Положение о совете школы», в котором определяет его цели, задачи, структуру, права и обязанности членов совета. Положение утверждается общим собранием (конференцией) педагогов, родителей и учащихся.
При наличии совета школы педагогический совет рассматривает в основном актуальные научно-педагогические проблемы образовательного процесса, программу развития школы, дает оценку деятельности руководства школы и учителей, решает организационные вопросы: утверждает учебные планы, программы, распределение нагрузки учителей, аттестационные материалы, рассматривает дела по движению контингента учащихся, перевод учащихся из класса в класс, направление в другие учебные заведения.
- Часть I. Общие основы педагогики
- 1. Что является объектом и предметом исследования науки педагогики и каковы ее функции? в каких случаях педагогика представляется как наука и в каких — как искусство?
- 2. Раскройте содержание следующих категорий педагогики: воспитание, перевоспитание, самовоспитание, образование, обучение
- 3. Какова система педагогических наук (общая структура и отрасли)?
- 4. Дайте общую характеристику методов педагогического исследования (теоретических, эмпирических и математических). В чем логика педагогического исследования?
- 5. Какова типология и каково многообразие современных образовательных учреждений?
- Часть II. Теория воспитания
- В чем сущность классических и современных концепций воспитания?
- 2. В чем сущность и содержание современных подходов воспитания учащихся (системный, деятельностный, личностно-ориентированный, философско-антропологический, синергетический)?
- 3. В чем сущность и содержание физического воспитания школьников? Каковы формы, методы и средства совершенствования физической и духовно здоровой личности?
- 4. В чем сущность формирования эстетической культуры школьников? Каковы содержание, формы, методы и средства эстетического воспитания учащихся в школе?
- Часть III. Дидактика
- 1. Раскройте сущность и содержание основных законов, закономерностей и принципов обучения. Что такое обучение и каковы его признаки?
- 2. Проанализируйте следующие дидактические концепции: традиционная, педоцентрическая, проблемное обучение, программированное обучение, развивающее обучение.
- 3. Раскройте сущность, содержание и пути реализации на практике основных функций обучения.
- 5.В чем сущность и содержание государственного образователь- ного стандарта?
- 6. Какова сущность происходящих в настоящее время инноваци- онных образовательных процессов? Какова структура инновацион- ных процессов в системе образовании?
- Часть IV. Педагогические технологии
- 1. Какие существуют педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся?
- 2. Какие существуют педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса?
- Особенности содержания технологии
- Концептуальные положения
- Особенности содержания
- Особенности методики
- Концептуальные положения
- Особенности методики
- Концептуальные положения
- Особенности организации
- Часть V. История педагогики и образования
- 2. Как развивалась педагогическая мысль в России после коре пых преобразований в экономической, .Политической, культурно жизни, осуществленных Петром I? Каковы были при этом школь реформы?
- Часть VI. Педагогическая диагностика
- 1. В чем сущность и функции педагогической диагностики? Каковы возможности педагогической диагностики в совершенствовании учебно-воспитательного процесса в школе?
- 2. Какова методика диагностического исследования процесса социального развития учащихся? Каковы особенности этой методики в работе с младшими школьниками?
- 3. В чем сущность и содержание работы классного руководителя по диагностике основных направлений выбора школьниками будущей профессии?
- 4.Какова методика диагностического исследования общего со- стояния учебного процесса в классе (школе)?
- Часть. VII. Управление педагогическими системами
- 1. В чем сущность и содержание педагогического менеджмента? Каковы государственно-общественные системы управления образованием в нашей стране?
- 2. Что такое педагогическая система? Каковы ее структурные компоненты.
- 3. В чем сущность и содержание педагогической культуры учителя и руководителей школы? Каковы основные компоненты этой культуры, как они формируются и практически реализуются?
- 4Обучающая функция.
- 4. Каковы общие критерии в оценке труда учителя? Какие существуют формы и методы подготовки учителя к аттестации и каков порядок ее проведения?
- Часть VIII. Коррекционная педагогика
- 1. Что такое «норма» и «отклонение» в физическом, психическом, интеллектуальном и моторном развитии человека? Как в настоящее время в школе исследуются учащиеся по этим показателям?
- ЧастьIx. Методика музыкального воспитания младших школьников
- Часть X. Методика преподавания изо в начальной школе
- 1. Какова методика проведения уроков рисования с натуры, по памяти и по представлению? Каковы особенности методики проведения уроков по изображению родной природы и предметов быта чувашского народа?
- Каковы особенности методики проведения уроков по изображению родной природы и предметов быта чувашского народа?
- 2. Какова методика проведения уроков декоративного рисования? Каковы особенности методики проведения уроков по изучению украшения одежды, изделий труда, жилища чувашей?
- Каковы особенности методики проведения уроков по изучению украшения одежды, изделий труда, жилища чувашей?
- 3. Какова методики проведения уроков тематического рисования? Каковы особенности методики проведения уроков по иллюстрированию сказок и других литературных произведений чувашского народа?
- Часть XI. Методика преподавания технологии в начальной школе
- 1. Дайте краткий анализ авторских программ по трудовому обучению младших школьников (трудовое обучение в.Г. Машинистова, школа мастеров т.М. I сроним ус, основы дизайн-образования н.М. Конышевой)
- 2. Каково должно быть оснащение класса-кабинета трудового обучения для учащихся начальных классов?
- 3. Какова методика преподавания технологии в начальной школе?